ENG

Налог на добавленную стоимость - электронный документооборот

Дата публикации: 15.08.2016 02:28 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Интернет-интервью «КонсультантПлюс» начальника отдела камерального контроля Управления ФНС России по Сахалинской области Ким Жанны Алексеевны.

С 01.07.2016 вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». Действительно ли предусмотренные им поправки очень важны для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость?

Дело в том, что законодатели продолжают совершенствовать порядок электронного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами. Тенденция такова, что если налогоплательщик отчитывается в электронном виде, то и налоговые органы общаются с ним в том же порядке в отношении, как исходящих, так и входящих документов. Но именно налог на добавленную стоимость пока является единственным налогом, электронная отчетность по которому обязательна практически для всех его плательщиков. Соответственно, из этого вытекает необходимость организации электронного документооборота с налоговыми органами.

Все ли налогоплательщики обязаны представлять документы в налоговые органы в электронном виде?

Напомним, что для налогоплательщиков обязанность представлять в налоговые органы декларации в электронной форме по ТКС установлена п. 3 ст. 80 НК РФ. При этом определено, что электронном виде обязаны отчитываться налогоплательщики независимо от их численности, если подобная обязанность предусмотрена нормами части второй НК РФ применительно к конкретному налогу. А в части второй НК РФ о такой обязанности говорится пока только в главе 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ (п. п. 5 - 5.2 ст. 174 НК РФ).

Если обязанность отчитываться по ТКС законодательством возложена на определенное лицо, то в силу п. 5.1 ст. 23 НК РФ оно должно обеспечить получение от налогового органа (через оператора электронного документооборота) электронных документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и вменена в обязанность налогоплательщика передать налоговому органу посредством ТКС (опять же с привлечением оператора электронного документооборота) квитанции о приеме документов. На это ему отводится шесть дней со дня отправки документов налоговой инспекцией.

Таким образом, если налогоплательщик обязан представлять декларации по ТКС лишь по одному налогу (НДС), ему придется организовать полный электронный документооборот с налоговыми органами в отношении всех документов, то есть даже тех, которые не связаны с данным налогом.

В какой срок надо обеспечить возможность получения от налогового органа электронных документов?

Правда, до сих пор было непонятно, в какой срок надо обеспечить возможность получения от налогового органа электронных документов, предусмотренных п. 5.1 ст. 23 НК РФ. Получалось, что это должно было быть обеспечено уже в момент возникновения самой обязанности по представлению декларации (расчета) в электронной форме. И было неважно, что налогоплательщику необходимо некоторое время для заключения договора с оператором электронного документооборота, приобретения средств шифрования, электронной подписи, установления программного обеспечения и т.п. Теперь законодатели это учли. В соответствии с поправками, внесенными Законом № 130-ФЗ (они начали действовать с 01.07.2016), на обеспечение приема электронных документов от инспекции налогоплательщику будет отводиться 10 дней со дня возникновения обязанности по представлению декларации в электронной форме. Законодатель посчитал, что этого времени будет достаточно для осуществления налогоплательщиком всех действий для того, чтобы стать участником электронного документооборота.

Предусмотрена ли ответственность за необеспечение получения от налогового органа (через оператора электронного документооборота) электронных документов?

Новым пп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ, который вступил в силу тоже 01.07.2016 года, предусмотрено, что налоговый орган в течение 10 дней со дня установления налоговым органом факта неисполнения налогоплательщиком-организацией такой обязанности может принять Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств.

При наличии столь точно обозначенного периода налоговые органы воспользуются правом и будут прибегать к такой неприятной для налогоплательщика процедуре, как блокировка его счетов.

Внесены ли изменения в части представления пояснений при камеральной проверке?

Налогоплательщикам, представляющим декларации по НДС в электронной форме, надо будет учитывать еще одну особенность, которая на них будет распространяться с 01.01.2017 года.

Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ, если в результате камеральной проверки выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Кроме того, при проведении камеральной проверки на основе уточненной налоговой декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, по сравнению с ранее представленной отчетностью, налоговая инспекция вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации.

С указанной даты в отношении декларации по НДС упомянутые пояснения придется представлять исключительно в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. Представление пояснений в бумажной форме не допускается. Такие изменения содержатся в новом абзаце п. 3 ст. 88 НК РФ.

Какова ответственность за непредставление пояснений?

Сейчас в Налоговом кодексе Российской Федерации ответственность за непредставление пояснений отсутствует.

Однако, Закон № 130-ФЗ с 01.01.2017 внес изменения в статью 129.1 НК РФ, которые предусмотрели ответственность за непредставление (несвоевременное представление) пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, в размере 5000 рублей. Сумма не маленькая, если учесть раньше за непредставление документов был штраф в размере 200 рублей, теперь за непредставление пояснений будет штраф гораздо существенней. Методика будет отличной от статьи 126 НК РФ, по которому штраф исчисляется за каждый непредставленный документ, по статье 129.1 НК РФ предполагается штраф в размере 5 000 рублей за каждое требование выставленное налоговым органом. Например, если по одному налоговому периоду налогоплательщик получил 5 требований, из которых на 4 дал пояснения, на одно по каким – то причинам не дал, вот за это неисполненное требование будет исчислен штраф в размере 5 000 рублей.

Что же надо сделать, чтобы налоговые органы согласились с тем, что обязанность по обеспечению обмена электронными документами с ними налогоплательщиком выполнена?

В новой редакции п. 5.1 ст. 23 НК РФ указывается, что для этого налогоплательщик или лицо, которое он уполномочил получать от налоговиков документы, должны:

- заключить договор с оператором электронного документооборота на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота (о передаче прав на использование программного обеспечения, предназначенного для обеспечения электронного документооборота) с налоговым органом по месту учета налогоплательщика;

- приобрести квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи.

То есть предусмотрен вариант, когда самому налогоплательщику указанные действия (и нести соответствующие расходы) совершать необязательно, а можно на договорной основе воспользоваться услугами иного (уполномоченного) лица. При этом полномочия названного лица на получение электронной документации от налогового органа должны быть подтверждены документально в течение трех дней со дня их представления.