ENG

Новые правила камеральных проверок применяются ко всем уточненкам по НДС, поданным в 2015 году

Дата публикации: 10.06.2015 12:30 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Если уточненная декларация по налогу на добавленную стоимость за налоговые периоды 2014 года (и более ранние) была подана в нынешнем году, и камеральная проверка выявила в уточненке противоречия, которые говорят о занижении налога на добавленную стоимость к уплате, то инспекторы вправе истребовать счета-фактуры, первичные документы, а также провести осмотр помещения проверяемого налогоплательщика.

Новые правила проверок распространяются на «старые» уточненки

Как известно, с 1 января 2015 года вступили в силу поправки в пункт 8.1 статьи 88 и пункт 1 статьи 92 Налогового кодекса, внесенные Федеральным законом от 28.06.13 № 134-ФЗ. Согласно указанным нормам, с этого года у инспекторов появились новые полномочия в рамках проведения камеральной проверки деклараций по налогу на добавленную стоимость. Так, если в ходе проверки выявлены противоречия и несоответствия, свидетельствующие о занижении суммы налога на добавленную стоимость к уплате или о завышении суммы налога к возмещению, то налоговики вправе:

  • истребовать счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых указаны в декларации (например, договоры) — пункт 8.1 ст. 88 НК РФ;
  • осуществлять осмотр территорий, помещений, документов и предметов (п. 1 ст. 92, п. 1 ст. 91 НК РФ).

Новые правила камеральных проверок применяются ко всем декларациям, в том числе к «уточненкам», представленным с 1 января 2015 года. Таким образом, компании не вправе отказаться представлять документы, ссылаясь на то, что уточненные декларации поданы за периоды, предшествовавшие дате вступления в силу Закона № 134-ФЗ.

Как налоговые органы выявляют расхождения в декларациях?

Налогоплательщикам налога на добавленную стоимость также стоит помнить, что с нового года расхождения и противоречия в декларациях по налогу на добавленную стоимость выявляются с помощью новой информационной системы Федеральной налоговой службы. В системе производится перекрестная сверка данных о счетах-фактурах, которыми обменялись продавцы и покупатели. В книге продаж поставщика обязательно должна найтись запись, которая соответствует записи в книге покупок покупателя. Если в процессе сверки контрагент не будет найден или обнаружатся разногласия по суммам, номерам счетов-фактур и другим реквизитам, налоговая направит компании требование о представлении пояснений.

Как избежать проблем при проверке декларации?

Самый надежный способ избежать расхождений — вести электронный документооборот. То есть обмениваться с контрагентами юридически значимыми электронными счетами-фактурами через оператора ЭДО. В этом случае покупатель и продавец работают с одним и тем же электронным документом, автоматически принимая его к учету.

Подключиться к системе для обмена электронными счетами-фактурами

Если же компания ведет бумажный документооборот, то бухгалтеру придется в течение квартала регулярно сверяться с контрагентами, сопоставляя данные не только в счетах-фактурах, но и в книгах покупок/продаж и журналах полученных и выставленных счетов-фактур. Процесс трудоемкий, но только он поможет избежать необходимости отвечать на огромное количество требований со стороны налоговых органов.

Если все расхождения устранены, налогоплательщик отправляет в налоговый орган «чистые» данные. А значит, избавляет себя от головной боли, связанной с ответами на многочисленные требования налоговиков, и риска доначислений налога на добавленную стоимость.