ENG

Справка о работе с обращениями граждан в Управлении Федеральной налоговой службы по Калужской области за 2022 год

Дата публикации: 25.01.2023 16:36

Работа с обращениями граждан в Управлении Федеральной налоговой службы по Калужской области (далее – Управление) проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 №  59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», регламентов работы сотрудников налоговых органов ФНС России с информационными ресурсами «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя».

За 2022 год все поступившие обращения в письменном виде (по почте или на личном приеме) либо в форме электронного документа, в том числе через электронные сервисы ФНС России, рассмотрены в установленные сроки.

В целях совершенствования организации работы с обращениями граждан Управлением используются различные формы и методы работы.

Для принятия мер по обеспечению своевременного рассмотрения обращений граждан и качественной подготовки ответов по существу поставленных заявителем вопросов общим отделом Управления готовятся руководителю Управления ежемесячные, ежеквартальные и годовые справки по работе с обращениями граждан, проводится в рамках внутреннего контроля мониторинг качества ответов заявителям.

Специалисты общего отдела Управления ведут учет исполнения обращений граждан во всех территориальных налоговых органах по Калужской области, в целях обеспечения своевременного и качественного исполнения поручений по обращениям осуществляют ежедневный контроль их прохождения и исполнения:

- контроль при приеме информации в системе электронного документооборота (далее – СЭД-Регион) о результатах рассмотрения обращений граждан;

- подготавливаются и рассылаются в структурные подразделения Управления перечни обращений, срок рассмотрения которых истекает в этот день, то есть на дату ответа;

- подготавливаются и рассылаются в структурные подразделения Управления перечни обращений, предварительный срок рассмотрения которых истекает в течение следующей недели (в качестве напоминания о сроках).

В течение 2022 года в целях обеспечения исполнительской дисциплины, в том числе с обращениями граждан, Административно-контрольным управлением ФНС  России доводились очередные доработки СЭД-Регион, настройки которых в системе электронного документооборота выполнялись сотрудниками отдела информационной безопасности и информационных технологий Управления. Изменения в технологических процессах обработки корреспонденции осваивались и доводились до исполнителей структурных подразделений Управления и территориальных налоговых органов области общим отделом Управления.

В текущем году обращения граждан в свободной форме и по различным жизненным ситуациям из сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» автоматически перенаправлялись на Омниканальную платформу программного обеспечения Система обработки обращений налогоплательщика (далее – ПО СООН), реализующего автоматизацию механизма обработки обращений налогоплательщиков.

В 2022 году в аппарат Управления поступило на рассмотрение 1227 обращений граждан, в том числе 459 Интернет-обращений, поступивших через электронные сервисы ФНС России «Обратиться в ФНС России», «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» (формализованные обращения) и «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя», что составляет 37 % от общего числа обращений. При этом через электронный сервис ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» (формализованные обращения) в ПО СООН поступило 67  Интернет-обращений граждан по различным жизненным ситуациям, что составило 5 % от общего числа поступивших за 2022 год в Управление обращений.

По сравнению с аналогичным периодом 2022 года количество поступивших обращений увеличилось на 4 % – за 2021 год поступило 1179 обращений.

Структурными подразделениями Управления подготовлено 1207 ответов на обращения граждан, на рассмотрении на конец отчетного периода находилось 65 обращений (на начало отчетного периода на рассмотрении находилось 45 обращений). Информация о рассмотрении обращений граждан своевременно доводилась до руководителя Управления в виде ежемесячных, ежеквартальных и годовых контрольно-аналитических материалов о количестве полученных обращений и отправленных на них ответов.

Общим отделом Управления проведен анализ тематики обращений граждан в соответствии с Типовым общероссийским тематическим классификатором обращений граждан, который показал, что в течение 2022 года заявителями в значительной части затрагивались вопросы:

- обжалования решений государственных органов и должностных лиц‚ споров с физическими и юридическими лицами по обжалованию актов ненормативного характера и действий (бездействия) должностных лиц – 177 обращений или 14 % от общего числа поступивших в Управление обращений;

- администрирования имущественных налогов, актуализации сведений об объектах налогообложения и получения налоговых уведомлений об уплате налога – 164 обращения или 13 %;

- оказания услуг в электронной форме и пользования информационными ресурсами – 121 обращение или 10 %.

