ENG

В региональном Управлении прошли публичные обсуждения результатов правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований

Дата публикации: 27.11.2020 12:35

В Управлении Федеральной налоговой службы по Новгородской области 26 ноября 2020 года в очередной раз состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики и руководств по соблюдению обязательных требований.

Мероприятие проводилось в режиме вебинара на онлайн – площадке регионального представителя ООО «Консультант». Зарегистрировались и смотрели вебинар в режиме реального времени 68 представителей бизнес-сообщества и целевой группы налогоплательщиков, заинтересованных в тематике мероприятия.

Основной целью публичных обсуждений является информирование субъектов экономической деятельности об изменениях налогового законодательства, ознакомление новым подходом налоговой службы к различным аспектам контрольной деятельности, предупреждение налоговых нарушений.

Участникам публичных слушаний были предложены для обсуждения в открытом диалоге следующие темы:

1.Специальные налоговые режимы для малого бизнеса. Особенности и преимущества применения. Типичные ошибки и нарушения, выявленные в ходе контрольных мероприятий.

2.Негативные последствия выплаты «конвертной» заработной платы. Основные ошибки и нарушения, выявленные в ходе камеральных налоговых проверок налоговых деклараций формы 3-НДФЛ. Актуальные вопросы администрирования НДФЛ и страховых взносов для налоговых агентов.

3.Привлечение лиц к административной ответственности в сфере налоговых правонарушений.

Главный государственный налоговый инспектор отдела налогообложения юридических лиц и камерального контроля УФНС России по Новгородской области Р.В.Любимов отметил, что с 01 января 2021 года, в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2012 № 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», на территории Российской Федерации отменяется специальный налоговый режим - система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).

Налогоплательщики ЕНВД вправе перейти на иные режимы налогообложения. Так, юридические лица могут перейти на общую систему налогообложения или упрощенную систему налогообложения (УСН). Индивидуальные предприниматели (ИП) кроме указанных выше режимов могут выбрать патентную систему налогообложения (ПСН). Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, вправе применять единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников, могут перейти на применение налога на профессиональный доход (НПД). 

Для перехода на иные специальные налоговые режимы с 01 января 2021 года необходимо подать следующие документы:

  • для перехода с 01.01.2021 на УСН нужно не позднее 31 декабря 2020 года подать в налоговый орган по месту своего нахождения уведомление о переходе на УСН по форме № 26.2-1, утвержденной приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@.
  • для применения ПСН с 01.01.2021 года следует не позднее, чем за 10 дней до начала применения данного режима налогообложения, подать в налоговый орган по месту жительства заявление на получение патента по форме № 26.5-1, утвержденной приказом ФНС России от 11.07.2017 № ММВ-7-3/544@.
  • для перехода на ЕСХН необходимо подать уведомление в налоговый орган по форме № 26.1-1 в срок не позднее 31 декабря 2020 года (п. 2 ст. 346.3 Налогового кодекса РФ).
  • чтобы использовать НПД, нужно пройти регистрацию и получить подтверждение. Доступны несколько способов регистрации: с использованием паспорта для сканирования и проверки, а также фотографии, которую можно сделать прямо на камеру смартфона; c использованием ИНН и пароля, которые используются для доступа в личный кабинет физлица на сайте nalog.ru;с помощью учетной записи Единого портала государственных и муниципальных услуг.Также налогоплательщик может зарегистрироваться, обратившись вуполномоченные банки, а при отсутствии смартфона - работать через вэб-версию приложения «Мой налог».

Организации и предприниматели, не перешедшие на иной специальный налоговый режим в установленные для этого сроки, автоматически переходят с 1 января 2021 года на общий режим налогообложения.

Информация о существующих режимах налогообложения размещена на сайте ФНС России в разделах для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В выборе альтернативной системы налогообложения, с которым нужно определиться в течение 2020 года, налогоплательщикам поможет интерактивный сервис «Налоговый калькулятор: «Выбор режима налогообложения», «Какой режим подходит моему бизнесу?» на сайте ФНС России.

Для обеспечения «бесшовного» перехода с ЕНВД на иные специальные налоговые режимы Федеральным законом от 23.11.2020 № 373-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – Закон № 373-ФЗ) предусмотрены следующие изменения.

Плательщикам ПСН также, как и плательщикам ЕНВД, предоставлено право уменьшать сумму налога, исчисленную за налоговый период, на страховые взносы (пункт 5 статьи 1 Закона № 373-ФЗ).

Расширен перечень видов деятельности, в отношении которых может применятся ПСН, в том числе теми, которые применялись в рамках ЕНВД: автостоянки, ремонт, техническое обслуживание и мойка автотранспортных средств. Субъекты РФ получат право вводить на своей территории ПСН в отношении любых видов деятельности, поименованных в ОКВЭД, устанавливать в отношении таких видов деятельности любые физические показатели для расчета налоговой базы по ПСН.

Увеличены ограничения по площади в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, и оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, с 50 до 150 кв. м.

