ENG

Актуальные вопросы контрольной работы налоговых органов рассмотрели на публичных слушаниях в Управлении

Дата публикации: 12.12.2022 10:28

8 декабря в Управлении ФНС России по Нижегородской области под председательством Виктора Алексеевича Большакова состоялись публичные слушания. В рамках мероприятия налогоплательщикам рассказали об актуальных вопросах контрольной работы налоговых органов. 
Открывая заседание, В.А. Большаков отметил, что рассматриваемые темы призывают налогоплательщиков воздержаться от принятия предложений по участию в незаконных схемах ухода от налогообложения, а простое соблюдение законодательства позволит им избежать финансовых затрат и дальнейших проблем с законом. 

В своем выступлении начальник отдела камерального контроля №1 М.С. Назарова обратила внимание на то, что одно из приоритетных направлений контрольной работы налоговых органов сегодня – это предупреждение и профилактика нарушений налогового законодательства. 

Так, она указала на возможности электронных сервисов ФНС России, используемых сотрудниками налоговых органов при проведении ими мероприятий налогового контроля, в частности, при принятии от налогоплательщиков декларации по НДС в электронном виде через оператора электронного документооборота.

По словам М.С. Назаровой, использование Налоговой службой современных цифровых технологий позволяет без участия налогового инспектора сопоставлять данные в налоговых декларациях по НДС всех налогоплательщиков с их контрагентами. «Представленные в декларации сведения сверяются с помощью программы с информацией от поставщиков и покупателей на наличие расхождений в цепочке. Это значит, что совершенные покупки и продажи должны зеркально отображаться у всех контрагентов. Одним словом, каждый счет-фактура одной организации должен найти зеркальное отражение у своего контрагента. Если же в цепочке возник сбой, то система это мгновенно вычисляет и сразу фиксирует», - подчеркнула Мария Сергеевна.

Вместе с этим, программные средства позволяют не только отследить движение денежных средств, но и произвести сопоставление товарно-денежных потоков, выстроить цепочки взаимодействия контрагентов, установить признаки фиктивности совершенных операций и сделок, выявить расхождения в налоговой отчетности и не допустить неправомерных вычетов по НДС. К примеру, с помощью специального программного комплекса налоговые органы могут не только отследить риски по налогу на добавленную стоимость, но и найти аналогичные риски и по другим налогам.

Также Мария Сергеевна сообщила о работе по выявлению Интернет-сайтов и рекламных объявлений, предлагающих услуги по незаконной налоговой оптимизации и предупредила о наступлении налоговой и уголовной ответственности, предусмотренной за данные нарушения.

В продолжение рассматриваемой темы слушаний, начальник контрольного отдела А.В. Кузнецова в свою очередь отметила, что на сегодняшний день выработан механизм межведомственного взаимодействия правоохранительных и налоговых органов для оперативного выявления и пресечения незаконных схем налоговой оптимизации. «Налоговыми органами на постоянной основе проводятся согласованные и скоординированные мероприятия по выявлению и пресечению деятельности организаций, обладающих признаками «транзитных» и обналичивающих денежные средства путем перечисления денежных средств на счета физических лиц. Результатом данной работы является пресечение использования налогоплательщиками схем ухода от налогообложения и достижение «чистоты» среды бизнес сообщества», - подчеркнула Анна Владимировна

Она сообщила, что в настоящее время назначение выездной налоговой проверки является крайней мерой реагирования налоговых органов на недобросовестное поведение налогоплательщиков. На данный момент приоритетными налогоплательщиками в плане проведения проверок являются исключительно налогоплательщики, применяющие «агрессивные» способы налоговой оптимизации или так называемые схемы уклонения от налогообложения, отказавшиеся от добровольного уточнения налоговых обязательств.

«За 9 месяцев 2022 года налоговыми органами Нижегородской области проведено 100 выездных налоговых проверок, общая сумма доначислений по ним составила 10,3 млрд рублей. Сумма же доначислений на 1 проверку равна 110 млн рублей», - заключила А.В. Кузнецова.

При этом всего лишь несколько лет назад налоговыми органами проводилось более 500 проверок в год, а сумма доначислений в среднем на 1 проверку составляла 11-15 млн рублей.

Продолжая свое выступление, А.В. Кузнецова обратила внимание, что имеющийся сегодня в распоряжении налогового органа аналитический инструмент позволяет не просто выявить организации, обладающие признаками «фирм-однодневок», но и установить их принадлежность к группе взаимосвязанных между собой организаций. Так, если раньше в ходе проверок рассматривались взаимоотношения налогоплательщика с конкретным отдельно взятым контрагентом, то сейчас отличительной особенностью большинства проводимых выездных проверок является то, что Налоговая служба видит и доказывает системность деятельности налогоплательщика, направленную на получение фиктивных вычетов с так называемых площадок. А это, в свою очередь, свидетельствует об умышленном характере его действий со всеми вытекающими последствиями.

Обратила она внимание и на то, что ежегодно улучшается взаимодействие с правоохранительными органами, работающими в данном направлении. В предыдущие годы сумма доначислений в среднем на 1 совместную выездную проверку составляла около 33 млн рублей, то по итогам 9 месяцев 2022 года этот показатель составляет уже 136 млн рублей на 1 проверку.

Комментируя выступления и подводя итоги заседания, В.А. Большаков подчеркнул, что налоговые органы сегодня ориентированы на конструктивный диалог с добросовестными налогоплательщиками, отказывающимися от различного рода незаконных налоговых оптимизаций. «В первую очередь налогоплательщику следует оперативно и адекватно реагировать на открытость налоговых органов, в том числе, в плане самостоятельного уточнения своих налоговых обязательств по налоговым рискам. Выстраивание добросовестного взаимодействия с Налоговой службой позволит в первую очередь нам снизить общие издержки, а налогоплательщику поможет избежать длительных проверочных мероприятий, судебных тяжб, взаимодействия с правоохранительными и следственными органами. Подчеркну, что работа налоговых органов направлена на создание комфортных и равных конкурентных условий для ведения бизнеса для всех категорий налогоплательщиков», - заключил Виктор Алексеевич.

В ходе мероприятия участники получили возможность лично задать свои вопросы, обсудить интересующие их проблемные ситуации. 

В слушаниях также приняли участие заместитель руководителя УФНС России по Нижегородской области Е.Г. Вуколова, уполномоченный по защите права предпринимателей в Нижегородской области П.М. Солодкий и другие приглашенные.

С информационными материалами, а также видеозаписью данного мероприятия можно ознакомиться в разделе «Контрольно-надзорная деятельность». Здесь же размещена информация по ранее проведенным публичным слушаниям.

Напомним, публичные слушания в рамках реализации приоритетной программы стратегического развития РФ «Реформа контрольно-надзорной деятельности» проводятся ежеквартально.