ENG

В долгосрочной перспективе фактор КГН не влечет уменьшения поступлений в бюджет

Дата публикации: 04.07.2014 18:39 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Счетная палата Российской Федерации и ФНС России провели анализ результативности администрирования уплаты налога на прибыль консолидированными группами налогоплательщиков (КГН). Одновременно Счетная палата завершила контрольное мероприятие «Проверка результативности администрирования консолидированных групп налогоплательщиков». По итогам указанных мероприятий были сделаны следующие выводы.

В 2012 году в консолидированный бюджет РФ поступил налог на прибыль 2,4 трлн рублей, или 103,7% к уровню поступлений 2011 года, а в 2013 году – 2,1 трлн рублей, или 88% к уровню 2012 года. При этом налогоплательщики, входящие в КГН, в 2013 году в консолидированные бюджеты регионов заплатили 348,2 млрд рублей, что на 145,7 млрд рублей, или на 29,5% меньше уровня 2012 года.

На снижение поступления налога на прибыль от КГН в 2013 году оказали влияние несколько факторов:

  • замедление темпов роста экономики и другие факторы, например, индексация налоговых ставок. Недопоступления оцениваются в размере 61,1 млрд рублей.
  • рост расходов по амортизационным отчислениям. В связи с вводом в эксплуатацию объектов по крупным инвестиционным проектам недопоступило 68,2 млрд рублей.
  • за счет консолидации убытков внутри КГН недопоступило 16,4 млрд рублей, или 11,2% от общего объема снижения.

При этом в 2013 году от влияния КГН в 62 регионах поступления налога на прибыль увеличились, в том числе в 17 субъектах более, чем на 1 млрд рублей. А в 20 регионах уменьшились, из них в 11-ти более, чем на 1 млрд рублей.

В связи с таким перераспределением ряд российских регионов получил прирост налога, а в ряде регионов произошло сокращение суммы налога. Наибольшее снижение налога отмечено по бюджету Москвы. В бюджет Москвы платежи налога в 2013 году в связи с образованием КГН сократились на 34,3 млрд рублей, при этом сокращение произошло почти по всем КГН, участники которых или их подразделения находятся на территории города.

Вместе с тем, введение КГН позволило более справедливо перераспределить налог на прибыль из субъектов - «центров прибыли» (место нахождения головных организаций холдингов) в регионы, где сосредоточено основное производство. Однако в ряде субъектов, не являющихся «центрами прибыли» - Белгородской, Волгоградской, Нижегородской областях и Пермском крае - за 2012 и 2013 годы общие потери доходов от влияния КГН составили более 5 млрд рублей. Аналогично в Республике Карелия и Самарской области потери в 2013 году составили более 1 млрд рублей.

Следует отметить, что фактор КГН не влечет уменьшения платежей в целом в бюджетную систему РФ, если оценивать её на длительном отрезке времени. Так, суммирование прибыли и убытка участников уменьшает консолидированную налоговую базу КГН и налог текущего периода. Без вхождения в КГН организации, получившие эти же убытки, уменьшили бы на них налоговую базу в последующие годы, то есть применили механизм переноса убытков на будущее.

Кроме того, снижение поступлений по налогу на прибыль в значительной степени связано с применением пониженных налоговых ставок, установленных законами субъектов РФ. Такие ставки применялись участниками 8 КГН, в результате налог на прибыль в бюджеты регионов был понижен за 2012 год на 20,4 млрд рублей, за 2013 год – на 18,6 млрд рублей.

Два года деятельности КГН – недостаточный срок для проведения всестороннего анализа их влияния на доходы бюджетов регионов и национальную экономику в целом. Так в ряде регионов – в республиках Марий Эл, Ингушетия, Дагестан и Калмыкия, в Рязанской, Ивановской и Псковской областях было выявлено снижение поступлений от деятельности КГН в 2012 году, а уже в 2013 году имело место увеличение платежей. А в Мурманской области поступления в 2013 году значительно превысили потери в 2012 году.

Счетная палата считает необходимым предложить Правительству инициировать рассмотрение на Трехсторонней комиссии по межбюджетным отношениям вопрос о выделении Белгородской, Волгоградской, Нижегородской и Самарской областям, Пермскому краю и Республике Карелия целевой финансовой помощи в связи со значительными потерями доходов от налога на прибыль организаций и уровнем бюджетной обеспеченности ниже среднероссийского показателя.

Справка

С 1 января 2012 года действуют положения Налогового кодекса, введенные Федеральным законом от 16.11.2011 № 321-ФЗ, которые позволяют консолидировать взаимозависимых налогоплательщиков для уплаты налога на прибыль.

Целью принятия данного закона являлось:

  • снижение негативных эффектов, связанных с перемещением налоговой  базы между субъектами РФ;
  • создание для участников КГН преференции, заключающейся в возможности суммировать прибыли и убытки различных участников групп при исчислении налога на прибыль организаций;
  • демотивация применения трансфертных цен по сделкам внутри холдингов в целях минимизации налога на прибыль.

В 2012 году было создано 11 КГН, объединявших 197 организаций. В 2013 - ещё 4 группы, объединивших во всех 15 КГН 313 организаций. С 1 января 2014 году образованы 2 КГН, и одна КГН ликвидирована. Сейчас действует 16 КГН, куда входит 398 участников.