ENG

Информация ниже зависит от вашего региона (52 Нижегородская область)

Ваш регион был определен автоматически. Вы всегда можете сменить его, воспользовавшись переключателем в верхнем левом углу страницы.


Руководители налоговой службы области в разные годы

Шелепов Владимир Германович


Владимир Германович начал свою трудовую деятельность в налоговых органах в 2002 году в Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Южному Федеральному округу. С 2006 по 2009 годы замещал должности заместителя начальника ИФНС России по Песчанокопскому району Ростовской области, начальника Межрайонной ИФНС России № 16 по Ростовской области. С августа 2010 года по август 2011 года возглавлял Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону.

В августе 2011 года назначен заместителем руководителя УФНС России по Ростовской области, с сентября 2011 года исполнял обязанности руководителя УФНС России по Ростовской области. За заслуги в профессиональной деятельности и личный вклад в выполнение задач, стоящих перед налоговыми органами, образцовое выполнение служебных обязанностей, многолетнюю безупречную и эффективную государственную гражданскую службу в налоговых органах имеет ряд наград, в том числе от руководителя ФНС России.

C июля 2015 года по март 2018 года занимал должность руководителя УФНС России по Нижегородской области.

Фотинов Дмитрий Вадимович

Родился в 1960 г. в Кемерово. Имеет высшее образование. В 1981 году окончил Высшее пограничное военно-политическое ордена Октябрьской революции Краснознаменное училище КГБ СССР им. К.Е.Ворошилова по специальности «Военно-политическая, общевойсковая», в 1990 году - Военную ордена Ленина и Октябрьской революции Краснознаменную ордена Суворова академию им. М.В.Фрунзе по специальности «Командно-штабная оперативно-тактическая»,  в 1996 году – Всероссийский ордена «Знак Почета» заочный финансово-экономический институт по специальности «Финансы и кредит».

С августа 1977 года по февраль 1993 года - Служба в пограничных войсках.

С марта 1993 года по апрель 1998 года замещал должности государственного налогового инспектора, начальника отдела Государственной налоговой инспекции по Дзержинскому району г. Волгограда, с апреля 1998 года по декабрь 2002 года – начальник отдела УМНС России по Волгоградской области. С декабря 2002 года по февраль 2010 года замещал должность заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области. С февраля 2010 года по июнь 2010 года - консультант Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области. С июня 2010 года по декабрь 2012 года возглавлял Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области.

17 декабря 2012 года назначен на должность руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области  приказом Минфина России от 13.12.2012.

Осуществлял преподавательскую деятельность в Приволжском институте повышения квалификации ФНС России.

В 2010 году присвоено звание «Почетный работник ФНС России», в 2012 году он награжден знаком отличия «Отличник ФНС России», в 2013 году - нагрудным знаком Минфина России «Отличник финансовой работы». Координирует и контролирует деятельность отдела кадров, отдела безопасности, отдела контроля налоговых органов, рассматривает вопросы по взаимодействию с Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Приволжский институт повышения квалификации Федеральной налоговой службы», г. Нижний Новгород.

Поляков Николай Федорович

Родился в 1947 году в д. Самсониха Ивановской области. Трудовая биография началась с рядового рабочего в 1966 году. После службы в рядах Советской Армии работал слесарем на Заволжском моторном заводе. В 1970 году поступилв Горьковский политехнический институт, после окончания которого работал мастером, старшим мастером, начальником участка, заместителем начальника цеха Заволжскогомоторного завода. С 1983 года по 1986 год избирался депутатом Заволжского городского Совета, в тот же период был зам. председателя горисполкома г. Заволжья.

В следующие годы Николай Федорович избирался депутатом Городецкого районного Совета, занимал должность директора Городецкого районного производственного объединения бытового обслуживания населения. В 1990 году назначен начальников ГНИ по Городецкому району (со дня образования). С марта 1996 года переведен на должность начальника ГНИ по Нижегородской области, далее - руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области. В 1997 году успешно закончил Нижегородский коммерческий институт и получил второе высшее образование по специальности "экономист".

Ученые степени, награды:
Доктор экономических наук, заведующий кафедрой «Системы налогообложения» финансового факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Награжден:  медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени, орденом Преподобного Серафима Саровского II степени, Орденом Русской православной церкви Преподобного Сергия Радонежского III степени, Орденом Русской православной церкви Святого благоверного князя Даниила Московского III степени, знаком отличия "Отличник МНС России", Почетной грамотой МНС России, знаком отличия "Почетный работник ФНС России", Благодарностью Правительства Российской Федерации, званием "Почетный член Всероссийского общества инвалидов". Является лауреатом специальной премии "Государственному и общественному деятелю за оказание действенной помощи инвалидам и их общественным организациям".

15 ноября 2012 года в связи с истечением предельного срока пребывания на гражданской службе Поляков Николай Федорович покинул пост руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.

Буренков Александр Петрович

Родился в 1954 году в селе Верхнее Талызино Сеченовского района Горьковской области. Первая запись в трудовой книжке - рабочий совхоза "Талызинский" в родном селе. После службы в Советской Армии в 1974 году становится студентом Казанского финансово-экономического института, после окончания которого в 1978 году начинает работать старшим экономистом отдела госдоходов Горьковского облфинуправления. В 1985 году идет на повышение в должности и становится заместителем начальника этого же отдела.

В год образования ГНИ по Нижегородской области в мае назначен заместителем начальника, а 13 января 1992 года - начальником инспекции. На этом посту руководил налоговой службой более четырех лет.

