ENG

Справка о работе с обращениями граждан и запросами пользователей информации в УФНС России по Челябинской области в 1 квартале 2021 года

Дата публикации: 25.05.2021 14:15

В УФНС России по Челябинской области (далее – Управление) в I квартале 2021 года на рассмотрении находилось 646 обращений граждан, поступивших по различным каналам связи, а именно: через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» и с личного кабинета налогоплательщика – 255 обращений (39.5% от общего числа), с сайта GOSUSLUGI.RU – 11 обращений (1.7% от общего числа), по каналу системы электронного документооборота – 129 обращений (20% от общего числа), в том числе из ЦА ФНС России – 91 обращение; на бумажном носителе – 251 обращение (38.9% от общего числа). По сравнению с аналогичным периодом 2020 года общее количество поступивших обращений уменьшилось на 26% (в I квартале 2020 года поступило 872 обращения), через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» и с личного кабинета налогоплательщика – 279 обращений (< 8.6%), с сайта GOSUSLUGI.RU – 9 обращений (> 18/2%), по каналу системы электронного документооборота – 195 обращений (< 33.8%), в том числе из ЦА ФНС России –131 обращение; поступивших на бумажном носителе, уменьшилось на 35.5% (в I квартале 2020 года поступило 389 обращений).

Существенный удельный вес обращений граждан в I квартале 2021 года затрагивал тему контроля и нарушения налогового законодательства физическими и юридическими лицами – 179 обращений (27.7% от общего числа). Большая часть из них касалась вопросов контроля исполнения налогового законодательства физическими и юридическими лицами, контроля и надзора в налоговой сфере – 125 обращений (19.4% от общего числа). Граждане в своих обращениях информировали налоговые органы о различных нарушениях, допущенных организациями и индивидуальными предпринимателями в финансово-хозяйственной деятельности, а также о получении доходов физическими лицами без соответствующей регистрации в установленном законом порядке. Оставались актуальными для граждан вопросы уклонения от уплаты налогов, сокрытие организациями доходов и завышение расходов, не удержание и неуплата НДФЛ и страховых взносов по трудовым договорам, выплата неофициальной заработной платы.

По вопросам нарушения порядка применения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями поступило 44 обращения (6.8% от общего числа).

15 обращений поступило (2.3% от общего числа обращений) по вопросу осуществления надзора в области организации и проведения азартных игр и лотерей.

Также поступило одно обращение, касающееся надзора в области валютного контроля.

Одновременно с этим, значительное количество писем, отражало вопросы налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов – 87 обращений или 13.5% от общего числа. Налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с порядком предоставления имущественного налогового вычета НДФЛ по расходам на приобретение жилого дома и земельного участка. Кроме того, граждане просили разъяснить порядок начисления и уплаты НДФЛ при продаже имущества, а также декларирования полученного дохода от различного рода деятельности на территории Российской Федерации.

Отдельные обращения, поступившие в Управление, касались темы администрирования страховых взносов. Заявители просили дать разъяснения по вопросам, связанным с начислением и уплатой страховых взносов.

Одновременно с этим, значительное количество писем поступивших в Управление составили обращения от граждан, содержащие вопросы государственной регистрации и учета налогоплательщиков – 70 обращений или 10.8% от общего числа. У заявителей возникали вопросы государственной регистрацией юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также необходимых действия для прекращения ведения деятельности; отсутствия сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства – 47 обращений (7.3% от общего числа). Заявители продолжали обращаться с требованием прекратить неправомерные, по мнению авторов, действия при обработке их персональных данных и аннулировать присвоенный идентификационный номер налогоплательщика – 23 обращения (3.6% от общего числа).

По вопросам администрирования имущественных налогов в I квартале 2021 года поступило 60 обращений граждан или 9.3% от общего числа. По вопросу исчисления и уплаты транспортного налога – 15 обращений (2.3%), налога на имущество – 5 обращений (0.8%), начисления и уплаты земельного налога – 8 (1.2%) обращений. В текущем периоде заявители в своих обращениях сообщали об отсутствии начислений по налогам в личном кабинете либо о повторных начислениях за прошедшие периоды, высказывали несогласие с выставленной к уплате суммой налога, и обращались с уточнением сведений об объектах налогообложения в сводном налоговом уведомлении на уплату имущественных налогов – 24 (3.7%) обращения. В текущем периоде заявители направляли заявления для предоставления им льгот по уплате налога – 8 обращений (1.2%).

