ENG

Справка о работе с обращениями граждан и запросами пользователей информации в УФНС России по Челябинской области в 2020 году

Дата публикации: 01.02.2021 15:03

В Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее – Управление) в 2020 году поступило на рассмотрение 3067 обращений граждан, в том числе: 1053 обращения в электронном виде с интернет-сайта и личного кабинета налогоплательщика, 11 обращений граждан, поступивших из Приемной Президента Российской Федерации в Челябинской области, с сайта GOSUSLUGI.RU - 42 обращения. По сравнению с 2019 годом количество обращений уменьшилось на 23,2% (в 2019 году поступило 3994 обращения), количество обращений поступивших в электронном виде с интернет-сайта и личного кабинета налогоплательщика по сравнению с 2019 годом уменьшилось на 25,3% (в 2019 году поступило 1410 интернет-обращений), количество обращений граждан, поступивших из Приемной Президента Российской Федерации в Челябинской области уменьшилось на 50% (в 2019 году поступило 22 обращения), с сайта GOSUSLUGI.RU уменьшилось на 57,1% (в 2019 году поступило 98 обращений).

Существенный удельный вес обращений граждан в 2020 году составляли вопросы, затрагивающие тему нарушения налогового законодательства физическими и юридическими лицами – 672 обращения или 21,9% от общего числа. Большую часть обращений отражали вопросы контроля исполнения налогового законодательства физическими и юридическими лицами, контроля и надзора в налоговой сфере – 344 обращения (11,2% от общего числа обращений). Обращения граждан были связаны с вопросами сокрытия организациями доходов и завышение расходов для уменьшения уплаты налогов в бюджет Российской Федерации. Граждане в своих обращениях информировали о различных нарушениях, допущенных организациями и индивидуальными предпринимателями при ведении финансово-хозяйственной деятельности.

В 2020 году поступали обращения с вопросами, касающимися применения контрольно-кассовой техники – 197 обращений (6,7% от общего числа). Заявители в большинстве своих обращений указывали на нарушения порядка применения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

По вопросу уклонения от налогообложения – 96 обращений (3,1% от общего числа обращений); обращения граждан были связаны с вопросами не отчисления НДФЛ и обязательных взносов по трудовым договорам организаций и договорам гражданско-правового характера физическими лицами; неуплатой НДФЛ от сдачи внаем помещений (иного имущества).

Также поступали обращения, касающиеся надзора в области организации и проведения азартных игр и лотерей – 33 обращения (1,1% от общего числа), которые включали в себя вопросы: о законности проведения в сети Интернет различного рода игр и лотерей.

По вопросу нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования поступило два обращения.

Одновременно с этим, значительное количество писем содержали вопросы, администрирования имущественных налогов – 447 обращений или 14,6% от общего числа. Большая часть писем данной категории, касалась актуализации сведений об объектах налогообложения – 113 обращений (3,7% от общего числа), поступали обращения с заявлениями об уточнении данных по объекту движимого и недвижимого имущества в Интернет - сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». По вопросам исчисления и уплаты транспортного налога – 97 обращений (3,2% от общего числа), налога на имущество – 96 обращений (3,1% от общего числа) и земельного налога – 26 обращений (0,8% от общего числа). Граждане просили пересчитать сумму налога к уплате в связи с прекращением права собственности на объект налогообложения, направляли сведения для предоставления им льгот по уплате налога – 96 обращений (3,1% от общего числа), высказывали несогласие с выставленной к уплате суммой налога и о неполучении налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов – 19 обращений (0,6% от общего числа).

Кроме того, высокую обеспокоенность граждан вызвало несвоевременное отражение информации об уплаченном имущественном налоге в Интернет - сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

Немалую часть поступивших обращений граждан составили обращения по вопросу налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов – 399 обращений или 13% от общего числа. Налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с порядком уплаты фиксированных авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц в разных налоговых периодах. Просили дать разъяснения, связанные с порядком начисления и уплаты НДФЛ при продаже имущества, предоставлением имущественного и социального налогового вычета, а также порядком декларирования полученного дохода от различного рода деятельности на территории Российской Федерации.

