Магнитогорцы по телефону «горячей линии» узнали, как решить вопросы без суда

Дата публикации: 10.03.2021 07:24

В Межрайонной ИФНС России № 16 по Челябинской области проведена «горячая телефонная линия» на тему: «Досудебное урегулирование налоговых споров».

На вопросы отвечала главный специалист-эксперт правового отдела О. Ю. Гаврилова.

Наиболее часто задавали следующие вопросы:

Вопрос: В чем заключается принципиальное отличие обычной жалобы от апелляционной?

Ответ: Определения понятий "жалоба" и "апелляционная жалоба" даны в п. 1 ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). И в том, и в другом случае речь идет об обращении в налоговый орган в ситуации, когда, по мнению налогоплательщика, его права нарушены решением или иным ненормативным актом налогового органа, либо действиями (бездействием) его должностных лиц. Отличие заключается в том, что жалоба подается на вступившие в силу ненормативные акты налогового органа (действия или бездействие его должностных лиц).

Предметом апелляционной жалобы является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со ст. 101 НК РФ. Апелляционная жалоба приостановит вступление в силу решения по проверке. Это значит, что с Вас не будут взыскивать начисленные налоги, пени и штрафы до тех пор, пока:

• вышестоящий орган не примет решение по жалобе;

• не истечет срок на подачу апелляционной жалобы, если вышестоящий орган оставил ее без рассмотрения.

 Вопрос: Как в досудебном порядке обжаловать решение об отказе в возврате  переплаты по налогам?

 Ответ: Такие решения обжалуются в общем порядке, как и другие решения налоговых органов, действия (бездействие) их сотрудников. Срок на подачу жалобы – 1 год со дня, когда Вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ). Жалоба подается в УФНС России по Челябинской области, либо через инспекцию, которая вынесла спорное решение. Срок рассмотрения жалобы по общему правилу - 15 рабочих дней (ст. 140 НК РФ), при необходимости срок может быть продлен еще на 15 рабочих дней.

Вопрос: Я индивидуальный  предприниматель, по результатам камеральной проверки налоговой декларации по упрощенной системе налогообложения (УСН),  получил решение о привлечении  к налоговой ответственности за налоговое правонарушение. Я могу подать  апелляционную жалобу по ТКС, а также получить решение по жалобе по ТКС?

Ответ: Согласно ст. 139.2 НК РФ налогоплательщики могут подавать жалобы (апелляционные жалобы) в письменной форме, либо в электронной форме по ТКС или через Личный кабинет. Электронная жалоба должна быть подписана усиленной квалификационной электронной подписью лица, подающего жалобу, и соответствовать утвержденному формату. Жалоба подается в инспекцию, которая вынесла решение по проверке, с указанием, что ответ на жалобу необходимо направить в электронной форме.

В ответе налоговый орган сообщит время и место рассмотрения жалобы, информацию о приостановлении или об отказе в приостановлении исполнения решения инспекции, а также сведения о продлении срока рассмотрения жалобы и решение по ней.

Таким образом, подача жалобы по ТКС в электронной форме поможет упростить и оптимизировать взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков.