ENG

Подведены итоги работы по досудебному урегулированию налоговых споров за 2017 год

Дата публикации: 01.03.2018 15:05 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

За последние восемь лет достигнуты положительные показатели в работе по досудебному урегулированию налоговых споров. Более чем в 2,5 раза снизилось количество споров с налогоплательщиками, рассмотренных в досудебном порядке.

В результате системной работы в части урегулирования налоговых споров значительно снизилась нагрузка на суды – по сравнению с 2009 годом в 2,7 раза.

При этом, по более 80%сумм, оспариваемых налогоплательщиками в судах, решения принимаются в пользу налоговых органов.

За последние3 года более чем в 2 раза сократилось количество удовлетворенных жалоб на действия (бездействие) должностных лиц и акты налоговых органов ненормативного характера, не связанных с проведением налоговых проверок. Это свидетельствует о повышении качества предоставляемых услуг и создании более комфортных условий для ведения бизнеса.

Эти результаты достигнуты путем постоянного мониторинга со стороны Управления причин удовлетворения требований налогоплательщиков и контроля за выработкой инспекциями действенных мер по недопущению нарушений.

Соотношение количества жалоб, по результатам рассмотрения которых требования налогоплательщиков удовлетворены (полностью или частично), и количества жалоб, рассмотренных в 2017 году, составляет 27,7%. Этот показатель снизился почти на 6% по сравнению с показателем 2016 года.

За 2017 год Управлением было рассмотрено 100 жалоб (апелляционных жалоб) на решения налоговых органов, принятые по результатам выездных и камеральных налоговых проверок. Из общего количества рассмотренных жалоб удовлетворены (полностью или частично) только 36 жалоб.

Основные причины удовлетворения жалоб этой категории: применение смягчающих ответственность обстоятельств; неоднозначное толкование законодательства о налогах и сборах; представление дополнительных документов и пояснений по фактам, указанным в материалах налоговых проверок.

Основная доля удовлетворенных жалоб, не связанных с жалобами на решения по налоговым проверкам, это жалобы, связанные с взысканием задолженности. За 2017 год налогоплательщикам направлено 277 тысяч требований об уплате налогов, выставлено 189 тысяч инкассовых поручений, вынесено 123,8 тысяч решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков в банках и принято 65,6 тысяч постановлений о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщиков. При этом, количество обоснованных жалоб данной категории составило только 25 ед.

Таким образом, налогоплательщиками оспариваются совсем незначительное количество ненормативных актов налоговых органов. Однако задача налоговых органов исключить обоснованные жалобы налогоплательщиков.

Кроме того, с 2017 года налоговые органы осуществляют администрирование страховых взносов, в том числе осуществляют взыскание задолженности,переданной внебюджетными фондами по состоянию на 01.01.2017 года.В то же время налоговые органы, принимая полномочия по урегулированию задолженности по страховым взносам, не имели возможности ни проанализировать эту информацию, ни провести их корректировку, так как эти полномочия остались у фондов.

Чтобы предотвратить рост жалоб и обращений, налоговыми органами была проведена огромная разъяснительная работа как через средства массовой информации, бизнес-сообщества, так и семинары с налогоплательщиками. На постоянной основе производится информирование страхователей, в том числе по телефонам «горячей линии».

Работа по созданию условий для реализации прав налогоплательщиков на качественное и объективное рассмотрение жалоб на ненормативные акты налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц будет продолжена.

Досудебное урегулирование налоговых споров позволяет не только создать налогоплательщикам дополнительные гарантии защиты их интересов, снизить количество конфликтов, но и является серьезным методологическим инструментом совершенствования всей системы налогового администрирования.