Метлин Федор Егорович

Родился в 1924 году в селе Печи Лукояковского района Горьковской области. Трудовую деятельность начал в г. Лукоянов трактористом в МТС с мая 1942. В годы ВОВ с оружием в руках защищал Родину. С середины 1947 года, после возвращения из армии, повышал свой культурный и образовательный уровень, добиваясь успехов в трудовой деятельности. С 1947 года по 1959 год он вырос по службе от инспектора ОАГС МВД по Разинскому району до заместителя председателя Лукояновского райисполкома. В это же время им была закончена Высшая Партийная школа при ЦК КПСС, что позволило ему в 1960 году получить назначение на должность председателя Лукояновского райисполкома. В 1966 году заканчивает Горьковский сельскохозяйственный институт, а уже в 1968 году назначается заместителем заведующего Горьковским облфинотделом. В 1972 году получает необходимое для дальнейшей работы второе высшее образование во Всесоюзном заочном финансово-экономическом институте.

Результатом его высокого профессионального уровня явилось назначение на должность начальника финансового управления Горьковского облисполкома в 1970 году. За годы трудовой деятельности был награжден орденом Красной Звезды, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом "Знак Почета" и десятью медалями. Работа на посту начальника областной ГНИ началась с 13 апреля 1990 года и продолжалась до начала 1992 года. Но пути его с налоговой службой на этом не разошлись, почти полгода еще он работал заместителем начальника инспекции, пока 21 мая 1992 года не оборвалась его жизнь...

Лунин Виктор Николаевич

Родился в 1948 году в д. Степанове Вачского района Горьковской области. Первое место работы после окончания Канашского финансового техникума в 1968 году определило дальнейшее поле деятельности, неразрывно связанное с финансами. Старший ревизор-инспектор отдела госдоходов Горьковского облфинотдела, зам. начальника того же отдела, затем должность начальника и - пост заместителя начальника Горьковского облфинуправления - вот так, ступенька за ступенькой продвигался по служебной лестнице, приобретая не только опыт, жизненную мудрость, но авторитет и уважение.

2 апреля 1990 принял управление вновь созданной Государственной налоговой инспекцией по Горьковской области, а через две недели был назначен на новую должность - начальника финансового управления Нижегородского облисполкома. С декабря 1991 года - директор Департамента финансов администрации Нижегородской области, заместитель Губернатора.

Повышая свой образовательный и профессиональный уровень, за эти годы получил два высших образования: в 1973 году закончил Всесоюзный заочный финансово-экономический институт по специальности экономист, в 1997 году - Нижегородский государственный университет с присвоением ученой степени Магистра менеджмента. Указом Президента В. Н. Лунину присвоено почетное звание "Заслуженный экономиста Российской Федерации". С апреля 1998 года Виктор Николаевич Лунин - депутат Законодательного собрания Нижегородской области.


Ключевые события налоговой службы Нижегородской области последнего десятилетия

Год Событие
2002 Создание Инспекции МНС России по централизованной обработке данных по Нижегородской области
2004 Реорганизация налоговых органов Нижегородской области

Закладка здания Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области
2005 Реорганизация налоговых органов Нижегородской области

Открытие операционного зала для приема налогоплательщиков в ИФНС России по Автозаводскому району г. Н.Новгорода
2006 Утверждение Концепции трудоустройства инвалидов в налоговые органы Нижегородской области

Открытие операционных залов для приема налогоплательщиков в инспекциях: Межрайонная ИФНС России №3 по Нижегородской области (г. Саров); Межрайонная ИФНС России №8 по Нижегородской области (г. Семенов); ИФНС России по Ленинскому району г. Н.Новгорода; ИФНС России по Нижегородскому району г. Н.Новгорода
2007 Открытие операционных залов для приема налогоплательщиков в инспекциях: Межрайонная ИФНС России №1 по Нижегородской области (г. Арзамас); Межрайонная ИФНС России №6 по Нижегородской области (г. Кстово); ИФНС России по Московскому району г. Н.Новгорода; ИФНС России по Сормовскому району г. Н.Новгорода
2008 Открытие операционных залов для приема налогоплательщиков в инспекциях: Межрайонная ИФНС России №4 по Нижегородской области (г. Выкса); ИФНС России по Борскому району Нижегородской области; ИФНС России по Приокскому району г. Н.Новгорода
2009 Расширенная коллегия Федеральной налоговой службы на тему: «Налоговый потенциал региональных и местных бюджетов» на территории Нижегородской области

Открытие операционных залов для приема налогоплательщиков в инспекциях: Межрайонная ИФНС России №2 по Нижегородской области (г. Дзержинск); ИФНС России по Балахнинскому району Нижегородской области; ИФНС России по Канавинскому району г. Н.Новгорода

Открытие Музея истории налоговой службы по Нижегородской области

Запуск в работу Call-центра налоговой службы Нижегородской области для обслуживания налогоплательщиков-физических лиц
2010 Расширенная коллегия Федеральной налоговой службы по итогам 1-ого квартала 2010 года и задачам на текущий год

Переезд Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области в новое здание по адресу: Н.Новгород, ул. Минина, д. 20

Открытие операционных залов для приема налогоплательщиков в инспекциях: Межрайонная ИФНС России №7 по Нижегородской области (г. Павлово); Межрайонная ИФНС России №12 по Нижегородской области (г. Сергач)

