Справка о работе с обращениями граждан в Управлении ФНС России по Свердловской области и подведомственных инспекциях в 2021 году

Дата публикации: 27.01.2022 06:32

Количество обращений граждан, поступивших в налоговые органы Свердловской области в 2021 году, составило 141936 обращений, без учёта формализованных обращений, поступивших по СООН (системе обработки обращений налогоплательщиков). Это составило 66,8% к уровню 2020 (212601 обращение) года. С помощью Интернет-сервиса «Обратиться в ФНС России» было направлено 11304 обращения, а через Личные кабинеты налогоплательщика для физических лиц и индивидуальных предпринимателей – 96701 обращение, что составило 65,7% к предыдущему отчетному периоду. Кроме того, 10 обращений из Личного кабинета было перенаправлено в инспекции области из МИ ФНС России по ЦОД № 2, а 105 обращений с сайта GOSUSLUGI.RU. В целом доля обращений граждан, направленных по электронным каналам связи в 2021 году, составила 76,2% или 108120 от общего числа поступивших обращений.

В Управление в 2021 году поступило 3770 обращений, что составило 80% к уровню 2020 (4711 обращений) года, в том числе в электронном виде 1763 (или 46,8% от общего числа) обращения. В том числе 958 Интернет-обращений, 692 обращения из личных кабинетов, 105 обращений с сайта «GOSUSLUGI.ru» и 8 Интернет-обращений было перенаправлено на рассмотрение из МИ ФНС России по ЦОД № 2. Из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций Управлением по работе с обращениями граждан Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской было направлено на рассмотрение 6 обращений граждан. По сравнению с 2020 годом количество поступивших обращений уменьшилось на 20 %, в том числе в электронном виде – на 25,7 процента.

Большую часть обращений граждан в 2021 году составили вопросы налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов (41138 обращений или 29% от общего числа поступивших). В центре внимания, как и ранее, находились вопросы порядка предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в сумме расходов на приобретение недвижимого имущества, а также предоставления социальных налоговых вычетов по произведенным расходам на лечение или обучение. Часть писем касалась разъяснения порядка начисления и уплаты налога на доходы физических лиц с дохода от продажи квартиры, а также декларирования полученного дохода от различного рода деятельности. Отдельные обращения касались темы администрирования страховых взносов.

Основные усилия по устранению причин обращений граждан по вопросам налогообложения доходов, а именно, несогласия налогоплательщиков с результатами камеральных налоговых проверок деклараций, поданных с целью получения налоговых вычетов, были направлены на разъяснение данных вопросов, как сотрудникам налоговых органов, так и налогоплательщикам посредством проведения дней Открытых дверей, семинаров и выступлений на телевидении, обеспечена работа «горячей линии». Управлением проводится еженедельный мониторинг соблюдения сроков проведения камеральных налоговых проверок деклараций по форме 3-НДФЛ.

Весомая доля обращений граждан касалась вопросов исчисления и уплаты имущественных налогов (земельного, транспортного, налога на имущество). Они содержались в 36674 обращениях (25,8 % от общего числа). Кроме того, в 2021 году граждане просили актуализировать сведения об объектах налогообложения, интересовались вопросом предоставления льгот при оплате имущественных налогов, и обращались с вопросами перерасчета сумм налога к уплате в связи с прекращением права собственности на объект налогообложения, либо в связи с фактом принадлежности объекта другим лицам со сходными персональными данными, интересовались величиной налоговых ставок. В отдельных случаях сообщали о неполучении налоговых уведомлений и отсутствии начислений в Личном кабинете.

В целях сокращения количества обращений в текущем году была проведена работа по проверке формируемых налоговых обязательств по имущественным налогам за 2020 год. Так, например, на заседании общественного совета при Управлении рассматривались вопросы исчисления налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости, а также порядка исчисления и сроков уплаты имущественных налогов физическими лицами.

В ходе информационной кампании по уплате имущественных налогов физическими лицами в эфире телекомпаний региона размещены 65 информационных материалов, 290 сообщений размещены в печатных и электронных СМИ, инспекциями организована работа 40 мобильных офисов по данной теме, 185 листовок размещены в зданиях администраций муниципальных образований, 360 листовок размещены в помещениях МФЦ, 125 листовок – в органах ГИБДД. Проведены 47 телефонных горячих линий, ролик о сроке уплаты имущественных налогов размещен на 46 уличных медиаэкранах, 870 листовок размещены в общественном транспорте, 1200 листовок размещены на подъездах жилых домов. Налоговыми органами размещены 30 баннеров наружной рекламы, проведены 9 вебинаров и 20  круглых столов, информационные сообщения прозвучали на 20 радиоточках предприятий и торговых центров, размещены объявления на 210 тыс. квитанций ЖКХ, 180 публикаций размещены на сайтах администраций муниципальных образований, 430  листовок размещены на предприятиях области, видеоролики транслировались в 2 кинотеатрах, 265 листовок размещены в торговых центрах, 520 листовок размещены на остановочных комплексах.

Третье место среди обращений граждан заняли вопросы основания возникновения задолженности по налогам и сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов (14807 обращений или 10,4% от общего числа), а также вопросов осуществления возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм НДФЛ (93 обращения или 0,1% от общего числа). Также от граждан поступали обращения по вопросу розыска платежей и предоставления информации о состоянии расчетов с бюджетом.

