Дата публикации: 09.04.2014 13:00 (архив)
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.
Большинству компаний, начиная с отчетности за I квартал 2014 года, придется сдавать в налоговые инспекции электронные декларации по налогу на добавленную стоимость вне зависимости от численности сотрудников (
ст. 174 НК РФ).
Представить декларации на бумаге пока еще могут некоторые налоговые агенты, которые не платят или освобождены от налога. Однако уже с 2015 года они тоже начнут отчитываться в электронном виде в случае ведения посреднической деятельности (по договорам поручения, комиссии или агентским).
Сдать декларацию по налогу на добавленную стоимость за первый квартал 2014 года нужно не позднее 20 апреля, а направить ее можно только через оператора электронного документооборота. Это еще одно важное новшество, закрепленное в
ст. 80 НК РФ. Оператор электронного документооборота непременно должен быть российской компанией и соответствовать требованиям ФНС России.
Алгоритм сдачи отчетности несложен. Подготовленные декларации проверяются в системе для отправки электронной отчетности: реквизиты плательщика, инспекции, контрольные соотношения, возможные ошибки при заполнении разных полей. Если есть ошибки, система не позволит передать отчетность. Если все в порядке, декларация заверяется электронной подписью и отправляется в инспекцию.
Когда компания работает в офлайновой программе, отчетность поступает от компании на сервер спецоператора. При использовании облачных сервисов для сдачи отчетности все действия с декларациями производятся сразу на сервере спецоператора, а отправка отчетности, по сути, сводится к ее сохранению. Оператор фиксирует время получения и направляет декларанту подтверждение.
Работа через спецоператора дает определенные преимущества. В случае спора с налоговой инспекций о моменте сдачи отчетности суды ориентируются на данные спецоператора. Если по его вине отчетность не поступила в инспекцию своевременно, то с оператора реально взыскать все санкции, примененные налоговым органом. Общение с контролирующими органами (ФНС России, ПФР, Росстатом и пр.) идет в режиме «одного окна». В системе для сдачи отчетности можно следить за статусом отчета, обмениваться с инспекцией письмами, получать выписки о состоянии счета.
Важно, что с 2014 года подписывать отчетность можно только квалифицированной электронной подписью. Это новшество связано с прекращением 1 июля 2013 года действия прежнего
Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ (ЭЦП) и завершением переходного периода, когда одновременно с ним действовал новый
Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Компании, которые не заменили или вовсе не получили электронную подпись, попросту не смогут сдать отчетность — налоговая инспекция не примет ее на бумаге.
Сфера применения ЭП неуклонно расширяется. Тенденция такова, что государство стремится перевести в электронный вид все услуги, от простого получения выписки из ЕГРЮЛ до сложных операций, например, регистрации права собственности на недвижимость. Можно предположить, что уже в 2015 году электронную подпись будут активно использовать не менее 90% юридических лиц и около 30% физических лиц.