ENG

Досудебное урегулирование налоговых споров стало обязательным

Дата публикации: 16.08.2013 14:32 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Федеральным законом от 02.07.2013 №153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», внесены существенные изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – Кодекс), в части порядка досудебного урегулирования налоговых споров, подачи и рассмотрения жалоб налогоплательщиков.

В связи с внесенными изменениями налогоплательщикам следует обратить внимание на следующие существенные моменты, отраженные в вышеуказанном Федеральном законе.

1. Новый порядок обжалования исключает возможность рассмотрения жалобы вышестоящим должностным лицом. Если ранее жалоба на действия (бездействие) налогового органа могла быть рассмотрена руководителем данного налогового органа, с августа 2013 года она полежит рассмотрению вышестоящим налоговым органом.

2. Все жалобы (апелляционные жалобы) подаются в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. В свою очередь, налоговый орган  обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

3. Жалоба подается в письменной форме и подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. В статье 139.2 Кодекса устанавливаются требования к форме и содержанию жалобы.

4. Статьей 139.3 Кодекса введены основания оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения:

- жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем, либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;

- жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного Кодексом, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;

- до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части.

- ранее подана жалоба по тем же основаниям.

5. В случае представления с жалобой (апелляционной жалобой) на решения, вынесенные в порядке статьи 101 и статьи 101.4  НК РФ ,  дополнительных документов, такие документы рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, представило пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется.

6. Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение налогового органа, вынесенное в порядке статьи 101 Кодекса, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц.

Решение по иным жалобам принимается в течение 15 рабочих дней со дня ее получения вышестоящим налоговым органом. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.