ENG

Состоялось очередное заседание Общественного совета при УФНС России по Новгородской области

Дата публикации: 08.08.2022 15:32

04 августа 2022 года состоялось очередное заседание Общественного совета при Управлении Федеральной налоговой службы по Новгородской области (далее – Общественный совет, Управление).

В заседании приняли участие 8 членов Общественного совета: представители  бизнес - сообщества, региональных СМИ и общественных организаций, заместители руководителя Управления  Ю.А.Чван,А.В.Смирнов,начальники (и.о. начальника) структурных  подразделений  Управления.

В повестку заседания были включены следующие вопросы:

  • Внедрение института Единого налогового счета.
  • Урегулирование процедур банкротства и введение моратория на банкротство.
  • Поддержка бизнеса с иностранным участием.
  • Администрирование контролируемых сделок.
  • О порядке досудебного обжалования налоговых споров.
  • Развитие электронных сервисов ФНС России.

Открыл заседание руководитель Управления А.Г.Веселов. Он представил отчет о выполнении поручений, данных членами Общественного совета на предыдущем заседании: - о внесении изменений в Положения об Общественном совете, утвержденного приказом УФНС России по Новгородской области  в части проведения не менее 4 очных заседаний Общественного совета в год;

  • об организации общения с членами Общественного совета посредством телеграммканала;
  • о создании рабочих групп Общественного совета;
  • об информировании членов Общественного совета об изменениях в действующем налоговом законодательстве, направлении для размещения в информационных ресурсах и информирования представителей бизнеса  информационных материалов по различным тематикам налогового администрирования.

Заместитель руководителя Управления А.В.Смирнов рассказал, что предпосылками для внедрения Единого налогового счета послужило изменение существующей модели межбюджетных отношений «налоплательщик-государство». На данный момент существующая модель подразумевает множество технологических операций по сальдированию долга, ошибки в платежах, недостоверное состояние расчетов, начисление пени на технический долг, излишние ограничительные меры, большое количество межбюджетных транзакций, невыясненные платежи (каждый 15 платеж с ошибкой).

В связи с  вступлением в силу с 01.01.2022 Федерального закона от 29.11.2021 № 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», положения Налогового кодекса Российской Федерации дополнены статьей 45.2 «Единый налоговый платеж организации, индивидуального предпринимателя. Особый порядок уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов».  Законопроектом предлагается ввести институт Единого налогового счета (далее - ЕНС), в рамках которого для каждого налогоплательщика консолидируются в единое сальдо расчетов с бюджетом все подлежащие уплате и уплаченные с использованием единого налогового платежа налоги, т.е. кардинальное изменение существующей модели. Эффектом перспективной модели ЕНС является: отсутствие технического долга, начисление пени в целом по налогоплательщику, исключение зачетов/уточнений.

Плюсы единого налогового счета (далее – ЕНС):

1. ЕНС позволит изменить и упростить механизм исполнения обязанности по уплате налогов и обеспечит экономически обоснованный расчет суммы пеней на общую сумму задолженности перед бюджетом. Исчезает необходимость перечисления большого количества платежей;

2. Устанавливаются единые сроки уплаты налогов, что упрощает платежный календарь налогоплательщиков и позволяет платить все налоги 1 раз в месяц единым налоговым платежом;

3. Кроме того, введение ЕНС планируется с расширением сервисных возможностей ФНС России - по ИНН можно будет платить как по номеру телефона, подключить автоплатеж. Актуальная сумма обязательств всегда будет доступна налогоплательщику онлайн;

4. При необходимости всегда можно будет получить детализацию, как сформировался баланс, на что и как были распределены платежи.