Организация Управлением 3-х выставок в Москве, приуроченных к Дню работника налоговых органов Российской Федерации, об истории развития налогов России с 862 года
2011 Открытие операционного зала для приема налогоплательщиков в ИФНС России по Советскому району г. Н.Новгорода

Организация Управлением 2-х выставок в Москве, приуроченных к Дню работника налоговых органов Российской Федерации, «Чем платили налоги в Российском государстве», охватывающих временной период от Киевской Руси до распада СССР
2012 В конце 2012 года начало опытной эксплуатации программного обеспечения АИС НАЛОГ-3
2013 Расширенная коллегия Федеральной налоговой службы по итогам 1-ого полугодия 2013 года и задачам на текущий год

Открытие операционного зала для приема налогоплательщиков в ИФНС России по Нижегородскому району г. Н.Новгорода в фирменном стиле

Создание Совета ветеранов налоговых органов Нижегородской области
2014

Открытие операционных залов для приема налогоплательщиков в фирменном стиле в инспекциях: ИФНС России по Автозаводскому г. Н.Новгорода; ИФНС России по Канавинскому г. Н.Новгорода; ИФНС России по Ленинскому г. Н.Новгорода; ИФНС России по Московскому г. Н.Новгорода; ИФНС России по Советскому району г. Н.Новгорода

Управлением совместно с Нижегородским институтом развития образования (НИРО) выпущены дидактические материалы для старшеклассников «Налоги и налогообложение»

2015 По итогам апробации дидактических материалов Управлением совместно с Нижегородским институтом развития образования (НИРО) и учителями экономики школ Нижегородской области разработан и выпущен учебно-методический комплекс «Налоги и налогообложение», состоящий из учебных материалов для учащихся старших классов и пособия для учителя

Завершение внедрения фирменного стиля во всех территориальных налоговых инспекциях города и области
2016 Открытие Межрайонной Инспекции ФНС России № 15 по Нижегородской области (Единый регистрационный центр)

Запущен проект "Онлайн уроки финансовой грамотности "С налогами на "Ты": взаимодействие с налоговыми органами", слушатели - старшеклассники общеобразовательных учреждений Приволжского, Центрального, Уральского, Южного Федеральных округов
2017 Научно-практическая конференция на базе УФНС России по Нижегородской области с участием представителей научных организаций, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального собрания РФ, арбитражных судов, ЦА ФНС России и территориальных налоговых органов ПФО
2018 Совещание-семинар о готовности к внедрению в промышленную эксплуатацию АИС "Налог-3" на базе УФНС России по Нижегородской области с участием представителей ЦА ФНС России
2019 Создание Межрайонной ИФНС России №16 по Нижегородской области

Создание Молодежного совета при УФНС России по Нижегородской области
2020 Обновлен Совет ветеранов налоговых органов Нижегородской области

Реорганизация территориальных налоговых органов Нижегородской области

Создание новой инспекции с функциями Долгового центра - Межрайонной ИФНС России №18 по Нижегородской области




История развития податного надзора в Нижегородской губернии
 
Характеристика налоговой системы. Учреждение института податных инспекторов. Октябрьская социалистическая революция и нижегородское финансовое чиновничество

История развития податного надзора в Нижегородской губернии

I. Характеристика налоговой системы. Учреждение института податных инспекторов.

Все население Российской империи кроме сословного деления подразделялось в отношении уплаты налогов на два состояния – податное и неподатное. "Под именем государственных податей,- гласила статья 1 "Свода Уставов о податях", - разумеется вообще окладные сборы, вхимаемые с разных лиц в государственный доход определенным (окладным) количеством и в установленные сроки". Кроме личных податей (подушной и оброчной) к числу окладных сборов относился налог на недвижимые имущества в городах, посадах и местечках, а также государственный поземельный сбор. Раскладка последних производилась особыми органами – раскладочными присутствиями.

Плательщиками подушной подати в пореформенной России были совершеннолетние (21 года) лица мужского пола из податных состояний (все крестьяне и бывшие дворовые люди, разного наименования свободные поселяне, мещане и цеховые). Подушная подать состояла из "главной (первоначальной)" и "накладных сборов" – на устройство путей сообщения и содержание присутственных мест.

Крестьяне казенного ведомства, а также жившие на казенных землях свободные поселяне уплачивали сверх того еще и государственную оброчную подать. Ее оклад устанавливался особо.

Налоги, а окладные подати в особенности, тщательно дифференцировались в зависимости от местных условий. В Нижегородской губернии, как и в некоторых других губерниях европейской части России, государственные крестьяне облагались подушной податью в размере 3 рублей 30 копеек в год.

Подати по окладу считались "лежащими не на каждом лице отдельно, но на целом обществе или селении, по числу душ, по ревизии в нем состоящих или впоследствии присоединенных". За "выбылые" по тем или иным причинам податные души раскладка производилась на "души наличные". Внутренняя же раскладка суммы податей предоставлялась решению сходов обществ и селений. Наблюдение за ее законностью осуществляло непосредственно начальство.

Вносились подати в уездные казначейства "или по приговору обществ определенными сборщиками, или самими теми, кому сбор платить следует, или их поверенными". Казначей лишь принимал приносимые к нему подати, но сам собирать их власти не имел. Участие полиции в сборе и приеме податей не допускалось "ни в коем случае". В приеме окладного сбора уездный казначей выдавал под расписку гербовую квитанцию и делал соответствующую запись в окладных или расчетных книгах.

