ENG

В региональном Управлении прошли публичные обсуждения результатов правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований

Дата публикации: 05.06.2020 15:19

В Управлении Федеральной налоговой службы по Новгородской области 04 июня 2020 года в очередной раз состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований.

Мероприятие проводилось в режиме вебинара на онлайн – площадке одного из региональных представителей операторов электронного документооборота. Зарегистрировались и смотрели вебинар в режиме реального времени 35 представители бизнес-сообщества и целевой группы налогоплательщиков, заинтересованных в тематике мероприятия. 

Основной целью  публичных обсуждений  является  информирование субъектов экономической деятельности  об изменениях налогового законодательства,  ознакомление с  новым подходом налоговой службы к различным аспектам контрольной деятельности, предупреждение налоговых нарушений.

Участникам публичных слушаний были предложены для обсуждения в открытом диалоге следующие темы:

1.Меры, предпринятые ФНС России для поддержки налогоплательщиков на время снижения деловой и потребительской активности на фоне распространения коронавирусной инфекции. Условия получения субсидий из федерального бюджета субъектами малого и среднего  предпринимательства.

2. Риск - ориентированный подход и современные аналитические инструменты в контрольной деятельности налоговых органов. Реестр рисков, выявленных налоговым органом в рамках контрольно - аналитической работы. Характерные нарушения, выявляемые в ходе выездного налогового контроля.

3.Основные ошибки налогоплательщиков, допущенные при заполнении деклараций по НДС, приводящие к формированию расхождений в ПК «АСК НДС-2».

4.Оценка налоговых рисков при применении дробления бизнеса.

Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2020 г. № 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Об условиях предоставления субсидии, порядке расчета субсидии для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (имеющих и не имеющих работников), о сроках и порядке направления заявления на получение субсидии, о сроках ее перечисления рассказал руководитель УФНС России по Новгородской области А.Г.Веселов.

Руководитель  Управления отметил, что вся информация о мерах поддержки малого бизнеса, пострадавшего от коронавирусной инфекции размещена на Интернет - сайте ФНС России:


На  получение субсидии в Новгородской области могут претендовать 6981 субъект предпринимательской деятельности. Количество налогоплательщиков, подавших заявления на выплату субсидии за апрель 2020 года составило 5458, из них: юридические лица – 835 (15 %), индивидуальные предприниматели с работниками - 1046 (19 %), индивидуальные предприниматели без работников – 3577 (66 %). Сумма начисленных субсидий за апрель – 181,2 млн. руб., выплачено 164,6 млн. рублей.

Количество налогоплательщиков, подавших заявления на выплату субсидии за май 2020 года составило 1884, из них: юридические лица – 305 (17 %), индивидуальные предприниматели с работниками - 1180 (64 %), индивидуальные предприниматели без работников – 361 (20 %). Сумма начисленных субсидий за май – 87 млн. рублей.

Начальник контрольного отдела Управления Н.М.Бубнова в своем выступлении отметила, что система управления налоговыми рисками предназначена для предотвращения нарушений налогового законодательства и реализуется налоговыми органами путем проведения аналитической работы, по результатам которой налогоплательщикам сообщается о выявленных рисках и предлагается устранить их добровольно.

В настоящее время механизм аналитической работы реализуется налоговыми органами через камеральную проверку и исследование документов, истребованных (полученных добровольно) у налогоплательщиков, чья налоговая отчетность не прошла контрольные соотношения, либо другие виды проверки на предмет полноты исчисления налогов.

В соответствии с п. 1 ст. 82 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс) налоговые органы вправе:  истребовать документы у плательщиков или налоговых агентов в рамках проверки (выездной или камеральной) (ст. 88, п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93 Кодекса); истребовать документы и информацию у контрагентов проверяемого лица (третьих лиц) (ст. 93.1 Кодекса); запрашивать у государственных органов и учреждений информацию, связанную с учетом организаций и физических лиц, у банков - сведения об их счетах (п. 13 ст. 85, п. 2 ст. 86 Кодекса); получать пояснения плательщиков и налоговых агентов, в том числе путем вызова в инспекцию (подп. 4 п. 1, п. 2.1 ст. 31 Кодекса).

Налогоплательщику еще до оформления акта проверки, т.е. до момента фактического выявления ошибки, становится известно о возможных претензиях со стороны налогового органа и ему предоставляется возможность урегулировать данный вопрос путем представления дополнительных документов (пояснений) или исправления ошибки.

Так, в 2019 году было проведено 250 тысяч камеральных проверок, из них 40 тысяч – с истребованием документов, 210 тысяч проверок (84 %) проведены без участия налогоплательщиков.

