Плательщики сбора
^К началу страницы
Физические лица, индивидуальные предприниматели и организации, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной
экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
Получение разрешения на деятельность
^К началу страницы
Разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов выдаются при осуществлении:
- промышленного и прибрежного рыболовства
- рыболовства в научно-исследовательских, контрольных, учебных и культурно-просветительских целях
- рыболовства в целях товарного рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов
- организации любительского и спортивного рыболовства
- в иных случаях
Подробнее ФЗ от 20.12.2004 № 166-ФЗ
Порядок получения разрешения
Порядок расчета сбора
^К началу страницы
Сумма сбора определяется в отношении каждого вида водных биологических ресурсов, указанных в пунктах 4-7 статьи 333.3 Налогового кодекса Российской Федерации по следующей формуле:
Сумма
сбора=Ставка сбора
(для соответствующего вида водных биологических ресурсов)X
Количество водных биологических ресурсов
При этом, в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 333.4 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик сбора может уменьшить сумму сбора, подлежащую уплате в бюджет на сумму вычета, но не более, чем на 85 процентов суммы сбора, исчисленной
по полученному разрешению.
Пп. 4-5 333.3 НК РФ ставки сбора установлены в рублях за 1 тонну разрешенного к вылову объекта водных биологических ресурсов.
Ставки установлены в зависимости от бассейна, в котором разрешен вылов объектов водных биологических ресурсов.
Объектами обложения признаются объекты водных биологических ресурсов в соответствии с
установленным перечнем, – изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в том числе
объекты, подлежащие изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова.
- Район промысла – Баренцево море
- Вид объекта - треска
- Объем добычи - 200 тонн
-
Определяем ставку сбора
Ставка за одну тонну трески - 7 900 руб.
-
Определяем налоговую базу
Объем добычи - 200 тонн.
-
Определяем сумму сбора
7 900
X
200
=
1 580 000 руб.
Порядок и сроки уплаты сбора
^К началу страницы
Сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивают в три этапа: разовый, регулярные и единовременный взносы.
1
Уплачиваем разовый взнос
Сумма разового взноса составляет 15 процентов от суммы сбора, подлежащей уплате в бюджет. Уплачивается при получении разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
2
Уплачиваем регулярные взносы
Размер регулярных взносов = (сумма сбора – сумма вычета (при наличии) – размер разового взноса) / количество месяцев действия разрешения на добычу 9вылов) водных биологических ресурсов.
Уплачивается ежемесячно не позднее 28-го числа начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором было выдано разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
3
Уплачиваем единовременный взнос
Единовременный взнос уплачивается не позднее 28-го числа месяца, следующего за последним месяцем срока действия разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
- Срок действия разрешения с 01.02.2024 по 31.12.2024
- Район промысла – Баренцево море
- Вид объекта – треска
- Объем добычи – 200 тонн
- Объем прилова – 10 тонн
- Ставка сбора за 1 тонну трески в Баренцевом море – 7900 руб.
- Размер вычета – 500 000 руб.
- Ставка сбора за 1 тонну прилова – 1000 руб.
-
Определяем сумму сбора
7900
X
200
=
1 580 000 руб.
-
Определяем сумму разового взноса
1 580 000
X
15%
=
237 000 руб.
Срок уплаты разового взноса – 01.02.2024
- Определяем сумму регулярных платежей
-
1 580 000
-
237 000
=
843 000 руб.
843 000 руб. – общая сумма, подлежащая уплате в бюджет
-
843 000
/
9
=
93 667 руб.
93 667 руб. – ежемесячный размер регулярных взносов
Срок уплаты регулярных взносов: 28.03, 28.04, 28.05, 28.06, 28.07, 28.09, 28.10, 28.11, 28.12
- Определяем сумму единовременного взноса за разрешенный прилов
Срок уплаты единовременного взноса – 28.01.2025
10
*
1000
=
10000 руб.
Уплата сбора плательщиками производится по месту своего учета в налоговом органе. Суммы сборов зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения.