Не внесенная в положенный срок подать считалась недоимкой. В соответствии с принципом "круговой поруки" за исправность платежей в помещичьих селениях ответствовало целое селение, в казенных – все сельское общество.

Наблюдение за взысканием недоимок возлагалось на министра финансов. Для этого он связывался с министром внутренних дел и требовал "в нужных случаях точного его содействия". "Ведомство дел о недоимках в губернии распределяется между управлениями губернской и уездной полиции. Первым принадлежит счет недоимок и попечение о взыскании оных; вторым производить сие взыскание мерами, для сего установленными".

О состоянии недоимок губернатор обязан был доставлять министру внутренних дел специальные ведомости. Он же два раза в год представлял государю императору ведомости "об успехе взимания податей и недоимок и о причинах, почему остающиеся за сим еще не очищены…".

С давних времен Министерство финансов имело в каждой губернии свое местное учреждение – Казенную палату. В ее ведении находились губернские и уездные казначейства. В податном деле функции Палаты сводились преимущественно к канцелярскому делопроизводству: "Казенная палата сама собою не вводит и не взимает никаких сборов, если они не определены в точности законом; напротив, она неусыпно наблюдает, чтобы нигде не было взимаемо сборов, запрещенных или противных закону; если же таковые усмотрит, то поступает порядком, для возбуждения дел по преступлениям установленным…".

В Нижнем Новгороде Казенная палата, существовавшая с декабря 1779 года, размещалась в здании присутственных мест в Кремле. Здесь же находилось и губернское казначейство.

В губернской должностной иерархии управляющий Казенной палатой занимал третье место: именно он из своего кабинета осуществлял в случае отсутствия либо болезни губернатора и вице-губернатора временное исправление должности начальника губернии.

В 80-е годы XIX века последовала крупная реформа в налогообложении. Это было связано как с неполным наполнением казны (в 1881 году роспись государственных доходов Российской империи была сведена с дефицитом в 50 млн. рублей), так и последствиями русско-турецкой войны. Исправлять положение император Александр III поручил бывшему профессору Киевского университета, известному деятелю крестьянской реформы, ученому, уважаемому в общественных и правительственных кругах человеку – Николаю Христиановичу Бунге, министру финансов с 1881 по 1887 год.

Стремясь пополнить доходы казны, Бунге пошел не по пути механического увеличения существовавших налогов, а поступил, на первый взгляд, нелогично: прямые налоги (в форме податей), основным плательщиком которых было крестьянство, стали снижаться и даже частично отменяться. Вызванное этими мерами значительное уменьшение поступлений было возмещено повышением прежних налогов и введением новых, причем привлекались к более высокому обложению состоятельные классы общества.

В результате реформы Бунге основное налоговое бремя было с крестьянства снято и переложено на те сословия, которые номинально продолжали числиться в неподатном состоянии.

Всвязи с изменением социального состава плательщиков, введением новых налогов и новых способов их взимания уже вскоре выяснилось, что чиновники Казенных палат с задачей их исчисления и взимания справиться не могут. Тогда у Бунге возникла мысль о необходимости учреждения при казенных палатах должностей податных инспекторов в качестве близких населению исполнительных чинов финансового ведомства. На податных инспекторов предполагалось возложить ближайшее ознакомление с условиями доходности подлежащих обложению имуществ.

30 апреля 1885 года в Гатчине последовало высочайшее утверждение Александром III мнения Государственного Совета "Об учреждении должностей податных инспекторов", согласно которому при казенных палатах учреждались должности податных инспекторов в числе пятисот. Обязанностями их являлись:

  • Постоянное наблюдение за правильностью торговли в назначенных им участках
  • Участие в качестве чиновников казенных палат в генеральных проверках торговли
  • Председательствование в уездных податных присутствиях, образуемых для раскладки дополнительного сбора с торговли и промыслов
  • Содействие казенным палатам по приведению в известность ценности и доходности имуществ, подлежащих обложению в доход казны
  • Участие с правом голоса в заседаниях местных уездных по крестьянским делам Присутствий по тем делам, которые имеют отношение к отбыванию населением денежных повинностей.

Податный инспектор должен был собирать массу сведений по самым различным аспектам исчисления казенных сборов, предоставлять Казенной палате не только цифровые данные, но и свое заключение о степени равномерности установленных окладов; удостоверяться, своевременно ли вручаются окладные листы плательщикам. Помимо вышеуказанных обязанностей, податный инспектор должен был исполнять различные поручения Казенной палаты.

О своей служебной деятельности податный инспектор не позднее 1 февраля предоставлял в Казенную палату годовой отчет.

II. Пионеры податного надзора Нижегородской губернии. Развитие института податных инспекторов.

28 мая 1885 года управляющий Нижегородской казенной палатой А.И.Лебедев по запросу Министерства финансов представил директору Департамента окладных сборов А.А.Рихтеру свои соображения относительно разделения территории губернии на податные участки, численности инспекторов и окладов их содержания. После корректировки Департамента окладных сборов было принято следующее деление:

  • Город Нижний Новгород, Нижегородский уезд и Ярмарка
  • Балахнинско-Семеновский участок
  • Макарьевско-Васильсурский
  • Княгининско-Сергачский
  • Лукояновско-Арзамасский
  • Ардатовско-Горбатовский

7 июня 1885 года по докладу директора Департамента окладных сборов Бунге утвердил назначение в Нижегородскую губернию первых двух податных инспекторов. Ими стали Владимир Никанорович Иконников и Дмитрий Петрович Шепелев, отвечавшие за Нижний Новогород и Ярмарку. Затем были назначены Владимир Феофанович Кармилов, Александр Петрович Ушаков, Петр Васильевич Новиков, Иван Дмитриевич Моклоков, Николай Гаврилович Вучетич.

