ENG

Сотрудники Управления выступили в качестве спикеров на пленарной сессии бухгалтерского сообщества

Дата публикации: 06.12.2024 09:05

Темы пленарной сессии, в работе которой приняли участие специалисты УФНС России по Кировской области, касались изменениям в налоговом законодательстве с 1 января 2025 года. Мероприятие было организовано Вятской торгово-промышленной палатой и Ассоциацией бухгалтерского и финансового аутсорсинга.

С приветственным словом к аудитории обратились руководитель Управления Василий Сметанин и президент Вятской ТПП Андрей Усенко.

Мария Турушева, заместитель начальника отдела предпроверочного анализа и планирования налоговых проверок №1, рассказала участникам пленарной сессии о Механизме применения налоговой амнистии при дроблении бизнеса, познакомила со способами добровольного отказа от дробления бизнеса.

Свое выступление она начала с того, что назвала основные признаки дробления бизнеса, на которые ориентируются налоговые органы (п. 6 Приложения к Письму ФНС России от 18.10.2024 N СД-4-2/11836@). Это общие подходы к доказыванию дробления, изложенные в Письмах ФНС России; актуальные правовые позиции Верховного Суда РФ, отраженные в обзорах 2018 и 2023 гг.; арбитражная практика по налоговым спорам. При установлении дробления бизнеса проверяющие проанализируют (п. п. 2, 4 Приложения к Письму ФНС России от 18.10.2024 N СД-4-2/11836@): деятельность налогоплательщика и его взаимозависимых лиц; наличие доказательств, подтверждающих, что группой лиц ведется единая предпринимательская деятельность с намерением получить необоснованную налоговую выгоду; наличие фактических выгодоприобретателей, которые влияют на результаты деятельности формально самостоятельных лиц и контролируют ее.

Далее Мария Турушева разъяснила, что налоговая амнистия - это механизм прекращения обязанности по перечислению налогов, которые налогоплательщики не доплатили из-за дробления бизнеса, а также начисленных на их суммы пеней и некоторых штрафов (п. 1 Приложения к Письму ФНС России от 18.10.2024 N СД-4-2/11836@). Амнистия затрагивает тех, кто в 2022, 2023 и 2024 гг. - в любом из таких налоговых периодов - применял специальный налоговый режим и для этого воспользовался дроблением бизнеса.

Завершая выступление спикер обозначила законодательные акты, регулирующие данное направление: статья 6 Федерального закона от 12.07.2024 N 176-Ф «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»; Письмо ФНС России от 18 октября 2024г. №СД-4-2/11836@ «О направлении рекомендаций по применению статьи 6 федерального закона №176-ФЗ»; Письма ФНС России - от 16.07.2024 №БВ-4-7/8051@, от 17.03.2022 №СД-4-2/3289@, от 10.03.2021 №БВ-4-7/3060@, от 11.08.2017 №СА-4-7/15895@; п. п. 11 - 14 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023, п. 4 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018.

О порядке уплаты с 1 января 2025 года налога на добавленную стоимость (НДС) организациями и предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения (УСН), проинформировала начальник отдела камерального контроля НДС №1 Елена Михайлюта. Спикер пояснила, что налоговая ставка по НДС дифференцируется в зависимости от дохода на несколько категорий.

Организации и индивидуальные предприниматели с доходом до 60 млн рублей автоматически освобождаются от обязанностей плательщика НДС на основании ст. 145 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

При переходе на УСН – это совокупный доход, рассчитанный по правилам гл. 23 (НДФЛ), гл.25 (налог на прибыль), гл. 26.1 (ЕСХН). Если в 2024 году плательщик применял УСН, то доход будет рассчитываться по правилам ст. 346.15 НК РФ с учетом положений п.п. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ. Все вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, будут автоматически освобождены от НДС с момента государственной регистрации и, соответственно, до достижения размера доходов предельного значения. Во всех случаях учитывается совокупный доход по всем системам налогообложения. Исключение составляют только положительные курсовые разницы и субсидии, указанные в п. 4.1 ст. 271 НК РФ.

Такое освобождение обязательно для применения, представление каких-либо заявлений или документов не предусмотрено.

Данная категория налогоплательщиков также не представляет налоговые декларации по НДС, кроме случаев выполнения ими обязанностей налогового агента по НДС или выставления счетов-фактур с НДС.

В случае, если доход превысит 60 млн рублей, со следующего месяца плательщик будет обязан исполнять обязанности плательщика НДС, но ему предоставляется выбор:
  • применять ставку 5% до достижения размера дохода 250 млн рублей;
  • сразу применять ставку 7% или перейти на общий порядок исчисления НДС.
При превышении дохода 250 млн. руб. налогоплательщик со следующего месяца может применять ставку 7% или перейти на общеустановленные ставки.

В случае получения дохода свыше 450 млн. руб., налогоплательщик утрачивает право на пониженные ставки с 1 числа месяца, в котором получено такое превышение. В этом случае налогоплательщик должен пересчитать НДС с начала месяца и составить корректировочные счета-фактуры.

Все категории налогоплательщиков (кроме освобожденных по ст. 145 НК РФ) имеют право применять ставку 0% при осуществлении большинства экспортных операций, напомнила Елена Михайлюта.

Спикер также обратила внимание участников семинара, что организациям и ИП, применяющим УСН, которые будут признаваться плательщиками НДС, нужно быть технически подготовленными к тому, что ставка НДС и сумма налога - это обязательные реквизиты, которые нужно указывать в кассовых чеках.