Кроме того, до принятия соответствующих законов субъектов Российской Федерации предусмотрен переходный период, в рамках которого налогоплательщики смогут до 31.03.2021 применять ПСН по виду деятельности розничная торговля, общепит, стоянка автомобилей и автомастерские на расчетных условиях, максимально приближенным к действующим на ЕНВД в 2020 году. Такие патенты могут быть получены индивидуальными предпринимателями, если они применяли ЕНВД по соответствующему виду предпринимательской деятельности в четвертом квартале 2020 года (пункт 1 статьи 3 Закона № 373-ФЗ).

Также при переходе плательщиков ЕНВД на применение УСН в составе расходов по УСН будут учтены расходы в виде стоимости сырья и материалов, приобретенных и оплаченных в период применения ЕНВД, но использованных в период применения УСН. 

Дополнительно предусмотрена возможность уменьшить ЕНВД на сумму уплаченных после 31.12.2020 по данному режиму страховых взносов (статья 4 Закона № 373-ФЗ).

Кроме того, Законом № 373-ФЗ также предусмотрено, что на организации потребительской кооперации, а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, не распространяется ограничение по численности работников - 100 человек. Указанные изменения вступают в силу с 01.01.2021

Начальник отдела налогообложения имущества и доходов физических лиц и администрирования страховых взносов УФНС России по Новгородской области Н.В. Степанова рассказала о негативных последствия выплаты «конвертной» заработной платы, отметила основные ошибки и нарушения, выявленные в ходе камеральных налоговых проверок налоговых деклараций формы 3-НДФЛ.

Особое внимание было уделено:

  • общим вопросам по заполнению и представлению налоговой декларации,
  • представлению налоговой декларации с заявленными социальными налоговыми вычетами (по расходам на обучение, медицинские услуги, приобретение медикаментов, расходов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного пенсионного страхования, добровольного страхования жизни, по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, по оплате прохождения независимой оценки своей квалификации):
  • представлению налоговой декларации с заявленным имущественными налоговыми вычетами по расходам на приобретение жилья (жилых домов, квартир, комнат, земельных участков под ИЖС, земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома) и по расходам на уплату процентов (по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на приобретение жилья.

При обсуждении актуальных вопросов администрирования НДФЛ и страховых взносов для налоговых агентов, Н.В.Степанова рассказала об изменениях, внесенных в налоговое законодательство в части администрирования НДФЛ и страховых взносов в 2020 году и планируемых изменениях в 2021 году.

Начальник правового отдела УФНС России по Новгородской области М.В. Семерня отметил, что в соответствии с п. 15 ст. 101 и с п.13 ст.101.4 Налогового кодекса РФ в случае выявления нарушений, за которые налогоплательщики - физические лица или должностные лица налогоплательщиков-организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, должно составить протокол об административном правонарушении.

Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применении административных санкций в отношении должностных лиц организаций и физических лиц, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством.

Административное взыскание за нарушение законодательства о налогах и сборах производится в соответствии с процедурой, установленной КоАП РФ.

Любое производство начинается со стадии возбуждения дела. Для возбуждения дела необходимо учесть два критерия: это повод и основание. В ст. 28.1 КоАП РФ указаны поводы к возбуждению дела. В общих чертах, поводом для возбуждения дела в рамках административного производства по КоАП РФ является обнаружение непосредственно лицом правомочным составлять протокол об административном правонарушении или на основе информация ставшей известной из иных источников.

Как у любого производства, при производстве в рамках КоАП всегда имеется своеобразный старт, начало, после которого все участники данного правоотношения начинают следовать по строго отведенной законом схеме. Для возбуждения дела об административном правонарушении необходимо составление протокола, обязательные реквизиты которого закреплены в ст. 28.2 КоАП РФ.

Процедура производства по КоАП включает в себя составление протокола об административном правонарушении, возбуждение административного дела, подготовку и рассмотрение дела об административном правонарушении по результатам которого является вынесение постановления.

При назначении наказания учитываются различные обстоятельства: характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Могут быть учтены исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица. Так, судья рассматривающий дело, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, но не менее половины минимального размера административного штрафа, установленного соответствующей статьей.

В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей Кодекса об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено на предупреждение лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства

Количество лиц, подвергнутых административному наказанию в налоговых органах региона: 2019г. – 787, 2020 – 337. Виды применённых административных наказаний: в 2019 г. - 344 предупреждения, 443 административных штрафа; в 2020г.- 141 предупреждение, 196 административных штрафа.

Таким образом, на основе статистических данных видно, что привлечение лиц к административной ответственности не преследует цель покарать виновное лицо и наложить как можно больший штраф. В первую очередь, цель заключается в создании предпосылок эффективности предупреждения налоговых нарушений. А предупреждение налоговых нарушений является действенным механизмом концепции налогового администрирования, исключающим совершение правонарушений в области налогов и сборов и обеспечивающим поступление налогов в доходную часть бюджета.

В ходе вебинара работники Управления ответили на вопросы слушателей. Всего подключились и слушали вебинар 68 налогоплательщиков: юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.