Вместе с тем поступали обращения по вопросам налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых режимов – 57 обращений или 8.8 % от общего числа. В своих обращениях граждане интересовались следующими вопросами: порядком применения налога на профессиональный доход; порядком определения дохода для исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения порядком освобождения от налогообложения НДС в соответствии со статьей 149 НК РФ при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг и др.

По вопросам основания возникновения задолженности по налогам и сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов – 45 обращений или 7% от общего числа. Заявители обращали внимание на вопросы, связанные c: предъявлением необоснованных сумм задолженности по требованиям об уплате налогов и страховых взносов; со списанием в бесспорном порядке денежных средств со счетов налогоплательщиков по уплате сумм налогов по объектам, не принадлежащим на праве собственности; отсутствием информации по ранее уплаченным налогам в бюджетную систему.

Немалую часть в истекшем периоде составляли обращения по вопросам обжалования решений налоговых органов и должностных лиц – 30 обращений или 4.6% от общего числа. Большую часть обращений составляли жалобы на действия (бездействия) должностных лиц налоговых органов, а также обжалование вынесенных решений и иных актов налоговых органов ненормативного характера. Поступали жалобы на решения об отказе в государственной регистрации юридических лиц.

Интересовали граждан вопросы осуществления возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов, и вопросы предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, пени, штрафа – 24 обращения или 3.7% от общего числа. Налогоплательщики сообщали о нарушении сроков возврата излишне уплаченной суммы налога и просили подтвердить обоснованность отказов в зачете (возврате) сумм налога, а также просили о предоставлении отсрочки по уплате налогов.

Кроме того, часть обращений, поступивших в Управление в отчетном периоде, касалось: организации работы с налогоплательщиками – 23 обращения или 3.6% от общего числа, по вопросам розыска платежей и предоставления информации о состоянии расчетов с бюджетом – 14 обращений или 2.2% от общего числа.

В разрезе субъектов Российской Федерации, поступали обращения от граждан, проживающих на территории городов Москвы и Санкт-Петербурга, Астраханской, Белгородской, Московской, Нижегородской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Ростовской, Самарской, Свердловской и Тверской областях, а так же Республик Башкортостан, Татарстан и Удмуртия, Краснодарского и Пермского краев.

В отчетном периоде в структурных подразделениях Управления на контроле находилось 832 обращения (с учетом обращений, поступивших в более ранний период). Все обращения граждан, поставленные на контроль, исполнены в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Общим отделом Управления в Инспекции Федеральной налоговой службы по Челябинской области в первом квартале было направлено для рассмотрения 5 обращений. Обращения, требующие ответа, поставлены на контроль, исполнены в установленный законодательством Российской Федерации срок. В отчетном периоде нарушений исполнительской дисциплины не установлено.

Все обращения граждан, поставленные на контроль, исполнены в установленный законодательством Российской Федерации срок. В отчетном периоде нарушений исполнительской дисциплины не установлено.

В территориальные налоговые органы Челябинской области в I квартале 2021 года поступило 15989 обращений граждан. Через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» и с личного кабинета налогоплательщика – 10612 обращений (66.4% от общего числа). По сравнению с аналогичным периодом 2020 года количество обращений уменьшилось на 34.6% (в I квартале 2020 года поступило 24432 обращения). Количество обращений, поступивших через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» и с личного кабинета налогоплательщика, по сравнению с аналогичным периодом 2020 года уменьшилось на 29.9% (в I квартале 2020 года поступило 15147 обращений).

Анализ тематики обращений граждан в разрезе территориальных налоговых органов Челябинской области в I квартале 2021 года показал, что значимой темой обращений являются вопросы: налогообложения доходов физических лиц – 3978 обращений или 24.9% от общего числа; организации работы с налогоплательщиками – 2023 обращения или 12.6% от общего числа; задолженности по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов – 1973 обращения или 12.3% от общего числа, налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых режимов – 1279 обращений или 8% от общего числа.

Все обращения, подлежащие исполнению территориальными налоговыми органами Челябинской области, в указанный период 2021 года поставленные на контроль, рассмотрены и исполнены в установленный законодательством Российской Федерации срок.

УФНС России по Челябинской области на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на улучшение качества работы с обращениями граждан.

Информация об исполнительской дисциплине по рассмотрению обращений граждан в УФНС России по Челябинской области, а также в территориальных налоговых органах, ежемесячно докладывается руководителю УФНС России по Челябинской области.

Структурными подразделениями проводится анализ оценок пользователями «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц» ответов на обращения.