Основная причина обращений физических лиц по вопросам задолженности – предъявление, по мнению заявителей, необоснованных сумм по требованиям об уплате налогов и страховых взносов. В частности, наличие задолженности по имущественным налогам, отраженной в направленных им требованиях об уплате налогов, а также сведения о наличии задолженности в Личном кабинете налогоплательщика при условии перерасчета и уплаты имущественных налогов. Во всех подобных случаях налогоплательщикам даются необходимые разъяснения, неправомерно исчисленные суммы налога сторнируются, а недоимка и задолженность по пеням и штрафам признаются безнадёжными к взысканию. Проводятся дистанционные мониторинги инспекций по полноте и своевременности разноски платежных документов на уплату налоговых платежей, а также по оперативному уточнению платежей, отнесенных к категории «невыясненных».

Налогоплательщиков продолжал волновать вопрос отсутствия информации по ранее уплаченным налогам в Личном кабинете налогоплательщика для физических лиц или на сайте Госуслуг. В целях минимизации обращений по данному вопросу, Управлением на постоянной основе проводятся контрольные мероприятия за соблюдением инспекциями порядка осуществления зачета/возврата при письменных обращениях граждан. Заявителям направляются разъяснения о сроках актуализации информации о налоговых обязательствах на сайте Госуслуг и правильности заполнения платежных документов.

Заявителей также интересовала процедура возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, в том числе возврата госпошлины и НДФЛ. Кроме разъяснения порядка осуществления зачета/возврата, Управлением проводится ежеквартальный мониторинг соблюдения инспекциями области сроков зачета/возврата, установленных пунктами 4, 5, 6, 7. 8 статьи 78 Налогового кодекса и проверка правомерности отказа в осуществлении зачета/возврата излишне уплаченных сумм.

В текущем году оставался актуальным вопрос предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховым взносам. Работа по рассмотрению таких заявлений строится в соответствии с главой 9 Налогового кодекса и рекомендациями ФНС России. Управлением и инспекциями Свердловской области постоянно проводится разъяснительная работа по порядку предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов, страховых взносов.

В отчетном периоде Управлением и инспекциями области проведена большая информационная работа с налогоплательщиками-физическими лицами, направленная на погашение имеющейся задолженности. Разработанные Управлением листовки «В отпуск без долгов» размещены на входных группах, информационных стендах инспекций ФНС России Свердловской области и ТОРМ. В печатных средствах массовой информации Свердловской области размещены 19 статей о необходимости уплатить налоговую задолженность, а также о негативных последствиях неуплаты налогов. На сайтах администраций муниципальных образований размещено 23 информационных материала по данной теме. Аудиосообщения прозвучали в эфире 11 местных радиостанций Свердловской области. Видеоролик о последствиях неуплаты налогов, созданный Управлением, транслировался в эфире 5 региональных и местных телеканалов, на медиаэкранах в помещениях 7 торговых центров. Налоговыми инспекциями региона проведено 12 горячих телефонных линий по данной теме. На рекламных щитах городов Свердловской области размещено 8 баннеров и 5 пилонов на тему «Отпуск без долгов», 6 плакатов размещено на входных группах торговых центров.

Остаются актуальными вопросы учета налогоплательщиков. Получения и отказа от ИНН, а также государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (10795 обращений или 7,6% от общего числа). Граждане не перестают обращаться с вопросами, связанными с недостоверностью, корректировкой и внесением изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, в отношении физических и юридических лиц. Нередко также граждане обращались с вопросами, касающимися обработки их персональных данных, замены или аннулирования присвоенного идентификационного номера налогоплательщика.

Немалый удельный вес среди обращений граждан в 2021 году в территориальных налоговых органах заняли вопросы об особенностях применения упрощенной системы налогообложения, в том числе на основе патента, и уплаты налога на профессиональный доход, которые содержались в 10029 обращениях (7,1% от общего числа). Больше всего заявителей интересовали вопросы перехода индивидуальных предпринимателей на патентную систему налогообложения и возврат на иной режим, применения индивидуальными предпринимателями пониженных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения и перехода граждан на специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

Управлением в инспекции области направлены методические письма по вопросам утраты индивидуальными предпринимателями права на применение патентной системы налогообложения и перехода на иные режимы налогообложения с 7 примерами, применения коэффициентов-дефляторов по упрощенной системе налогообложения, в т.ч. для целей применения дифференцированных налоговых ставок. Кроме того, в инспекции области направлены два обзора о нарушениях по применению индивидуальными предпринимателями в 2020 году налоговых ставок в размере 0% и 1% по упрощенной системе налогообложения. На постоянной основе проводится устное и письменное консультирование организаций и индивидуальных предпринимателей по вопросам, относящимся к данной тематике.

Часть обращений граждан составляли заявления по вопросам нарушения налогового законодательства физическими и юридическими лицами – 3795 обращений или 2,7 % от общего числа. По вопросу уклонения от налогообложения поступило 1545 обращений (1,1 % от общего числа обращений). Также поступали обращения по вопросам применения контрольно-кассовой техники (809 обращений или 0,6 % от общего числа).

Все обращения под контролем Управления отрабатываются инспекциями области по месту учета фигурантов и, при наличии оснований, принимаются меры по привлечению виновных лиц к налоговой и (или) административной ответственности.

На тему организации работы с налогоплательщиками в отчетном периоде, поступило 6315 (4,4%) обращений, содержащих отзывы об уровне обслуживания налогоплательщиков, работе электронной очереди и операционных залов. Вопросы использования информационных ресурсов содержались в 2581 (1,8% от общего числа) обращении.