Результаты контрольно-аналитической работы сложились следующим образом:

  • 2,8 тысяч составленных актов и принятых решений из числа углубленных камеральных налоговых проверок (7 %), по которым доначислено 79,9 млн.руб.;
  • 766 добровольно представленных уточненных налоговых деклараций: 606 - увеличивающих сумму налоговых обязательств на 151 млн.руб.; 32 - уменьшающие сумму убытка, заявленного в целях налогообложения, на 33 млн. руб.; 128 - уменьшающих суммы НДС, заявленные к возмещению, на 84 млн. рублей.

Федеральная налоговая служба считает, что раннее информирование налогоплательщика о выявленных рисках позволит обеспечить профилактику и предупреждение потенциальных нарушений требований законодательства о налогах и сборах, а также обеспечит возможность превентивного урегулирования вопросов, возникающих в процессе взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами.

Начальник отдела налогообложения юридических лиц и камерального контроля Ф.Д. Александров  рассказал об оценке налоговых рисков при применении дробления бизнеса.

В ходе мероприятий налогового контроля, проводимых налоговыми органами, исследуются все обстоятельства ведения предпринимательской деятельности, выявляются действия налогоплательщиков, направленные на умышленное дробление бизнеса с целью занижения налоговой нагрузки, а именно проводится осмотр помещений и территорий; допросы свидетелей, как со стороны самого налогоплательщика, так и со стороны контрагентов;  проверка кассовых книг, ККТ; проверка взаимозависимости;  установление конечного выгодоприобретателя и др.

Основными признаками дробления бизнеса могут являться следующие:

  • все разделенные организации (индивидуальные предприниматели)  осуществляют один вид деятельности; находятся по одному юридическому адресу, используют одни и те же помещения; имеют одних и тех же работников, которые выполняют одну и ту же работу в соответствии с должностными обязанностями; имеют единую материально-техническую базу, представляют собой единый комплекс, вовлеченный в единый производственный процесс; имеют одних и тех же поставщиков и одних и тех же заказчиков; налоговый и бухгалтерский учет ведется одними лицами;
  • наличие прямой или косвенной взаимозависимости (аффилированности) участников схемы дробления бизнеса (родственные отношения, участие в органах управления, служебная подконтрольность и т.п.), при этом фактическое управление деятельностью участников схемы осуществляется одними лицами;
  • реализация товара осуществляется в пределах торговых площадей, разделенных на части, которые фактически не представляют собой самостоятельные торговые точки с автономной системой торговли, в том числе имеют общие входы, общие торговые залы, оформленные в едином фирменном стиле сети магазинов; используются единые складские помещения;
  • трудовую деятельность фактически осуществляют одни и те же сотрудники, которые воспринимают раздробленные организации (индивидуальных предпринимателей) как единый субъект предпринимательской деятельности и др.

Материалы проверок, в ходе которых установлено применение налогоплательщиками схем дробления бизнеса, передаются в следственные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовных дел.

Об основных ошибках налогоплательщиков, допущенных при заполнении налоговых деклараций по НДС, приводящих к формированию расхождений в ПК «АСК НДС-2» рассказала заместитель начальника контрольно – аналитического отдела О.В.Разживина.

ПК «АСК НДС-2» выявляет следующие расхождения:

  • Расхождения вида «Разрыв»: не представление налоговой декларации организациями; представление организациями декларации с «нулевым показателем»; отсутствие операций в налоговой декларации контрагента; значительное искажение данных.
  • Расхождение вида «НДС»: превышение суммы НДС, принятого к вычету налогоплательщиком-покупателем, в сравнении с суммой НДС, исчисленной контрагентом-продавцом с операций по реализации.

Докладчиком были рассмотрены конкретные ситуации при исчислении НДС при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг); при принятии покупателем к вычету НДС с авансового платежа и по возвращаемым поставщиком суммам предоплаты.

В целях исключения ошибок в налоговых декларациях по НДС, приводящих к формированию расхождений, перед подачей декларации слушателям было рекомендовано произвести сверку с контрагентами через оператора электронного документооборота, либо произвести сверку с самим контрагентом.

Подводя итоги мероприятия, руководитель Управления А.Г.Веселов отметил, что основной задачей налоговых органов при выполнении ими контрольной функции является профилактика налоговых правонарушений и добровольное устранение налогоплательщиками допущенных нарушений. Такой подход позволяет применять инструменты в виде налоговых проверок, в основном, только к недобросовестным налогоплательщикам.