Каждый из семи пионеров податного надзора шел к этой должности своим путем.Судьба каждого сложилась по-разному. Для кого то жалование инспектора было главным средством существования, как, например, для Иконникова и Кармилова; кому-то жалование было не столь ощутимой добавкой к приличному состоянию. Кто-то достиг служебных высот и был награжден Императорскими орденами, а кто-то несправедливо отстранен от службы и не оценен в достаточной мере. Объединяло их одно – служение на пользу государству в меру способностей на передовом рубеже финансового фронта.

По мере развития и усложнения налогообложения объем работы у податных инспекторов неуклонно возрастал. Уже в 1888 году Государственный Совет Российской империи выразил пожелание, чтобы каждый податный участок охватывал не более одного уезда. Всвязи с этим было принято новое деление и в Нижегородской губернии, крупные сдвоенные участки были разделены. Возник новый вопрос – регенерации кадров. Вакансии замещались либо чиновниками самих казенных палат, либо выпускниками российских высших учебных заведений, которые предварительно ненадолго откомандировывались в казенные палаты. Специально податных инспекторов российские вузы не готовили, и проблема подготовки кадров С.Ю.Витте была решена с помощью учреждения института помощников податных инспекторов. Под ближайшим наблюдением управляющих казенными палатами и податных инспекторов на помощников возлагалось исполнение целого ряда обязанностей, "а также заведование податными участками в случае болезни податных инспекторов". Первым помощником податного инспектора в Нижегородской губернии стал В.А.Корватовский, назначенный в Горбатовский участок. Вскоре за этим последовали новые назначения помощников податных инспекторов, связанные с увеличением объема работы, стремительным ростом торговли и промышленности.

Чины податной инспекции сыграли заметную роль в жизни страны не только своей профессиональной деятельностью; они представляли собой часть российской служилой интеллигенции, близко соприкасавшейся с широкими слоями населения. Податные инспекторы часто избирались на общественные должности в те учреждения и общества, где требовались люди неподкупные и авторитетные. Почти всегда они входили в число присяжных заседателей местных сессий Окружного суда. Со своей стороны государство требовало "безукоризненных нравственных качеств" в соответствии с "Уставом о службе по определению от правительства" при поступлении на службу. Поклонникам Бахуса, любителям азартных игр и, конечно, политически неблагонадежным людям в податной инспекции места не было. Поведение инспектора должно было быть безупречно. Однако ревизия, проведенная одним из лучших ревизоров по податной части Департамента окладных сборов Дмитрием Львовичем Киреевским в начале 1911 года показала, что не все в Нижегородской губернии обстоит так, как предписывают инструкции. Признавая заслуги и опыт отдельных инспекторов, как, например, Розова, Киреевский с возмущением писал:"Что касается, наконец, окладного дела, то здесь…наблюдается полный хаос…Казенная палата однажды забыла применить целый закон…Этот факт был открыт случайно, в 1908 году, благодаря любознательности одного из мелких палатных чиновников, но, несмотря на такое обнаружение, потребовался еще год, чтобы привести названный закон в действие – так медленно функционирует палатная машина". Общий обзор найденных прегрешений завершал в отчете Киреевского очень неприятный пассаж: "В некоторых участках Нижегородской губернии податное дело поставлено настолько слабо… что представляется настоятельно необходимым положить, наконец, этому предел, не останавливаясь перед применением даже самых крайних, решительных мер". Однако вскоре, с приходом нового управляющего Казенной палатой А.А.Булгакова, положение дел существенно переменилось.

Еще до 1910 года, когда институт податной инспекции торжественно отметил четвертьвековой юбилей, все чаще податные инспекторы стали говорить об ухудшении своего материального положения. Установленные 25 лет назад оклады так и остались на прежнем уровне, а жизнь, особенно после экономического кризиса 1900-1903 годов и последовавшей депрессии заметно подорожала. Податные инспекторы Полтавской губернии разработали и прислали нижегородским коллегам проект учреждения эмеритальной кассы. Эмеритальные кассы обеспечивали своих участников особыми пенсиями и пособиями, и их капитал составлялся засчет взносов участников путем вычетов из получаемых по службе жалований. В 1909 году депрессию сменил экономический подъем: служебной работы у податных инспекторов значительно прибавилось, особенно в период работы Ярмарки. Как и четвертью века раньше, платило государство за эти немалые труды 1500, максимум 1800 рублей в год, добавляя иногда разовые выплаты и пособия. Зато государство пошло на долгожданное увеличение штатов, учредив должности делопроизводителей и младших помощников податных инспекторов. После долгих раздумий и дебатов был принят Закон от 3 июля 1914 года, увеличивавший жалование инспекторам почти вдвое. Предусматривался особый кредит на выдачу наград и пособий, "особая сумма", отпускаемая ежегодно для выдачи пособий на воспитание детей чиновников податного ведомства. Однако этому закону не суждено было вступить в силу – началась война.

