Решения по жалобам

Дата публикации: 05.11.2019

Дата решения: 23.09.2019

Номер решения: КЧ-4-9/19237@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статья нормативно - правового акта: Статья 93.1 НК РФ

Вид налога: Нет

Нормативно – правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

Тема спора: Правомерность отказа лица в представлении документов по взаимоотношениям с его контрагентом по требованию налогового органа 

Тема налогового спора: Правомерность отказа лица в представлении документов по взаимоотношениям с его контрагентом по требованию налогового органа

Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Непредставление документов по направленному в соответствии со статьей 93.1 НК РФ требованию, позволяющему определить, какие документы и информация, а также за какой период общество обязано их представить в налоговый орган, является основанием для привлечения лица к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 НК РФ.

Позиция налогоплательщика: Привлечение к ответственности по пункту 2 статьи 126 НК РФ возможно только при указании налоговыми органами в требовании о представлении документов (информации), направленном в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ, четкого перечня документов с указанием их номера и даты.

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе: Согласно пункту 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию).

В соответствии с пунктом 3 статьи 93.1 Кодекса налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

Пунктом 4 статьи 93.1 Кодекса установлено, что в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 Кодекса.

В соответствии с пунктом 5 статьи 93.1 Кодекса лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 1 и 1.1 статьи 93.1 Кодекса, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Согласно пункту 6 статьи 93.1 Кодекса отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 Кодекса.

Пунктом 2 статьи 126 Кодекса установлено, что непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные Кодексом, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 Кодекса, влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя, установила следующее.

Инспекцией на основании поручения Межрайонной инспекции об истребовании документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 Кодекса в адрес Заявителя направлено требование. В соответствии с указанным требованием Обществу необходимо представить документы и информацию за 2015-2017 годы, касающиеся деятельности контрагента, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка.

В ответ на требование в Инспекцию поступило письмо, в котором Общество сообщило, что подтверждает финансово-хозяйственные взаимоотношения с контрагентом. Однако из данного письма следовало, что документы в адрес налогового органа не могут быть направлены, поскольку в спорном требовании отсутствует информация, позволяющая однозначно идентифицировать сделку с контрагентом.

По мнению Инспекции и Управления, Заявителем неправомерно не представлены документы по требованию, поскольку в данном требовании был указан период времени, за который запрашиваются документы (информация), – 2015-2017 годы; перечень истребуемых документов (информации).

Более того, данное требование содержало указание на мероприятие налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в истребовании документов (информации) – выездная налоговая проверка в отношении контрагента.

Таким образом, требование содержало необходимые и достаточные данные, позволяющие идентифицировать, какие документы запрашиваются.

При этом статья 93.1 Кодекса не устанавливает обязанности указывать реквизиты или иные индивидуализирующие признаки документов (информации) в требовании налогового органа об их представлении.

Исходя из вышеизложенных положений Кодекса, ФНС России признала обоснованным привлечение Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 Кодекса, за отказ представить по требованию документы по взаимоотношениям с контрагентом и оставила жалобу Общества без удовлетворения.

Сообщите о несоответствии позиции налогового органа позиции, изложенной в указанном решении по жалобе.


© 2005-2024 ФНС России