ENG

Вопросы трансфертного ценообразования обсудили на круглом столе в ФНС России

Дата публикации: 12.08.2014 12:23 (архив)

В ФНС России состоялось заседание круглого стола «Налоговый контроль. Практика применения положения Раздела V.1 НК РФ». Мероприятие было организовано редакцией журнала «Налоговая политика и практика».

Главным спикером мероприятия выступил и.о. начальника Управления трансфертного ценообразования ФНС России Владимир Голишевский.

В ходе заседания он рассказал о поправках, внесенных в раздел V.1 НК РФ Федеральными законами от 30.09.2013 № 268-ФЗ, от 30.09.2013 № 267-ФЗ, от 02.04.2014 № 52-ФЗ, от 28.12.2013 № 420-ФЗ, как уже действующих с 1 января 2014 года, 2 мая 2014 года, так и вступающих в силу с начала 2015 года. Также он подробно остановился на следующих темах: особенности признания доходов (расходов) с долговыми обязательствами с учетом правил налогового контроля цен; итоги отчетной кампании по приему уведомлений о контролируемых сделках, совершенных в 2013 году; методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в контролируемых сделках.

Владимир Голишевский отметил, что основная нагрузка на налоговые органы по приему и обработке уведомлений о контролируемых сделках пришлась на ноябрь 2013 года и май 2014 года, когда поступило 90% уведомлений.

«Обе отчетные кампании можно считать успешными. Всего за 2012 год поступило более 5,1 тыс. уведомлений, за 2013 год – более 5,9 тыс. уведомлений. Абсолютное большинство сведений о контролируемых сделках (99,9%) представлено в электронной форме. Это не удивительно, принимая во внимание, что изначально уведомление о контролируемых сделках разрабатывалась в строго формализованной форме легко поддающейся автоматизации», - рассказал Владимир Голишевский.

По итогам отчетной кампании за 2013 год отмечается также существенное снижение обращений налогоплательщиков, связанных с порядком заполнения и представления уведомлений о контролируемых сделках. «Это подтверждает нашу изначальную позицию, согласно которой формирование уведомлений становится рутинной процедурой. И уже в следующем году она будет занимать у налогоплательщиков минимальное время», – отметил Владимир Голишевский.

Участникам круглого стола также было интересно узнать о возможности обращения к рекомендациям ОЭСР по трансфертному ценообразованию.

«Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций – это скорее развернутая концепция для законодателя, чем инструкция для правоприменителя. В этой концепции раскрываются не только особенности применения принципа «вытянутой руки», но и, например, аргументация о недопустимости применения «формульного распределения» дохода между взаимозависимыми лицами (т.н. global formularly apportionment approach). Для сравнения в Комментариях к Модельной конвенции ОЭСР по налогам на доход и капитал вы не увидите критики, например, в адрес Модельной налоговой конвенции ООН», - пояснил Владимир Голишевский.

Безусловно, добавил он, сказанное не означает, что налоговые администрации государств-членов ОЭСР не используют Руководство в своей практике. Используют, но в качестве рекомендаций, не налагающих жестких обязательств даже на государства, являющиеся членами ОЭСР. Они придерживаются общего принципа «вытянутой руки», но их методы могут существенно различаться.

В США, к примеру, используются методы трансфертного ценообразования, не предусмотренные Руководством, например, т.н. метод сопоставимой неконтролируемой сделки (comparable uncontrolled transaction) для оценки обоснованности рыночной ставки роялти по лицензионным договорам.

В Норвегии несмотря на то, что в национальном законодательстве прописана прямая ссылка на Руководство, допускается использование для целей обоснования соответствия цен рыночному уровню информации, не являющейся общедоступной. Это при том, что Норвегия одна из немногих стран ОЭСР, в законодательстве которой есть прямые ссылки на Руководство.

Многие вопросы до сих пор не нашли отражения в Руководстве несмотря на их актуальность, добавил Владимир Голишевский. Например, допустимо ли приравнивание кредитного рейтинга «материнской» компании к «дочке» при оценке рыночной процентной ставки по займам или наоборот, необходимо рассматривать их кредитоспособность раздельно как двух независимых предприятий (т.н. standalone approach).

«Тем не менее, ФНС России допускает возможность использования Руководства ОЭСР, но только в части не противоречащей положениям НК РФ», - отметил Владимир Голишевский.