В территориальные налоговые органы Калужской области в 2022 году поступило на рассмотрение 27838 обращений граждан, в том числе 14208 Интернет-обращений, направленных через электронные сервисы ФНС России «Обратиться в ФНС России», «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» и «Личный кабинет индивидуального предпринимателя», что составляет 51 % от общего числа обращений. При этом через электронный сервис ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» в ПО СООН поступило 8145 Интернет-обращений граждан по различным жизненным ситуациям, что составило 29 % от общего числа поступивших в инспекции за 2022 год обращений. По сравнению с аналогичным периодом 2021 года количество поступивших обращений уменьшилось на 10 % – в 2021 году поступило 30930 обращений.

Управлением Федеральной налоговой службой по Калужской области проведена работа по изучению тематики обращений граждан в разрезе территориальных налоговых органов области.

Основная доля обращений в отчетном периоде поступила от граждан в Межрайонную ИФНС России № 6 по Калужской области (г. Обнинск Калужской области) – 5767 обращений или 21 % от общего числа обращений, поступивших в территориальные налоговые органы области. Наиболее актуальными темами обращений, по которым граждане обращались в Инспекцию, являлись вопросы:

- налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов – 2366 обращений или 41 % от общего числа поступивших в инспекцию обращений;

- возникновения задолженности по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов – 941 обращение или 16 % от общего числа поступивших в инспекцию обращений;

- администрирования имущественных налогов – 653 обращения или 11 % от общего числа поступивших в инспекцию обращений.

Налогоплательщики обращались по вопросам, связанным с порядком предоставления имущественного налогового вычета НДФЛ по расходам на приобретение жилого дома и земельного участка, обращали внимание на предъявление необоснованных, по мнению авторов, сумм задолженности по требованиям об уплате налогов и страховых взносов. Также заявители направляли сведения для предоставления им льгот по уплате налога, информацию, подтверждающую оплату налогов в бюджетную систему, обращались по вопросам актуализации сведений об объектах налогообложения в едином налоговом уведомлении на уплату имущественных налогов, сообщали о неполучении налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов и просили пересчитать сумму налога к уплате в связи с прекращением права собственности на объект собственности.

Все поступившие обращения рассмотрены в установленные сроки, письменные разъяснения о применении действующего законодательства о налогах и сборах даны со ссылками на нормативные и регламентирующие документы.

Письменные обращения, содержащие вопросы, решение которых не входит в компетенцию Управления, направлялись в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий государственный орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Согласно статистическим данным по заявлениям граждан, поступившим в адрес Управления в 2022 году, структурными подразделениями Управления для всестороннего рассмотрения и подготовки ответа заявителю было перенаправлено в территориальные налоговые органы области и других субъектов Российской Федерации 132 обращения. Обращения граждан, перенаправленные на рассмотрение в территориальные налоговые органы области, в обязательном порядке ставятся на контроль и считаются исполненными только при поступлении в Управление сканированной копии ответа заявителю по существу поставленных вопросов.

Письменные обращения, содержащие вопросы, решение которых не входит в компетенцию Управления, направлялись в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий государственный орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. За отчетный период Управлением перенаправлено по компетенции на рассмотрение и для подготовки ответа заявителю в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и иные органы государственной власти области 30 обращений граждан.

В течение 2022 года предложений по совершенствованию налогового законодательства, форм и методов работы налоговых органов Калужской области с обращениями от граждан и общественных объединений не поступало.

Справка входящей корреспонденции по тематике обращений граждан c 01.01.2022 по 31.12.2022 в соответствии с Типовым общероссийским тематическим классификатором обращений