III. Первая мировая война и первая русская революция: "весна Свободы".

При объявлении мобилизации податные инспекторы призыву не подлежали, однако на их помощников это правило не распространялось. От податного надзора на войну пошли около 22 человек. Всвязи с вновь возникшей кадровой проблемой Департамент окладных сборов вынужден был пойти на смягчение строгих требований к кандидатам в податные инспекторы, пополняя штат сотрудников. Не призванные в войска по мобилизации сотрудники Казенной палаты посильно помогали семьям ушедших на войну сослуживцев. Было решено: пока война не кончится, ежемесячно отчислять от половины до одного процента получаемого каждым оклада. Из этих средств должны были финансироваться расходы по пяти койкам в местном лазарете Красного Креста. Как и во всех правительственных учреждениях, при ведомстве Казенной палаты был образован Комитет по оказанию помощи раненым воинам. Вскоре открывается Нижегородское отделение Елисаветинского комитета, занимавшегося благотворительной помощью семьям военнослужащих, и Татьянинский комитет по оказанию помощи пострадавшим от военных действий. Во всех этих благотворительных организациях активное участие принимал управляющий Нижегородской Казенной палатой А.А.Булгаков.

С началом войны возрастают обязанности податных инспекторов. Уже через два месяца после начала войны в России происходит 50-ти и более процентное повышение почти всех налогов и введение новых. Прогрессировала инфляция. Однако благодаря напряженной работе чинов податного надзора фискальная система Российской империи продолжала функционировать. 6 апреля 1916 года Николай II одобрил Закон "О государственном подоходном налоге", плательщиками которого были все сословия, даже члены императорского дома за исключением государя императора, государыни императрицы, наследника престола с супругой и их несовершеннолетних детей. Делопроизводство по новому налогу на местах должны были осуществлять вновь образуемые участковые и губернские по подоходному налогу присутствия. В Губернском по подоходному налогу присутствии председательствовать должен был сам управляющий Казенной палатой.

Однако волей судьбы в казну Российской империи ни одного рубля подоходного налога не поступило. Когда подошли сроки его уплаты, империи уже не существовало.

Март 1917 года получил в среде чиновничества название "Весны Свободы". Бывшие еще вчера их благородиями, все они в одночасье стали "товарищами", "гражданами", "братьями". Всех охватила эйфория равноправия и самоуправления. 4 марта в Нижегородской казенной палате стихийно началось общее собрание ее служащих. Управляющий Палатой Булгаков заявил, что "присоединяется" к новому государственному строю. Булгаков был включен в члены Временного исполнительного комитета, образованного при Думе Нижнего Новгорода. Было решено по примеру Совета рабочих депутатов организовать Совет депутатов чиновников. Заметную роль в политической жизни Нижнего Новгорода того периода играли такие податные инспекторы, как А.А.Поливанов, А.Н.Кругликов, Е.А.Розов. Последний даже стал во главе самочинно образованного Нижегородского податного совета – органа самоуправления Казенной палаты Нижнего Новгорода. По сути это был первый профессиональный союз налоговых работников Нижнего Новгорода. Его девизом стали слова: "В единении – сила". 16 мая на открывшемся Нижегородском податном съезде, куда были приглашены коллеги из близлежащих губерний, Евгений Арсентьевич Розов предложил обсудить три разработанные Податным советом проекта: 1) Устав организации податной инспекции в Нижегородской губернии; 2) реформу податной инспекции; 3) реформу Казенной палаты.

Нижегородские чины податного надзора первыми в бывшей Российской империи разработали устав своей служебно-профессиональной организации, обозначив его "временным". Напомним, что в Российской империи податной инспекции как организации, ведомства, не существовало. Была совокупность должностей чинов податного надзора, каждый из которых учреждался при той или иной Казенной палате. По инициативе Розова нижегородцы создавали самостоятельное учреждение в ведении не Казенной палаты, а Министерства финансов. Съезд принял также проект реформы института податной инспекции в целом, по которому общее заведование в губернии налогами переходило от управляющего Казенной палатой к губернскому податному инспектору. Взыскание недоимок возлагалось на податного пристава. Однако Юридическое Совещание при Временном правительстве не оставило камня на камне от бунтарской концепции организации самоуправляющихся в пределах одной губернии податных инспекторов.

IV. Октябрьская социалистическая революция и нижегородское финансовое чиновничество. Первые шаги новой власти.

Встретив с восторгом Февральскую революцию, октябрьский переворот нижегородское финансовое чиновничество восприняло в штыки. 1 ноября служащие Казенной палаты на общем собрании приняли резолюцию: "В то время как страна, уже давно раздираемая на части классовой враждой, ненавистью, злобой, разоренная и униженная вконец, находится в предсмертной агонии своего государственного бытия, безответственная кучка людей под священным знаменем свободы путем дикого насилия и произвола стремится захватить в свои руки верховную власть, ввергнуть страну окончательно в пропасть анархии". Чиновники возлагали большие надежды на будущее Учредительное собрание, однако им не суждено было сбыться.

22 ноября в Нижегородскую контору Государственного Банка пришел большевик Акимов, назначенный комиссаром по банковским делам Нижнего Новгорода, вначале с целями наблюдения за ходом работы. Вскоре управляющий Нижегородской конторой Государственного Банка был арестован и посажен комиссаром Акимовым под домашний арест. В краткие сроки проводилось устранение неугодных новой власти лиц и внедрение своих ставленников. Согласно директиве из центра в казенную палату Нижнего Новгорода был назначен комиссар Иванов для "наблюдения за точным исполнением закона".

Волей судьбы последним управляющим Нижегородской губернией стал последний управляющий Нижегородской казенной палатой Александр Александрович Булгаков. Он вступил во временное управление губернией 29 ноября 1917 года, однако 2 декабря был низложен губернским комиссаром Сибиряковым. Признанный авторитет в области налоговой работы, Булгаков был затем уволен новой властью и с должности управляющего казенной палатой без права на пенсию.