Преимущества ЕНС: 1 платеж + 2 реквизита в платеже (ИНН и сумма); 1 срок уплаты в месяц (25 число соответствующего месяца); 1 сальдо в целом по ЕНС; 1 день для поручения на возврат; 1 день для снятия блокировки по счету; 1 документ взыскания для банка

ЕНС позволит повысить прозрачность и сервисность между налоговыми органами и налогоплательщиками, которые будут видеть «одними глазами» состояние расчетов с бюджетом. Впервые для плательщиков представится возможность онлайн доступа к детализации начислений и уплаты налогов и осуществится интеграция доступа как в ЛК, так и в открытые IT платформы налогоплательщиков по открытому API.

Заместитель начальника отдела обеспечения процедур банкротства Управления А.А.Кузьменко рассказал, что процедура банкротства является одним из инструментов урегулирования задолженности. Для ФНС России это также инструмент обеспечения поступления обязательных платежей в бюджет.  В 2022 году количество процедур банкротства существенно возросло по сравнению с предыдущими годами. По состоянию на 01.08.2022 в регионе процедуре банкротства находится 898 должников (143 – ЮЛ, 158 – ИП, 597 – ФЛ) с суммой задолженности 4,5 млрд. рублей. В процедуре наблюдения находятся 12 должников, в процедуре конкурсного производства – 131 должников, в процедуре реструктуризации долгов гражданина – 34 должников, в процедуре реализации имущества гражданина – 721 должников. По результатам работы за 2021 год погашение задолженности в процедурах банкротства составляет 275,1 млн. руб.

В качестве одной из антикризисных мер, а также мер поддержки бизнеса Правительством Российской Федерации введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве. Срок действия моратория с 31.03.2022 по 01.10.2022.

Целью налогового органа при сопровождении процедур банкротства являются: пресечение схем ухода от налогообложения с помощью криминального банкротства; изменение модели поведения налогоплательщика; привлечение к ответственности действительно виновного лица; обеспечение поступлений денежных средств в бюджеты всех уровней.

Заместитель начальника отдела камерального контроля НДС А.С.Старостин рассказал, что существующими мерами поддержки бизнеса с иностранным участием являются:

- Уменьшение НДФЛ на расход: контролирующие лица или учредители иностранных организаций (по состоянию на 31.12.2021), которые получили в 2022 году имущество или имущественные права от этих организаций, могут включить в расходы сумму стоимости этого имущества (имущественных прав), но не выше рыночной цены;

- Изменение налоговой базы по налогу на прибыль: при определении налоговой базы, не учитываются доходы в виде сумм прекращенных в 2022 году обязательств по договору займа;

- Включение иностранного бизнеса в реестр МСП для получения льгот и господдержки: иностранный участник российской компании должен доказать, что на конец предыдущего года соответствовал критериям Федерального закона № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а именно: доход от предпринимательской деятельности иностранного юридического лица за год не превысил 2 млрд руб.; среднесписочная численность сотрудников иностранного юридического лица не превысила 250 чел.; иностранное юридическое лицо зарегистрировано на территории, не являющейся офшорной зоной.

Старший государственный инспектор отдела камерального контроля И.И.Андреева осветила вопрос о контролируемых сделках. Задачи территориальных налоговых органов: выявлять контролируемые сделки; привлекать налогоплательщиков к ответственности в случае не сдачи Уведомления о контролируемых сделках. Форма уведомления о контролируемых сделках и Порядок его заполнения утверждены Приказом ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@. Уведомление представляется одним из способов по выбору налогоплательщика (п. 2 ст. 105.16 Налогового кодекса  РФ – далее НК РФ): на бумажном носителе; в электронной форме. Уведомление о контролируемых сделках за истекший период подается только раз в год - не позднее 20 мая следующего года (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).

Штраф в размере 5 000 руб. предусмотрен за следующие нарушения (ст. 129.4 НК РФ): непредставление уведомления в установленный срок; недостоверное заполнение отдельных реквизитов уведомления. Налогоплательщик может быть привлечен к ответственности за представление недостоверных данных, только если допущенные ошибки могли препятствовать идентификации контролируемой сделки. Размер штрафа не зависит от числа сделок, которые должны быть указаны в уведомлении, поскольку такого требования ст. 129.4 НК РФ не содержит. Налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненное уведомление подано до того, как ему стало известно об обнаружении налоговым органом нарушения.

