ENG

Субсидиарную ответственность контролирующих должника лиц обсудили на публичных слушаниях

Дата публикации: 10.09.2021 10:55

9 сентября Управление ФНС России по Нижегородской области в рамках реализации приоритетной программы стратегического развития РФ «Реформа контрольно-надзорной деятельности» провело публичные слушания. Основной темой слушаний стали вопросы субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.

Открывая мероприятие, руководитель Управления Виктор Алексеевич Большаков отметил важность сегодняшней темы. Согласно данным статистического бюллетеня ЕФРСБ за 1 полугодие 2021 года, количество заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности в делах о банкротстве неуклонно растет, даже с учетом снижения всех активностей в 2020 году в связи с эпидемией коронавируса (моратории на банкротство, ограничения работы судов и т.д.). Растет и сумма, взысканная с виновных лиц в РФ - с 3,1 млрд руб. в 2015 году до 440,5 млрд руб. в 2019, а с учетом темпов роста, 2021 год может побить этот рекорд.

О вступивших изменениях в законодательстве о банкротстве и о том, что такое субсидиарная ответственность, рассказала заместитель начальника отдела обеспечения процедур банкротства Управления Т.А. Ерухимова. Она отметила, что после вступления в силу Федерального закона от 29.07.2017 №266-ФЗ, расшиpился круг привлекаемых лиц и оснований для привлечения их к ответственности.

В ходе выступления Татьяна Александровна рассказала, что привлечение к субсидиарной ответственности является исключительным механизмом восстановления нарушенных прав кредиторов. При его применении учитывается как наличие у участников и руководителей организаций широкой свободы при принятии деловых решений, так и запрет на причинение ими вреда независимым участникам оборота посредством недобросовестных действий. «Субсидиарная ответственность возникает только в случаях недобросовестного (противоправного) поведения контролирующих должника лиц» - подчеркнула она.

Далее был рассмотрен вопрос об основаниях привлечения к субсидиарной ответственности, предусмотренных статьями 61.11, 61.12, 61.13 Закона о банкротстве. Чтобы понять механизм их применения, необходимо более детально разобраться, кто такие контролирующие должника лица. К ним относятся физические и юридические лица, имеющие, либо имевшие не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий.

Татьяна Александровна подробно рассказала и о презумпциях статуса КДЛ, сопроводив свое выступление реальными примерами из судебной практики. Особое внимание было уделено презумпции выгоды. «Необходимо отметить, что круг лиц, которых можно привлечь к субсидиарной ответственности, законодатель оставляет открытым, указывая, что возможность определять действия должника может достигаться не только в силу должностного положения, наличия полномочий совершать сделки от имени должника или нахождения с должником (его руководителем или членами органов управления должника) в отношениях родства или свойства, но и иным образом, в том числе путем принуждения либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника» - подчеркнула Т.А. Ерухимова.

В завершение она проинформировала налогоплательщиков о размере субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным ст.61.11 и 61.12, а также о различиях между субсидиарной ответственностью и убытками, предусмотренными статьей 61.13 и 61.20 Закона о банкротстве. Здесь в первую очередь следует учесть то, что размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица равен совокупному размеру требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов и требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся не погашенными по причине недостаточности имущества должника. Размер ответственности, предусмотренный статьей 61.12, равен размеру обязательств должника, возникших после истечения срока для подачи заявления о собственном банкротстве и до возбуждения дела о банкротстве должника. При взыскании убытков размер последних определяется судом применительно к конкретному нарушению. Кроме того бремя доказывания ложится на заявителя, а не на ответчика.

Подводя итоги своего выступления Т.А. Ерухимова подчеркнула, что арбитражный суд вправе уменьшить размер или полностью освободить от субсидиарной ответственности номинального руководителя, если благодаря предоставленным этим лицом сведениям установлено фактически контролировавшее должника лицо, или обнаружено скрывавшееся последним имущество должника или имущество контролирующего должника лица.

С информационными материалами, а также видеозаписью данного мероприятия можно ознакомиться в разделе «Контрольно-надзорная деятельность». Здесь же размещена информация по ранее проведенным публичным слушаниям.

Напомним, публичные слушания в рамках реализации приоритетной программы стратегического развития РФ «Реформа контрольно-надзорной деятельности» проводятся ежеквартально.