Дата решения: 02.12.2019
Номер решения: СА-4-9/24519@
Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России
Статья нормативно - правового акта: -
Вид налога: Нет
Нормативно – правовой акт: Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ
Тема спора:
Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Действия кредитного потребительского кооператива по исключению из наименования слова «кредитный» не соответствуют положениям Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», а именно части 8 статьи 7 Закона № 190-ФЗ. Данным законом предусмотрена возможность изменения характера деятельности кредитного кооператива в результате только преобразования данного кооператива в соответствии с частью 5 статьи 9 Закона № 190-ФЗ.
Позиция налогоплательщика: По мнению кредитного потребительского кооператива, изменение его наименования на «потребительский кооператив социально-экономической взаимопомощи» не является сменой организационно-правовой формы, поскольку в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные наименования кооператива относятся к одной организационно-правовой форме – потребительский кооператив. Исключив из наименования слово «кредитный», члены данного кооператива изменили не организационно-правовую форму Кредитного кооператива, а характер его деятельности, предусмотренный частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».
Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе: Пунктом 2 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) установлено, что юридическое лицо должно быть зарегистрировано в ЕГРЮЛ в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским кодексом.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее – Закон № 190-ФЗ) кредитный кооператив является некоммерческой организацией. Деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков).
В соответствии с частью 6 статьи 7 Закона № 190-ФЗ наименование потребительского кооператива, осуществляющего деятельность по организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков), должно содержать словосочетание «кредитный потребительский кооператив».
Согласно части 1 статьи 7 Закона № 190-ФЗ кредитные кооперативы могут быть созданы и осуществлять свою деятельность в виде кредитного кооператива, членами которого могут являться юридические и физические лица, кредитного потребительского кооператива граждан, а также в виде кредитного кооператива второго уровня.
Из части 8 статьи 7 Закона № 190-ФЗ следует, что кредитный кооператив вправе в установленном Законом № 190-ФЗ порядке принять решение о внесении в свой устав изменений, предусматривающих изменение вида кредитного кооператива. Изменение вида кредитного кооператива не является реорганизацией.
Частью 5 статьи 9 Закона № 190-ФЗ определено, что кредитный кооператив вправе преобразоваться в производственный кооператив, хозяйственное общество или товарищество, некоммерческое партнерство с соблюдением требований, установленных Законом № 190-ФЗ.
Государственная регистрация юридических лиц при внесении изменений в их учредительные документы осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон
№ 129-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 17 Закона № 129-ФЗ предусмотрены документы, представляемые для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, в регистрирующий орган, в том числе подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в изменениях, внесенных в учредительный документ юридического лица, или учредительном документе юридического лица в новой редакции и заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительный документ юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя, установила следующее.
Заявителем в Инспекцию 01.04.2019 представлены документы для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ Кредитного потребительского кооператива (далее – КПК), в том числе:
заявление по форме № Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (далее – Заявление), в части сведений об изменении наименования Кредитного кооператива на Потребительский кооператив социально-экономической взаимопомощи (далее – Потребительский кооператив).
устав Потребительского кооператива (далее – Устав ПК).
По результатам рассмотрения данных документов Регистрирующим органом принято решение, послужившее основанием для внесения в Реестр Записи от 08.04.2019, согласно которой наименование Кредитного кооператива изменено на Потребительский кооператив.
30.07.2019 Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (далее – Главное управление) обратилось в Управление с жалобой от 29.07.2019, в которой просило отменить решение Инспекции.
В обоснование своей позиции Главное управление в данной жалобе, указав на положения, в том числе части 5 статьи 9 Закона № 190-ФЗ, отметило, что КПК произведены не предусмотренные Законом № 190-ФЗ изменения вида деятельности.
Управление, удовлетворяя жалобу Главного управления от 29.07.2019, в Решении сделало вывод о том, что, поскольку Регистрирующим органом при принятии Решения не были учтены положения Закона № 190-ФЗ, данное решение подлежит отмене, а Запись от 08.04.2019 признанию недействительной.
На основании Решения Управления Инспекцией в ЕГРЮЛ внесена Запись от 30.08.2019 о признании Записи от 08.04.2019 недействительной на основании решения вышестоящего налогового органа.
ФНС России считает, что действия КПК по исключению из его наименования слова «кредитный» не соответствуют положениям Закона № 190-ФЗ, а именно части 8 статьи 7 Закона № 190-ФЗ.
При этом Федеральная налоговая служба отмечает, что Законом № 190-ФЗ предусмотрена возможность изменения характера деятельности кредитного кооператива в результате только преобразования данного кооператива в соответствии с частью 5 статьи 9 Закона № 190-ФЗ.
Кроме того, ФНС России сообщает, что в соответствии с представленным в Регистрирующий орган комплекте документов Уставом ПК (пункт 1.5) Потребительский кооператив осуществляет свою деятельность, в том числе в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (далее – Закон № 3085-1).
В свою очередь, согласно преамбуле Закона № 3085-1 данный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности только потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации.
Кроме того, статьей 2 Закона № 3085-1 установлено, что Закон № 3085-1 не распространяется на потребительские кооперативы, осуществляющие свою деятельность на основании Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», а также на иные специализированные потребительские кооперативы (гаражные, жилищно-строительные, кредитные и другие).
Таким образом, указание Заявителем в наименовании «потребительский кооператив» противоречит заявленным им в пункте 1.5 Устава основам правоотношений, определенных Законом № 3085-1.
На основании изложенного Федеральная налоговая служба оставила жалобу Заявителя без удовлетворения.