С докладом о досудебном урегулировании налоговых споров выступил заместитель начальника правового отдела С.А.Мананников. Все жалобы, поступившие в Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области перенаправляются для рассмотрения в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по Северо-Западному федеральному округу. Вместе с тем, порядок подачи жалоб, установленный статьей 139 НК РФ, не изменился. Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. То есть жалоба, подается через Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области.

Актуальным и приоритетными для Управления является вопрос урегулирование налогового спора до принятия решения по жалобе. Так, за период с 30.08.2021 по 31.12.2021 из 41 жалобы, 13 (31,7%) жалоб были урегулированы до вынесения решения, из которых 9 отозваны налогоплательщиками, а 4 оставлены без рассмотрения в связи с отсутствием предмета спора, за 6 месяцев 2022 года, из 84 жалоб, 22 (26%) жалобы урегулированы до вынесения решения, из которых 16 жалоб отозваны налогоплательщиками, а 6 оставлены без рассмотрения в связи с отсутствием предмета спора. 

Управление обращает внимание на особый порядок направления жалобы в электронной форме. В силу пункта 1 статьи 139.2 НК РФ жалоба (апелляционная жалоба) может быть направлена в электронной форме двумя способами: по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 139.2 НК РФ форматы и порядок представления жалобы в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форма жалобы (КНД 1110121), формат подачи жалобы (апелляционной жалобы) и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@.

Начальник отдела оказания государственных услуг И.И.Кузьменко сообщила, что популярность интерактивных сервисов ФНС России с каждым годом растет. Это подтверждается количеством обращений.  Сегодня на официальном сайте ФНС России реализовано более 60 интерактивных сервисов, которые охватывают все категории налогоплательщиков и сферы их интересов. Они размещены по группам и располагаются на вкладке «Сервисы». Одни сервисы — тематические, многофункциональные, другие носят исключительно информационный характер. И.И.Кузьменко рассказала о 10 наиболее популярных у налогоплательщиков информационных промо – страницах, которые содержат большие блоки информации по различным темам.

Большой интерес членов Общественного совета вызвало сообщение о новом  сервисе «Рождение ребенка», который ФНС России совместно с Минздравом и Минцифры запустили на Портале госуслуг. Сервис запускает целый цикл связанных услуг: постановка на налоговый и персонифицированный учет, автоматическая регистрация в Пенсионном фонде, оформление СНИЛС, оформление сертификата на материнский капитал.

Новую возможность для родителей предоставляет и модернизированный интернет-сервис ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», позволяющий с максимальной оперативностью и комфортом исполнять свои налоговые обязательства.В разделе «Профиль» функционирует  вкладка «Семейный доступ», предназначенная для доступа родителей к информации из Личного кабинета налогоплательщика - несовершеннолетнего ребенка. В сервисе доработан интерфейс раздела «Налоги» в части предоставления возможности просматривать и оплачивать платёжные документы несовершеннолетнего ребенка всеми доступными инструментами оплаты.

Члены Общественного совета оценили качество и полезность  представленных им информационных материалов и выразили готовность оказывать поддержку налоговым органам в распространении среди представителей малого и среднего бизнеса не только печатной продукции, но в размещении на своих сайтах информационных материалов по налоговой тематике. По каждому вопросу повестки заседания членами Общественного совета были даны рекомендации по организации и проведению налоговыми органами мероприятий, направленных на повышение качества налогового администрирования.

Очередное заседание Общественного совета состоится в октябре 2022 года.

Обратиться Обратиться в Общественный совет с вопросом, заявлением, предложением также можно с помощью сервиса: «Обратиться в общественный совет УФНС России по региону», указав в сообщении адресата