ENG

Справка о работе с обращениями граждан и запросами пользователей информации в УФНС России по Челябинской области в 2022 году

Дата публикации: 03.02.2023 10:01

В Управлении Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее – Управление) в 2022 году на рассмотрении находилось 2335 обращений граждан, поступивших по различным каналам связи, а именно: через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» и с личного кабинета налогоплательщика – 831 обращение (35.6% от общего числа), с сайта GOSUSLUGI.RU – 50 обращений (2.1% от общего числа), по каналу системы электронного документооборота – 584 обращения (25% от общего числа), в том числе из ЦА ФНС России – 466 обращений; на бумажном носителе – 870 обращений (37.3% от общего числа), 14 обращений граждан, поступивших из Приемной Президента Российской Федерации в Челябинской области.

По сравнению с 2021 годом общее количество поступивших обращений уменьшилось на 5.7% (в 2021 году поступило 2475 обращений). Количество обращений, поступивших в электронном виде, < на 3.3% (в 2021 году поступило 859 обращений), количество обращений, поступивших на бумажном носителе, < на 11.8% (в 2021 году поступило 986 обращений), обращений поступивших с сайта GOSUSLUGI.RU < на 15.3% (в 2021 году поступило 59 обращений), в то время как обращений, поступивших по каналу системы электронного документооборота > на 2.2% (в 2021 году поступило 571 обращение). Из Приемной Президента Российской Федерации в Челябинской области в 2021 году поступило 10 обращений.

Существенный удельный вес обращений граждан в 2022 году составляли вопросы, затрагивающие тему нарушения налогового законодательства физическими и юридическими лицами – 684 обращения или 29.3% от общего числа. Большую часть обращений отражали вопросы контроля исполнения налогового законодательства физическими и юридическими лицами, контроля и надзора в налоговой сфере – 313 обращений (13.4% от общего числа обращений). Обращения граждан были связаны с вопросами сокрытия организациями доходов и завышение расходов для уменьшения уплаты налогов в бюджет Российской Федерации. Граждане в своих обращениях информировали о различных нарушениях, допущенных организациями и индивидуальными предпринимателями при ведении финансово-хозяйственной деятельности (ведение незаконной предпринимательской деятельности, нарушения при реализации табачной продукцией и т.д.).

По вопросам, касающимся применения контрольно-кассовой техники – 187 обращений (8% от общего числа). Заявители в большинстве своих обращениях указывали на нарушения порядка применения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при оказании различного рода услуг и ведении деятельности.

По вопросу уклонения от налогообложения – 123 обращения (5.3% от общего числа обращений). Обращения граждан были связаны с вопросами не отчисления НДФЛ и обязательных взносов по трудовым договорам организаций и договорам гражданско-правового характера физическими лицами; неуплатой НДФЛ от сдачи внаем помещений (иного имущества), а так же с получаемой прибыли при ведении деятельности или оказания услуг без регистрации.

Также поступали обращения, касающиеся надзора в области организации и проведения азартных игр и лотерей –15 обращений (0.6% от общего числа), которые включали в себя вопросы: о законности проведения в сети Интернет различного рода игр и лотерей, а так же обращались с просьбами о блокировке доступов к сайтам, распространяющего услуги онлайн-казино.

Поступило четыре обращения нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Немалую часть поступивших обращений граждан составили обращения по вопросу налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов – 350 обращений или 15% от общего числа. Авторов обращений интересовали вопросы: наличие права на получение имущественного, стандартного и инвестиционного налогового вычета; порядка предоставления имущественного налогового вычета НДФЛ по расходам на приобретенное имущество. Кроме того, граждане просили разъяснить порядок начисления и уплаты НДФЛ при продаже имущества, а также декларирования полученного дохода от различного рода деятельности на территории Российской Федерации.

Отдельные обращения касались темы администрирования страховых взносов. Заявители просили дать разъяснения по вопросам, связанным с начислением и уплатой страховых взносов.

Одновременно с этим, значительное количество писем содержали вопросы, администрирования имущественных налогов – 271 обращение или 11.6% от общего числа. Большая часть писем данной категории, касалась вопросов начисления имущественных налогов (земля, транспорт, недвижимое имущество) – 130 обращений (5.6% от общего числа), просили пересчитать сумму налога к уплате в связи с прекращением права собственности на объект налогообложения, направляли сведения для предоставления им льгот по уплате налога – 114 обращений (4.9% от общего числа), высказывали несогласие с выставленной к уплате суммой налога и о неполучении налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов – 27 обращений (1.2% от общего числа).

