ENG

Справка о работе с обращениями граждан и запросами пользователей информации в УФНС России по Челябинской области в январе 2023 года

Дата публикации: 20.02.2023 08:54

В УФНС России по Челябинской области (далее – Управление) в январе 2023 года, на рассмотрении находилось 419 обращений граждан и организаций, в том числе 273 обращения физических лиц (65.2% от общего числа обращений, поступивших в Управление в отчетном периоде) и 146 обращений юридических лиц (34.8 % от общего числа). Обращения поступили по различным каналам связи, а именно: через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» и с личного кабинета налогоплательщика – 188 обращений (44.9% от общего числа), по каналу системы электронного документооборота – 106 обращений (25.3% от общего числа), в том числе из ЦА ФНС России – 68 обращений; на бумажном носителе – 125 обращений (30% от общего числа).

По сравнению с аналогичным периодом 2022 года общее количество поступивших обращений от физических лиц увеличилось на 48.4% (в январе 2022 года поступило 141 обращение).

Существенный удельный вес писем, поступивших в Управление в январе 2023 года, составляли вопросы, возникновения задолженности по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов – 88 обращений или 21% от общего числа. В своих обращениях налогоплательщики высказывали несогласие с предъявлением со стороны налоговых органов необоснованных, по их мнению сумм задолженности по уплате налогов и страховых взносов, отраженных в едином налоговом счете, а так же по вопросу отсутствия информации по ранее уплаченным налогам в бюджетную систему.

Значительное количество обращений содержало вопросы обжалования решений налоговых органов и должностных лиц – 65 обращений или 15.5% от общего числа. Поступали жалобы на решения об отказе в государственной регистрации юридических лиц. Часть обращений составляли жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, а также обжалование вынесенных решений и иных актов налоговых органов ненормативного характера. Так же поступали жалобы налогоплательщиков на нарушение сроков возврата налогового вычета и выставление требований по уплате задолженности по налогам и на неправомерное начисление имущественных налогов.

Немалую часть в текущем периоде составляли обращения по вопросам администрирования имущественных налогов – 58 обращений или 13.8% от общего числа. В отчетном периоде от налогоплательщиков поступило 51 «уведомление о порядке предоставлении налоговой декларации по налогу имущество организаций на 2023 год», остальные обращения этой тематики отражали вопросы исчисления и уплаты транспортного налога, актуализации сведений об объектах налогообложения в информационном ресурсе, а также по получению налоговых уведомлений об уплате налога.

Как и в предыдущих периодах продолжали поступать обращения нарушения исполнения налогового законодательства физическими и юридическими лицами – 57 обращений или 13.8% от общего числа. Большую часть обращений отражали вопросы, касающиеся контроля исполнения налогового законодательства физическими и юридическими лицами, контроля и надзора в налоговой сфере – 25 обращений (6%). Обращения граждан были связаны с вопросами сокрытия организациями доходов и завышение расходов для уменьшения уплаты налогов в бюджет Российской Федерации. В своих обращениях граждане информировали о различных нарушениях, допущенных организациями и индивидуальными предпринимателями при ведении финансово-хозяйственной деятельности.

По вопросу уклонения от налогообложения поступило – 17 обращений (4.1%). Обращения граждан были связаны с вопросами нарушения по отчислениям НДФЛ по трудовым договорам организаций и договорам гражданско-правового характера физическими лицами; неуплатой НДФЛ от сдачи внаем помещений (иного имущества).

Часть обращений отражали вопросы применения контрольно-кассовой техники – 11 обращений (2.6%). Заявители в большинстве своих обращений указывали на нарушения порядка применения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Также поступило четыре обращения, касающиеся надзора в области организации и проведения азартных игр и лотерей.

В январе 2023 года по вопросам налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов поступило 36 обращений или 8.6% от общего числа. Налогоплательщиков интересуют вопросы, связанные с предоставлением имущественного или социального налогового вычета, порядком начисления и уплаты НДФЛ при продаже имущества, а также порядком декларирования полученного дохода от различного рода деятельности на территории Российской Федерации.

Часть поступивших обращений в Управление в январе составили обращения от граждан и организаций содержащие вопросы государственной регистрации и учета налогоплательщиков – 33 обращения или 7.9% от общего числа.
Возникали у заявителей вопросы, связанные с оформлением документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств – 19 обращений (4.5%). Обращались с требованием аннулировать присвоенный идентификационный номер налогоплательщика, а также по вопросам поиска ИНН на официальном сайте ФНС России – 14 обращений (3.3%).

В январе 2023 года налогоплательщиков по-прежнему волнуют вопросы налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых режимов – 15 обращений или 3.6% от общего числа. Заявителей интересовали вопросы применения ПСН, ЕНВД, НПД и др.

Кроме того, отдельные обращения, поступившие в Управление в отчетном периоде, поступали по вопросам осуществления возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, пени, штрафа – 13 обращений (3.1 % от общего числа), несостоятельности (банкротства) – 12 обращений (2.9% от общего числа).

Кроме того, поступали обращения от граждан, проживающих на территории Республик Карелия и Саха (Якутия), Волгоградской, Вологодской, Воронежской, Калининградской, Новосибирской, Свердловской, и Тульской областях, а также Краснодарского края и г. Москвы.

В приемных Управления в установленном порядке осуществлялся личный прием граждан, на который в январе 2023 года обратились два гражданина. Заявителям уполномоченными должностными лицами Управления были устно даны подробные разъяснения.

Обращения, подлежащие исполнению структурными подразделениями Управления в период с 01.01.2023 по 31.01.2023, включая поставленные на контроль в более ранние периоды, исполнены без нарушения установленного законодательством срок.

В территориальные налоговые органы в январе 2023 года поступило 6350 обращений граждан и организаций, в том числе 4248 обращений, направленных через интернет – сервис «Личный кабинет налогоплательщика». По сравнению с аналогичным периодом 2022 года общее количество поступивших обращений увеличилось на 30.8% (в январе 2022 года поступило 4394 обращения), в то время как, количество обращений направленных через интернет – сервис «Личный кабинет налогоплательщика» увеличилось на 40.6% (в январе 2022 года поступило 2466 обращений).

В отчетном периоде текущего года ИФНС России по Калининскому и Советскому районам г. Челябинска, а так же Межрайонными ИФНС №10 и 22 по Челябинской области допущены четыре случая нарушения срока по перенаправлению обращения на исполнение в другой ИФНС России по субъекту РФ.

Все остальные обращения, подлежащие исполнению территориальными налоговыми органами Челябинской области в период с 01.01.2023 по 31.01.2023, включая поставленные на контроль в более ранние периоды, исполнены без нарушения установленного законодательством срок.

УФНС России по Челябинской области на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на улучшение качества работы с обращениями граждан.

Информация об исполнительской дисциплине по рассмотрению обращений граждан в УФНС России по Челябинской области, а также в территориальных налоговых органах, ежемесячно докладывается руководителю УФНС России по Челябинской области.

Структурными подразделениями проводится анализ оценок пользователями «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц» ответов на обращения.