В програмных и агитационных документах большевики до октябрьской революции настойчиво твердили о необходимости полной отмены косвенных налогов как несправедливых. Единственно правильными налогами признавались лишь прогрессивно-подоходный и имущественный. Через месяц после октябрьского переворота принимается декрет об увеличении акцизов на табачные изделия, ужесточаются меры по отношению к неплательщикам налогов. Наблюдение за взиманием налогов "сверх обычных органов" поручалось местным Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Однако фискальная система явно пробуксовывала. Нижегородским большевикам сразу после захвата власти требовались деньги. Захват Госбанка немного утолил голод, крупные финансовые подкрепления не раз приходили из Петрограда. Но денег катастрофически не хватало. Деньги от трудового неселения в казну поступали слабо, буржуазию из экономики убрали – в этих условиях нижегородские большевики и провели свой первый налог. В полном соответствии с логикой "красногвардейской атаки на капитал" уже в начале 1918 года Нижегородский губернский Совет стал обсуждать вопрос обложения представителей буржуазии единовременным революционным налогом. Никаких рекомендаций из Центра о налоге не поступало: однако было известно, что Ленин поддержал проведение контрибуции на Украине.

На экстренном заседании Нижгубисполкома после доклада комиссара-управляющего Нижегородской казенной палатой Иванова было принято решение о единовременном обложении капиталистов "ввиду острого финансового кризиса" на сумму 50 млн. рублей. 2 марта 1918 года во Дворец Свободы (бывший дворец нижегородского губернатора) были вызваны члены Нижегородского биржевого комитета, в который входило наиболее состоятельное купечество. Однако биржевики отказались уплатить контрибуцию и были заключены под стражу. Началась волна обысков, описей имущества и конфискаций, которые, впрочем, ожидаемых результатов не дали: из наложенных 50 млн. рублей удалось взыскать лишь 6,4 млн.

31 октября 1918 года Совнарком упразднил казенные палаты и организовал финотделы губернских и уездных исполнительных комитетов. Губернский финотдел состоял из секретариата и трех подотделов: сметно-кассового, прямых налогов и пошлин и косвенных налогов. В Нижнем Новгороде отдел финансов губернского исполкома был организован в июне 1918 года. Первым его заведующим стал комиссар по банковским делам Акимов. Губернский отдел финансов (губотфин), существовавший как сугубо местное учреждение с весьма ограничеными функциями, превращался в губернский финансовый отдел (губфинотдел) путем постепенного "поглощения" Нижегородской казенной палаты. С 1 января 1919 года Нижегородская казенная палата была объявлена упраздненной. Фактически губфинотдел состоял из бывших служащих Казенной палаты.

Установление новой власти было ознаменовано введением налогов целевого характера: 1) пятипроцентного сбора с торговли предметами личного потребления и домашнего обихода; 2) единовременного сбора на обеспечение семей красноармейцев; 3) сбора в "фонд детского питания". Начавшаяся иностранная военная интервенция и Гражданская война толкали вождей советского государства в пучину экспроприации. Вновь проходит решение о чрезвычайном революционном налоге, уже на государственном уровне. При установлении единовременного налога местные Советы должны были определить сумму, недостающую им для сбалансирования сметы и подлежащую покрытию чрезвычайным налогом. Руководство страны выступило также с инициативой введения натурального налога, который должен был взиматься с излишков продуктов в хозяйствах сверх личного потребления.

12 ноября распоряжением Отдела финансов Нижгубисполкома были образованы уездные и городские комиссии по чрезвычайному революционному налогу. Председательствовать в них предписывалось заведующим уездными финотделами. Губернская и уездные комиссии направляли телефонограммы волостным и сельским комиссиям с требованием неукоснительного исполнения требований декрета.

Служившие многие годы по строгим канонам профессии, податные инспекторы требовали полного согласования раскладки налога со статьями закона. В результате большинство раскладок возвращалось в места для доработки. Измученные войной и контрибуциями, многие комиссии с самого начала решили, что налог непосилен, и пошли по пути бумажных отписок. Часто сумма раскладывалась на лиц, некогда проживавших в селениях, но выехавших в неизвестном направлении. Согласно декрету, средние слои населения могли облагаться лишь по небольшим ставкам, беднота вовсе освобождалась от налога. В представлении комиссий средний слой часто сливался с беднотой и на него полностью распространялась свобода от налогообложения. В результате средний слой населения зачастую оказывался свободным от разверстки и в селениях с двумя сотнями домохозяев три-четыре лица облагались явно непосильным и безнадежными к взысканию налогами. Губфинотдел захлестнул поток жалоб, и вскоре не замедлила разразиться гроза. 17 января 1919 года в Починках Лукояновского уезда на почве объявления мобилизации и чрезвычайного налога возникло восстание. При подавлении его один гражданин был убит, один красноармеец ранен.

3 февраля 1919 года, вооруженные топорами, вилами, винтовками и револьверами толпа крестьян до 300 человек из деревень Ковернинского и Семеновского уездов прибыла на подводах в деревню Павлово Пятницкой волости с целью расправы над крестьянами за их сочуствие коммунистам и борьбу со спекулянтами. Крестьянин Солнцев был убит, Дельцов и Земляничин жестоко избиты. Прибывший отряд ликвидировал восстание. Двоих зачинщиков расстреляли.