Порядок и сроки представления сведений
^К началу страницы
Физические лица не представляют сведения о полученных разрешениях в налоговый орган.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют в налоговый орган сведения:
О полученных разрешениях, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов
О количестве объектов, подлежащих изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова на основании разрешения
Лица, осуществляющие пользование объектами водных биологических ресурсов по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, не позднее 10 дней с даты получения такого разрешения представляют в налоговые органы
по месту своего учета сведения о полученных разрешениях, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов.
Сведения о полученном разрешении на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, утвержденным приказом ФНС России от 17.11.2023 № ЕД-7-3/853@ в формате PDF.
XSD схема файла обмена в электронном виде к формату.
Лица, осуществляющие пользование объектами по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, представляют сведения о количестве объектов, подлежащих изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова на основании разрешения, не
позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем срока действия разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
Возврат сумм сбора
^К началу страницы
Плательщик сбора не вправе корректировать сумму сбора, производить уплату исходя из фактического вылова и претендовать на возврат переплаты.
Обязанность по уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов связана не с фактом вылова водных биоресурсов, а исключительно с фактом выдачи в установленном порядке разрешения на право ведения промысла водных биоресурсов.
Льготы
^К началу страницы
- не уплачивают сборы физические лица, являющиеся представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и
Дальнего Востока Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) (п.2 ст. 333.2 НК РФ)
- не уплачивают сборы физические лица, не относящиеся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающие в местах, где для их проживания и хозяйственной деятельности охота и рыболовство являются основой существования (
п.2 ст. 333.2 НК РФ)
Данные льготы распространяются только на количество (объем) объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, указанных категорий плательщиков. Основным документом, подтверждающим право на льготу, является паспорт
гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства.
Льготы в виде пониженной ставки сбора: 0% и 15%
Ставка 0%
Устанавливаются в случаях, если пользование объектами водных биологических ресурсов осуществляются при:
- рыболовстве в целях аквакультуры (рыбоводства);
- рыболовстве в научно-исследовательских и контрольных целях.
Подробнее (п.6 ст.333.3 НК РФ)
Ставка 15%
За каждый объект водных биологических ресурсов устанавливаются для:
- градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации;
- рыболовецких артелей (колхозов);
- индивидуальных предпринимателей, которые удовлетворяют критериям, установленным для рыбохозяйственных организаций.
Подробнее (п.7 ст.333.3 НК РФ)
Для рыбохозяйственных организаций доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов должна составлять не менее 70%.
Ответственность за нарушение законодательства
^К началу страницы
Непредставление налоговому органу в установленный срок плательщиком сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов сведений о полученных разрешениях, о суммах сбора, подлежащих уплате, а также сведений о количестве разрешенного прилова
влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый не представленный документ.
Часто задаваемые вопросы
^К началу страницы
Организация применяет пониженную ставку сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов - 15%.
Включается ли в общий доход от реализации товаров (работ, услуг) при расчете размера доли дохода от реализации уловов водных биологических ресурсов доход от сдачи рыбодобывающих судов в аренду в целях применения пониженной ставки сбора за пользование
объектами водных биологических ресурсов?
Учитывая, что доход от сдачи рыбодобывающих судов в аренду является внереализационным доходом, данный доход не включается в общий доход от реализации товаров (работ, услуг) при расчете размера доли дохода от реализации уловов водных биологических ресурсов
и (или) произведенной из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) для применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (15 процентов
ставок сбора, предусмотренных
п. п. 4 и 5 ст. 333.3 НК РФ).
Являются ли плательщиками сбора за пользование водными ресурсами организации, осуществляющие промысел объектов водных биологических ресурсов, поименованных в ст. 333.3 НК РФ,
на территориях, не указанных в данной статье?
В силу
п. 2 ст. 333.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации
и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации
и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
Минфин России разъяснил, что организации, осуществляющие промысел на территориях, не указанных в ст. ст. 333.1 и 333.3 НК РФ, плательщиками сбора не являются.
Судебная практика поддерживает данную точку зрения.
ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 09.08.2007 № А05-8658/2006-8 пришел к выводу, что ни налоговый орган, ни плательщик сбора не вправе самостоятельно изменять определенный в лицензии (разрешении) размер сбора в зависимости от районов
промысловых работ, в которых фактически осуществлялась добыча водных биологических ресурсов.
Аналогичные выводы изложены в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 14.12.2006 № А42-5233/2005, от 09.11.2006 № А42-9658/04.
Таким образом, учитывая позицию Минфина России и сформировавшуюся судебную практику, организации, осуществляющие промысел объектов водных биологических ресурсов, хотя и поименованных в
ст. 333.3 НК РФ,
однако на территориях, не указанных в данной статье, не являются плательщиками сбора по смыслу
гл. 25.1 НК РФ.
Вправе ли плательщик обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате переплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в случае частичного освоения квоты?
В силу
п. 2 ст. 333.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации
и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации
и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
На основании
п. 2 ст. 333.4 НК РФ сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется
в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов, указанного в
п. п. 4 - 7 ст. 333.3 НК РФ, как произведение
соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов на дату начала срока действия разрешения.
Согласно
п. 2 ст. 333.7 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами
водных биологических ресурсов по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, не позднее 10 дней с даты получения такого разрешения представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных разрешениях на добычу
(вылов) водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов.
Минфин России разъяснил, что согласно
п. 2 ст. 333.5 НК РФ плательщики уплачивают сумму сбора в виде разового и
регулярных взносов. При этом особого порядка при неполном фактическом освоении квоты (при вылове водных биологических ресурсов в количестве меньшем, чем предусмотрено лицензией (разрешением)) нормами
гл. 25.1 НК РФ не установлено. Поэтому при неосвоении квот сумма сбора корректировке не подлежит.
Поскольку
гл. 25.1 НК РФ связывает обязанность по уплате сбора не с фактом вылова водных биоресурсов или с фактом
закрепления за плательщиком определенных квот, а исключительно с фактом выдачи в установленном порядке разрешения на право ведения промысла водных биоресурсов, то плательщик сбора не вправе корректировать сумму этого сбора и производить ее уплату
исходя из фактического освоения разрешенной квоты вылова.
Правомерность подобных выводов подтверждается также судебной практикой.
ФАС Дальневосточного округа пришел к выводу, что по смыслу ст. ст. 333.2, 333.4, 333.5 НК РФ в их взаимосвязи сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов исчисляется исходя из объема таких ресурсов, указанного в лицензии
(разрешении) на пользование. Объем фактически добытых (выловленных) водных биологических ресурсов не имеет значения для исчисления указанного сбора, в связи с чем перерасчет суммы сбора по количеству фактически добытых (выловленных) ресурсов не
производится.
Вправе ли индивидуальные предприниматели применять пониженную ставку сбора за пользование водными биоресурсами (в размере 15 процентов от общеустановленных ставок) при условии, что доля дохода от реализации уловов водных биологических ресурсов и (или)
произведенной из них рыбной и иной продукции составляет не менее 70 процентов от общих доходов?
Согласно
п. 9 ст. 333.3 НК РФ ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, указанный в
п. п. 4 и 5 ст. 333.3 НК РФ, для индивидуальных предпринимателей, которые удовлетворяют критериям, предусмотренным для рыбохозяйственных организаций
абз. 7
п. 7 ст. 333.3 НК РФ, устанавливаются в размере 15 процентов ставок сбора, предусмотренных
п. п. 4 и 5 ст. 333.3 НК РФ.
Таким образом, начиная с 27 апреля 2011 г. индивидуальные предприниматели вправе применять пониженную ставку сбора за пользование водными биоресурсами (в размере 15 процентов от общеустановленных ставок) при условии, что доля дохода от реализации
уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них рыбной и иной продукции составляет не менее 70 процентов от общих доходов.
Ваш регион был определен автоматически. Вы всегда можете сменить его, воспользовавшись переключателем в верхнем левом углу страницы.
Нормативно-правовыми актами Пермского края региональные особенности исчисления и уплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов не предусмотрены. Применяются ставки, установленные статьей 333.3 Налогового кодекса Российской Федерации.