Начальник отдела камерального контроля специальных налоговых режимов №1 Константин Волчанский подробно остановился на изменениях, связанных с исчислением и уплатой налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, вступающие в силу с 01.01.2025 года.

Важное изменение – повышение порога по выручке, позволяющее применять УСНО с 265.8 млн рублей до 450 млн рублей. С 1 января 2025 года предельный размер выручки увеличится на 184,2 млн рублей. Соответственно увеличится и сумма выручки за 9 месяцев 2024 года, позволяющая перейти на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2025. Вместо 199,35 млн рублей ее размер составит 337,5 млн рублей.

Также увеличен и ценз по остаточной стоимости имущества. Если в текущем году для упрощенной системы налогообложения он установлен в размере 150 млн рублей, то с 01.01.2025 года он увеличивается на 50 млн рублей и составляет 200 млн рублей.

Спикер отметил, что предел по остаточной стоимости основных средств подлежит ежегодной индексации, чего ранее не было.

С 01.01.2025 года отменяются повышенные ставки налога в размере 8% и 20%, действовавшие на протяжении четырех лет (с 01.01.2021 по 31.12.2024). Увеличено и предельное значение по средней численности работников, позволяющее налогоплательщику перейти на упрощенную систему налогообложения с нового года. Ранее эта величина не допускала перехода на УСН при средней численности более 100 человек, то в соответствии с внесенными изменениями, предельный размер средней численности увеличивается до 130 человек.

Константин Волчанский обратил внимание, что 1 января 2025 года утрачивают силу пункты 5 и 6 статьи 346.25 НК РФ, предусматривающие особенности исчисления налоговой базы при переходе на УСНО с иных режимов налогообложения и при переходе с УСНО на иные режимы налогообложения.

Так, до внесения изменений в НК РФ налогоплательщик, переходя с общей системы налогообложения на УСНО, имел возможность заявить вычет по НДС от полученных авансов в последнем налоговом периоде до перехода на УСНО при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям в связи с переходом на УСНО. В случае противоположного перехода, т.е. с УСНО на общую систему налогообложения, налогоплательщик имел возможность принять к вычету НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), которые не были отнесены к расходам по УСНО.

Также спикер проинформировал о преимуществах специального налогового режима – Автоматизированной упрощенной сиситемы налогообложения (АУСН), вводимого на территории Кировской области. Это упрощение и отмена большей части налоговой отчётности и отчетности в Фонд пенсионного и социального страхования; освобождение от уплаты страховых взносов; доходы и расходы определяются по данным контрольно-кассовой техники, уполномоченных банков и сведений, которые налогоплательщики указывают в личном кабинете налогоплательщика; налог рассчитывается налоговым органом; часть функций по выплате заработной платы сотрудникам, расчету налога на доходы физических лиц, уплате налогов передана уполномоченным банкам. И остановился на условиях перехода на АУСН: численность работников - не более пяти человек; годовой доход - не более 60 млн рублей; остаточная стоимость основных средств у организаций - не более 150 млн рублей; расчетные счета открыты только в уполномоченных банках; заработная плата выплачивается только в безналичной форме; не применяются другие специальные налоговые режимы.

Наталья Вайкутис, начальник отдела оказания государственных услуг №1 напомнила о порядке оформления машиночитаемой доверенности (МЧД), обмена машиночитаемыми доверенностями, преимуществах перехода на электронный документооборот, в т.ч. обмен электронными счетами-фактурами.

Спикер в начале своего выступления напомнила, как оформляется машиночитаемая доверенность. Для выдачи МЧД надо создать электронный документ по определенной форме. Формы доверенностей могут определяться и размещаться (ч. 1 ст. 17.5 Закона об электронной подписи): на официальных сайтах операторами государственных и муниципальных информационных систем - для представления документов с использованием этих систем; Банком России на своем сайте - для оформления доверенностей, выдаваемых участниками финансового рынка, Федеральной нотариальной палатой на своем сайте - для доверенностей, удостоверенных нотариусами.

Если соответствующие формы не определены и не размещены, нужно использовать форму доверенности, которую Минцифры России размещает на Едином портале «Госуслуги» (ч. 1 ст. 17.5 Закона об электронной подписи).

ФНС России на своей цифровой платформе создала портал самообслуживания - Единое блокчейн хранилище МЧД - распределенный реестр ФНС России. Он позволяет в том числе создать машиночитаемую доверенность для взаимодействия хозяйствующих субъектов между собой с возможностью передоверия.

Наталья Вайкутис напомнила, что форма МЧД должна соответствовать требованиям, утвержденным приказом Минцифры России от 18.08.2021 №857 «Об утверждении единых требований к формам доверенностей, необходимых для использования квалифицированной электронной подписи».

Далее спикер обозначила основное преимущество применения электронного документооборота - снижение транзакционных издержек как в рамках осуществления документооборота в рамках внутрикорпоративных бизнес-процессов, так и при взаимодействии с организациями-контрагентами и государственным сектором. Также она напомнила об удобстве использования электронных счетов-фактур, что сокращает время проверки и обнаружения ошибок, обеспечивает защиту от фальсификации электронных счетов-фактур, возможность бесперебойного осуществления юридически значимого документооборота по телекоммуникационным каналам связи, исключение необходимости копировать и заверять ЭСФ, как в случае с бумажными документами (Письмо ФНС России от 09.09.2015 № СА-4-7/15871).

По завершении выступлений спикеры подробно ответили на многочисленные вопросы участников сессии.