По вопросам государственной регистрации и учета налогоплательщиков 2022 году поступило 205 обращений или 8.8% от общего числа. Заявители обращались с вопросами оформления документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также при прекращении деятельности; отсутствия сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Часть из которых отражали требования о прекращении неправомерных, по мнению авторов, действия при обработке их персональных данных и аннулировать присвоенный идентификационный номер налогоплательщика.

В 2022 году по вопросам, затрагивающим тему основания возникновения задолженности по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов поступило – 204 обращения или 8.7% от общего числа. В своих обращениях граждане высказывали несогласие с образованием у них задолженности по имущественным налогам, а также взыскание недоимки по страховым взносам, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды; задолженности по соответствующим пени и штрафам, а также несогласие с отражением информации о задолженности на сайте GOSUSLUGI.RU.

Актуальны для граждан вопросы обжалования решений государственных органов и должностных лиц‚ споров с физическими и юридическими лицами по обжалованию актов ненормативного характера и действий (бездействия) должностных лиц – 149 обращений или 6.4% от общего числа. Поступали жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, а также обжалование вынесенных решений и иных актов налоговых органов ненормативного характера, часть обращений составляли жалобы на решения об отказе в государственной регистрации юридических лиц.

По вопросам осуществления возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов, и вопросы предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, пени, штрафа – 88 обращений (3.8% от общего числа). Налогоплательщики сообщали о нарушении сроков возврата излишне уплаченной суммы налога и просили подтвердить обоснованность отказов в зачете (возврате) сумм налога, а также просили о предоставлении отсрочки по уплате налогов.

Интересовали граждан вопросы налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых режимов – 85 обращений или 3.6% от общего числа. В своих обращениях заявители задавали ряд вопросов по применению специальных налоговых режимов в процессе ведения своей деятельности.

Кроме того, отдельные обращения содержали вопросы розыска платежей и предоставления информации о состоянии расчетов с бюджетом – 43 обращения или 1.8% от общего числа и вопросы несостоятельности (банкротства) юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей – 32 обращения или 1.4% от общего числа.

В разрезе субъектов Российской Федерации в Управление чаще всего поступали обращения от граждан, проживающих на территории г. Москвы и Санкт-Петербурга, Московской, Новосибирской и Свердловской областях, а также, Республики Чувашия и Краснодарского края.

В приемные Управления в 2022 году обратилось 11 граждан. Всем обратившимся гражданам уполномоченными должностными лицами Управления были устно даны подробные разъяснения, а в необходимых случаях были приняты заявления для рассмотрения и подготовки письменного ответа.
Все обращения, поставленные на контроль и направленные на исполнение в 2022 году, рассмотрены и исполнены в установленный законодательством Российской Федерации срок.

В территориальные налоговые органы в 2022 году поступило 61222 обращения, в том числе 36318 обращений, направленных через интернет – сервис «Личный кабинет налогоплательщика». По сравнению с 2021 годом общее количество поступивших обращений уменьшилось на 7.4% (в 2021 году поступило 66146 обращений), обращений направленных через интернет – сервис «Личный кабинет налогоплательщика» уменьшилось на 5.9% (в 2021 году поступило 38595 обращений).

За истекший 2022 год, налоговыми органами допущено два случая рассмотрения обращений с нарушением срока исполнения, что составляет 0,003% от общего количества поступивших обращений в территориальные налоговые органы (Межрайонные ИФНС России №3 и № 21 по Челябинской области).

Остальные обращения граждан, поступившие в Инспекции Федеральной налоговой службы по Челябинской области, поставленные на контроль рассмотрены и исполнены в установленный законодательством Российской Федерации срок, что составляет 99,9 % от общего числа обращений граждан.

В отчетном периоде 2022 года ИФНС России города Челябинска, а так же Межрайонными ИФНС России по Челябинской области допущено 55 случаев нарушения срока перенаправления обращений граждан на исполнение в другие ИФНС России по субъекту. 48 нарушений было допущено по обращениям, поступившим в налоговый орган через систему обработки обращений налогоплательщиков (СООН).

В территориальные налоговые органы Челябинской области в 2022 году обратилось 277 граждан. Всем обратившимся гражданам уполномоченными должностными лицами Управления были устно даны подробные разъяснения, а в необходимых случаях были приняты заявления для рассмотрения и подготовки письменного ответа.

УФНС России по Челябинской области на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на улучшение качества работы с обращениями граждан.

Информация об исполнительской дисциплине по рассмотрению обращений граждан в УФНС России по Челябинской области, а также в территориальных налоговых органах, ежемесячно докладывается руководителю УФНС России по Челябинской области.

Структурными подразделениями проводится анализ оценок пользователями «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц» ответов на обращения.