В результате проведения единовременного налога за девять двухнедельных сроков по всей губернии вместо запланированных 220 000 000 руб. удалось собрать только 46 220 969 рублей.

Анализируя причины слабого поступления налога, все причастные к его взиманию лица отмечали явное переобложение самой губернии и в силу этого – переобложение уездов, волостей, селений и отдельных лиц.

Тем временем в налоговой сфере происходят структурные изменения. В 1920 году подотдел прямых налогов и пошлин губфинотдела был преобразован в губернское налоговое управление. Его обязанности мало чем отличались от предшественника. Уезды разбивались на районы с увеличением общего количества податных инструкторов. Губерния была разделена на три района. К первому относились Васильский, Воскресенский, Козьмодемьянский и Семеновский уезды. Ко второму – Арзамасский, Княгининский, Макарьевский, Нижегородский и Сергачский. К третьему – Ардатовский, Балахнинский, Лукояновский и Павловский. На ревизоров – инструкторов возлагалось "ответственное руководство" деятельностью уфинотделов их районов по всем видам налогов, организация районных съездов уездных инструкторов и проведение систематических ревизий на местах.

Учитывая напряженную ситуацию в стране, Совнарком своим декретом от 4 мая 1920 года отменил все недоимки и долги, числящиеся на 1 января 1918 года. Местным финансистам предлагалось принять энергичные меры к скорейшей ликвидации других категорий задолженностей, которые не были затронуты декретом.

Поступления чрезвычайного революционного налога после 1 октября 1920 года оказались мизерными. Революционную налоговую политику провалила сама жизнь. А вскоре налоги вообще были упразднены.

21 июня 1919 года в Москве начал свои труды Всероссийский съезд заведующих финансовыми отделами. Результатом его работы стала существенная реформа местных налоговых и финансовых органов в целом. Учрежденные за 34 года до того должности податных инспекторов упразднялись. Вместо них в структуре налоговых подтоделов уездных финансовых отделовоткрывались особые должности инструкторов прямых налогов и пошлин (податных инструкторов). Все налоговое дело в в уездах передавалось в ведение финансовых отделов. Бывшие податные инспектора, по свидетельству тогдашнего крупного советского функционера А.И.Потяева, вводились в состав уфо в качестве именно инструкторов, чтобы "научить наших советских работников этому делу". Однако советская власть "бывшим" инспекторам не доверяла и не скрывала этого.

15 июля 1919 года Наркомфин РСФСР утвердил "Положение о местных налоговых органах": в губернских отделах ими стали налоговые управления, в уездных финотделах – налоговые подотделы. Одновременно упразднялись Главное управление неокладных сборов и самостоятельный отдел прямых налогов и пошлин. На местах все участковые и губернские присутствия по различным налогам уничтожались, их функции полностью переходили к местным финансовым органам. В основном, на должностях податных инструкторов и заведующих налоговыми подотделами уездных финотделов были утверждены бывшие податные инспекторы.

Тем временем Советская Россия находилось на пороге финансового краха. Ежедневно растущую потребность в денежных знаках государство покрывало за счет безудержной эмиссии. В 1920 году Нижегородский губфинотдел ежемесячно получал от Центра в среднем 1 700 миллионов бумажных рублей. Тюки с ними весили многие сотни пудов, но и этих астрономических сумм все равно не хватало. Инфляция галопировала, натурализация хозяйства с каждым днем прогрессировала. Взимание налогов и сборов для государства утратило экономический смысл. В реальном исчислении затраты на их сбор нередко обходились дороже самих доходных поступлений. В государстве властвовал некогда знаменитый Народный комиссариат продовольствия - Наркомпрод. Финансовое ведомство хирело с каждым днем все больше и больше: аппарат финотделов таял. Сотрудники при мизерном жаловании и отсутствии продовольственного пайка использовали малейшую возможность, чтобы найти себе более хлебное место. Повсюду циркулировали слухи об отмене налогов.

Всеобщие ожидания оправдались уже 9 февраля 1921 года. За подписью заместителя народного комиссара финансов всем губфинотделам была направлена телеграмма №7259: "Согласно постановлению Президиума ВЦИК предлагается немедленно приостановить взимание всех налогов общегосударственных и местных впредь до разрешения вопроса о налогах в мартовской сессии ВЦИК. Подробные указания следуют циркуляром".

Циркуляр НКФ РСФСР по налоговому управлению №7260/11 от того же числа "О приостановлении взимания налогов" уточнял, что предписывается не только приостановить взимание всех денежных налогов, включая и чрезвычайный революционный. Отменялось судебное преследование недоимщиков.

Раз взимать денежные налоги воспрещалось, то и мытари остались без работы. Сомнения у московского начальства оставались, поэтому оно предписало: "впредь до последующих указаний из Центра налоговые учреждения … остаются с современной их структурой и штатами", однако последний циркуляр получили с опозданием, и практически весь налоговый аппарат Нижгубфинотдела и уфинотделов был, как тогда говорили, "раскассирован" по местным учреждениям.

На территории Республики Советов повсеместно наступили "налоговые каникулы". 4 марта 1921 года заведующий налоговым управлением Нижгубфинотдела Ермолов разослал во все уездные финотделы губернии циркулярную телеграмму: "…Налоговое управление просит сообщить, кто из сотрудников остался в налоговом подотделе и как использован остальной штат сотрудников".

Ответы с мест оказались стереотипными: в налоговых подотделах уфо практически никого из работников к тому времени не осталось.