В 2020 году по вопросам, затрагивающим тему основания возникновения задолженности по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов поступило – 329 обращений или 10,7% от общего числа. В своих обращениях граждане высказывали несогласие с образованием у них задолженности по имущественным налогам, а также взыскание недоимки по страховым взносам, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды; задолженности по соответствующим пени и штрафам, а также несогласие с отражением информации о задолженности на сайте GOSUSLUGI.RU. Обращения по данной тематике отражали вопросы списания задолженности в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Актуальны для граждан вопросы обжалования решений государственных органов и должностных лиц‚ споров с физическими и юридическими лицами по обжалованию актов ненормативного характера и действий (бездействия) должностных лиц – 257 обращений или 8,4% от общего числа. Большую часть обращений составляли жалобы на решения об отказе в государственной регистрации юридических лиц. Поступали жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, а также обжалование вынесенных решений и иных актов налоговых органов ненормативного характера.

Значительное количество писем граждан в 2020 году, содержали вопросы государственной регистрации и учета налогоплательщиков – 253 обращения или 8,2% от общего числа. Заявители продолжали обращаться с требованием прекратить неправомерные, по мнению авторов, действия при обработке их персональных данных и аннулировать присвоенный идентификационный номер налогоплательщика, а также просили внести соответствующие изменения в ЕГРН – 90 обращений (2,9% от общего числа).

В ряде писем возникали вопросы, связанные с оформлением документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств – 163 обращения (5,3% от общего числа).

Значительное количество писем граждан в Управление в 2020 году поступило по вопросам предоставления субсидий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 – 137 обращений или 4,5% от общего числа. Граждане обращались за разъяснениями и с заявлениями о предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях экономики наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции.

По вопросам осуществления возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов, и вопросы предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, пени, штрафа – 156 обращений (5,1% от общего числа). Налогоплательщики сообщали о нарушении сроков возврата излишне уплаченной суммы налога и просили подтвердить обоснованность отказов в зачете (возврате) сумм налога, а также просили о предоставлении отсрочки по уплате налогов.

Во второй половине 2020 года граждан интересовали вопросы налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых режимов – 146 обращений или 4,8% от общего числа. Рост обращений данной тематики обусловлен тем, что с 1 января 2021 года налогоплательщики не вправе продолжать применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и могут выбрать иной специальный режим налогообложения.

Отдельные обращения, поступившие в Управление в отчетном периоде, содержали вопросы несостоятельности (банкротства) юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей – 50 обращений или 1,6% от общего числа.

Кроме того, отдельные обращения содержали вопросы розыска платежей и предоставления информации о состоянии расчетов с бюджетом – 47 обращений или 1,5% от общего числа.

Кроме того, поступали обращения от граждан, проживающих на территории г. Санкт-Петербурга и Москвы, Московской, Новосибирской, Самарской и Свердловской областях, а также, Красноярского края и Республики Башкортостан. Вместе с тем поступали обращения от граждан, проживающих на территории государства Германия.

В приемные Управления в 2020 году обратилось 10 граждан. Всем обратившимся гражданам уполномоченными должностными лицами Управления были устно даны подробные разъяснения, а в необходимых случаях были приняты заявления для рассмотрения и подготовки письменного ответа.

Все обращения, поставленные на контроль и направленные на исполнение в 2020 году, рассмотрены и исполнены в установленный законодательством Российской Федерации срок.

В территориальные налоговые органы в 2020 году поступило 95348 обращений. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года количество обращений уменьшилось на 24,7% (в 2019 году поступило 126704 обращений).

За истекший 2020 год допущено четыре случая рассмотрения обращений с нарушением срока исполнения, что составляет 0,004% от общего количества поступивших обращений в территориальные налоговые органы (ИФНС России по Калининскому и Советскому районам города Челябинска, Межрайонными ИФНС России №10 и № 21 по Челябинской области).

Остальные обращения граждан, поступившие в Инспекции Федеральной налоговой службы по Челябинской области, поставленные на контроль рассмотрены и исполнены в установленный законодательством Российской Федерации срок, что составляет 99,9 % от общего числа обращений граждан.

УФНС России по Челябинской области на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на улучшение качества работы с обращениями граждан.

Информация об исполнительской дисциплине по рассмотрению обращений граждан в УФНС России по Челябинской области, а также в территориальных налоговых органах, ежемесячно докладывается руководителю УФНС России по Челябинской области.

Структурными подразделениями проводится анализ оценок пользователями «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц» ответов на обращения.