ENG

Порядок подачи апелляционной жалобы

^К началу страницы

Апелляционная жалоба подается в вышестоящий налоговый орган, но через налоговый орган, чьё решение обжалуется. То есть жалоба направляется в адрес налогового органа вынесшего оспариваемое решение, и именно он направит ее в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст.139.1 НК РФ).

При этом, в случае обжалования решений по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, получив от налогоплательщика апелляционную жалобу, инспекция тем самым получает информацию о том, что ее решение не вступило в силу, и не выставляет требование на уплату налога, пени, штрафа по обжалованному решению.


Вышестоящий налоговый орган:

Для Инспекций ФНС России
вышестоящим налоговым органом является Управление ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации (для Инспекции ФНС России по городу и космодрому Байконур – Управление ФНС России по Московской области);
Для Управлений ФНС России
Для Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, Межрегиональных инспекций ФНС России вышестоящим налоговым органом является Федеральная налоговая служба. Для Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации, перешедшему на двухуровневую систему управления, вышестоящим налоговым органом является Межрегиональная инспекция ФНС России по соответствующему федеральному округу.

Решения Федеральной налоговой службы обжалуются в судебном порядке (п. 4 ст. 139.1 НК РФ).

Способы подачи апелляционной жалобы

^К началу страницы

  • В канцелярию налогового органа или окно приёма документов налогового органа
  • По почте
  • по телекоммуникационным каналам связи
    Перейти Приказ ФНС России от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@ «Об утверждении формы жалобы (апелляционной жалобы) и порядка ее заполнения, а также форматов и порядка представления жалобы (апелляционной жалобы) и направления решений (извещения) по ним в электронной форме»
  • через личный кабинет налогоплательщика

Апелляционная жалоба подается в письменной форме. Требования к оформлению апелляционной жалобы аналогичны требованиям к оформлению жалобы.

Требования к оформлению жалобы

Жалоба подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем.
В жалобе указываются:
  1. фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;

  2. обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;

  3. наименование налогового органа, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;

  4. основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;

  5. требования лица, подающего жалобу;

  6. способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.

В случае подачи жалобы уполномоченным представителем прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.

К жалобе можно приложить документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.


Рассмотрение апелляционной жалобы

^К началу страницы

 

Порядок рассмотрения апелляционной жалобы

 

В ходе рассмотрения апелляционной жалобы, до принятия по ней решения можно представить дополнительные документы (п.1 ст.140 НК РФ).

При этом при предоставлении дополнительных документов необходимо пояснить причины, по которым ранее эти документы не предоставлялись (п.4 ст.140 НК РФ).

Вышестоящий налоговый орган рассматривает апелляционную жалобу без участия лица, подавшего апелляционную жалобу (п.2 ст.140 НК РФ).

Вышестоящий налоговый орган рассматривает апелляционную жалобу без участия лица, подавшего апелляционную жалобу, за исключением случаев, когда при рассмотрении апелляционной жалобы выявлены противоречия между сведениями, содержащимися в материалах проверки, сведениям представленным налогоплательщиком (п.2 ст.140 НК РФ). В таком случае вышестоящий налоговый орган извещает лицо, подавшее апелляционную жалобу, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

До принятия решения по апелляционной жалобе её можно отозвать полностью или в части (п.7 ст.138 НК РФ).

Вышестоящий налоговый орган вправе оставить апелляционную жалобу без рассмотрения полностью или в части, в следующих случаях:

  1. апелляционная жалоба подана с нарушением порядка, установленного п. 1 статьи 139.2 НК РФ (подана не в письменной форме, не подписана лицом, ее подавшим, или его представителем) или в апелляционной жалобе не указаны акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению прав лица, подавшего апелляционную жалобу;

  2. до принятия решения по апелляционной жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве апелляционной жалобы полностью или в части;

  3. ранее подана апелляционная жалоба по тем же основаниям.

Решение об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения принимается в течение пяти дней со дня получения апелляционной жалобы или заявления об отзыве апелляционной жалобы и в течение трех дней со дня его принятия направляется заявителю (п.2 ст.139.3).

 

Сроки рассмотрения апелляционной жалобы

 

Решение по апелляционной жалобе принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения апелляционной жалобы. Указанный срок может быть продлен на один месяц (п.6 ст. 140 НК РФ).

 

Вынесение решения по апелляционной жалобе

 

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган:

  1. оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения;

  2. отменяет решение налогового органа полностью или в части;

  3. отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение.

Решение налогового органа по апелляционной жалобе вручается или направляется заявителю, в течение трех дней со дня его принятия (п.6 ст. 140 НК РФ).

 

Вступление решения в силу

 

Если часть решения налогового органа не обжаловалась, то решение в полном объеме (как в обжалованной части, так и в не обжалованной) вступает в силу с момента вынесения решения по апелляционной жалобе. Если налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу отменяет оспариваемое решение в части, то решение налогового органа вступает в силу со дня вынесения решения по апелляционной жалобе, независимо от того обжаловалось ли решение полностью или в части (п.1, 2 ст. 101.2 НК РФ).
Если апелляционная жалоба будет оставлена без рассмотрения, то решение налогового органа вступает в силу со дня принятия решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы (п.3 ст.101.2,п.2 ст.139.1 НК РФ).

 

Последствие подачи апелляционной жалобы

 

Получив от налогоплательщика апелляционную жалобу, инспекция тем самым получает информацию о том, что ее решение не вступило в силу, и не выставляет требование на уплату налога, пени, штрафа по обжалованному решению.

Приостановление процедуры рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) и новые основания исчисления процессуальных сроков

^К началу страницы

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 140 НК РФ лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), до принятия решения по ней вправе обратиться с ходатайством о приостановлении рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) в целях представления дополнительных документов (информации), но не более чем на шесть месяцев.

Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) может быть приостановлено по решению вышестоящего налогового органа, если жалобу невозможно рассмотреть, пока суд не разрешит другое дело в конституционном, гражданском, арбитражном, административном, уголовном судопроизводстве или пока не будет рассмотрено заявление о проведении взаимосогласительной процедуры в порядке, предусмотренном главой 20.3 НК РФ. О принятом решении в течении 3-х дней сообщается лицу, подавшему жалобу (п. 2 ст. 140 НК РФ).

Кроме того, если заявитель представит дополнительные документы, то в определенных случаях сроки, установленные абз. 1 и 2 п. 6 ст. 140 НК РФ, исчисляются с момента получения таких документов вышестоящим налоговым органом.

Новые основания для оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения

^К началу страницы

Налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения (ст. 139.3 НК РФ):

  • до принятия решения по ней налоговый спор о том же предмете и по тем же основаниям был разрешен судом;
  • если организация, подавшая жалобу, исключена из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа или ликвидирована;
  • в случае смерти или объявлении умершим физического лица, подавшего жалобу.