ENG

Прощаемся с бумажными носителями по налогу на добавленную стоимость

Дата публикации: 09.04.2014 13:00 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Большинству компаний, начиная с отчетности за I квартал 2014 года, придется сдавать в налоговые инспекции электронные декларации по налогу на добавленную стоимость вне зависимости от численности сотрудников (ст. 174 НК РФ).
 
Представить декларации на бумаге пока еще могут некоторые налоговые агенты, которые не платят или освобождены от налога. Однако уже с 2015 года они тоже начнут отчитываться в электронном виде в случае ведения посреднической деятельности (по договорам поручения, комиссии или агентским).

Сдать декларацию по налогу на добавленную стоимость за первый квартал 2014 года нужно не позднее 20 апреля, а направить ее можно только через оператора электронного документооборота. Это еще одно важное новшество, закрепленное в ст. 80 НК РФ. Оператор электронного документооборота непременно должен быть российской компанией и соответствовать требованиям ФНС России.

Алгоритм сдачи отчетности несложен. Подготовленные декларации проверяются в системе для отправки электронной отчетности: реквизиты плательщика, инспекции, контрольные соотношения, возможные ошибки при заполнении разных полей. Если есть ошибки, система не позволит передать отчетность. Если все в порядке, декларация заверяется электронной подписью и отправляется в инспекцию.

Когда компания работает в офлайновой программе, отчетность поступает от компании на сервер спецоператора. При использовании облачных сервисов для сдачи отчетности все действия с декларациями производятся сразу на сервере спецоператора, а отправка отчетности, по сути, сводится к ее сохранению. Оператор фиксирует время получения и направляет декларанту подтверждение.

Работа через спецоператора дает определенные преимущества. В случае спора с налоговой инспекций о моменте сдачи отчетности суды ориентируются на данные спецоператора. Если по его вине отчетность не поступила в инспекцию своевременно, то с оператора реально взыскать все санкции, примененные налоговым органом. Общение с контролирующими органами (ФНС России, ПФР, Росстатом и пр.) идет в режиме «одного окна». В системе для сдачи отчетности можно следить за статусом отчета, обмениваться с инспекцией письмами, получать выписки о состоянии счета.

Важно, что с 2014 года подписывать отчетность можно только квалифицированной электронной подписью. Это новшество связано с прекращением 1 июля 2013 года действия прежнего Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ (ЭЦП) и завершением переходного периода, когда одновременно с ним действовал новый Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Компании, которые не заменили или вовсе не получили электронную подпись, попросту не смогут сдать отчетность — налоговая инспекция не примет ее на бумаге.

Сфера применения ЭП неуклонно расширяется. Тенденция такова, что государство стремится перевести в электронный вид все услуги, от простого получения выписки из ЕГРЮЛ до сложных операций, например, регистрации права собственности на недвижимость. Можно предположить, что уже в 2015 году электронную подпись будут активно использовать не менее 90% юридических лиц и около 30% физических лиц.