ENG

Справка о работе с обращениями граждан и запросами пользователей информации в УФНС России по Челябинской области в марте 2023 года

Дата публикации: 17.04.2023 10:04

В УФНС России по Челябинской области (далее – Управление) в марте 2023 года, на рассмотрении находилось 418 обращений граждан и организаций, в том числе 333 обращения физических лиц (79.9% от общего числа обращений, поступивших в Управление в отчетном периоде) и 85 обращений юридических лиц (20.3% от общего числа). Обращения поступили по различным каналам связи, а именно: через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» и с личного кабинета налогоплательщика – 138 обращений (33% от общего числа), с сайта GOSUSLUGI.RU – 3 обращения (0.7% от общего числа), по каналу системы электронного документооборота – 91 обращение (21.8% от общего числа), в том числе из ЦА ФНС России – 65 обращений; на бумажном носителе – 186 обращений (44.5% от общего числа).

По сравнению с аналогичным периодом 2022 года общее количество поступивших обращений от физических лиц увеличилось на 51% (в марте 2022 года поступило 163 обращения).

Существенный удельный вес писем, поступивших в Управление в марте 2023 года, составляли вопросы нарушения исполнения налогового законодательства физическими и юридическими лицами – 87 обращений или 21.3% от общего числа. Большую часть обращений отражали вопросы, касающиеся контроля исполнения налогового законодательства физическими и юридическими лицами, контроля и надзора в налоговой сфере – 51 обращение (12.2%). Заявители в своих обращениях информировали о различных нарушениях, допущенных организациями и индивидуальными предпринимателями в финансово-хозяйственной деятельности, а также о получении доходов физическими лицами без соответствующей регистрации в установленном законом порядке.

По вопросу применения контрольно-кассовой техники поступило – 18 обращений (4.3%). Заявители в большинстве своих обращений указывали на нарушения порядка применения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

По вопросу уклонения от налогообложения поступило – 15 обращений (3.6%). Обращения были связаны с вопросами нарушения по отчислениям НДФЛ по трудовым договорам организаций и договорам гражданско-правового характера физическими лицами; неуплатой НДФЛ от сдачи внаем помещений (иного имущества).

Также поступило пять обращений, касающиеся надзора в области организации и проведения азартных игр и лотерей (распространение в сети Интернет онлайн-казино и азартных игр).

Значительное количество обращений содержало вопросы обжалования решений налоговых органов и должностных лиц – 46 обращений или 11% от общего числа. Поступали жалобы на решения об отказе в государственной регистрации юридических лиц. Часть обращений составляли жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, а также обжалование вынесенных решений и иных актов налоговых органов ненормативного характера. Так же поступали жалобы налогоплательщиков на нарушение сроков возврата налогового вычета и выставление требований по уплате задолженности по налогам и на неправомерное начисление имущественных налогов.

Немалую часть в текущем периоде составляли обращения осуществления возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, пени, штрафа – 42 обращения (10 % от общего числа). Налогоплательщики сообщали о нарушении сроков возврата излишне уплаченной суммы налога и просили подтвердить обоснованность отказов в зачете (возврате) сумм налога, а также просили о предоставления отсрочки по уплате налогов.

В марте текущего года поступило значительно количество писем по вопросам налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов – 41 обращение или 9.8% от общего числа. Заявителей интересовали вопросы, связанные с предоставлением имущественного или социального налогового вычета, порядком начисления и уплаты НДФЛ при продаже имущества, а также порядком декларирования полученного дохода от различного рода деятельности на территории Российской Федерации.

Вместе с тем, в отчетном периоде поступали вопросы государственной регистрации и учета налогоплательщиков – 39 обращений или 9.3% от общего числа. Возникали у заявителей вопросы, связанные с оформлением документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств – 23 обращения (5.5%). Обращались с требованием прекратить неправомерные, по мнению авторов, действия при обработке их персональных данных и аннулировать присвоенный идентификационный номер налогоплательщика – 16 обращений (3.8%).

Наряду с вышеуказанными оставались актуальными вопросы возникновения задолженности по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов – 31 обращение или 7.4% от общего числа. В своих обращениях налогоплательщики высказывали несогласие с предъявлением со стороны налоговых органов необоснованных, по их мнению сумм задолженности по уплате налогов и страховых взносов, отраженных в едином налоговом счете, а так же по вопросу отсутствия информации по ранее уплаченным налогам в бюджетную систему.

По вопросам администрирования имущественных налогов – 26 обращений или 6.2% от общего числа. Обращения этой тематики отражали вопросы исчисления и уплаты транспортного налога, налога на имущество и землю, актуализации сведений об объектах налогообложения в информационном ресурсе, а также по получению налоговых уведомлений об уплате налога и предоставления льгот.

Помимо этого, часть обращений, поступивших в Управление в отчетном периоде, касались вопросов несостоятельности (банкротства) – 21 обращение (5 % от общего числа); организации работы с налогоплательщиками – 19 обращений (4.5% от общего числа); налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых режимов – 18 обращений (4.3% от общего числа); предоставления налоговой отчетности – 6 обращений (1.4%от общего числа), а также налога на добавленную стоимость – 4 обращения (0,9 % от общего числа).

Кроме того, поступали обращения от граждан, проживающих на территории Республик Башкортостан, Карелия и Казахстан, Кировской, Курганской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Свердловской, Томской и Тюменской областях, а также г. Москвы и Краснодарского и Ставропольского краев.

В марте текущего года личный прием граждан руководителем Управления осуществлялся в приемной Президента России в Челябинской области. В ходе проведения личного приема руководителем было принято четыре гражданина. Гражданам были даны подробные устные и письменные разъяснения.

Обращения, подлежащие исполнению структурными подразделениями Управления в период с 01.03.2023 по 31.03.2023, включая поставленные на контроль в более ранние периоды, исполнены без нарушения установленного законодательством срок.

В территориальные налоговые органы в марте 2023 года поступило 9239 обращений граждан и организаций, в том числе 6156 обращений, направленных через интернет – сервис «Личный кабинет налогоплательщика». По сравнению с аналогичным периодом 2022 года общее количество поступивших обращений увеличилось на 49% (в марте 2022 года поступило 4716 обращений), количество обращений направленных через интернет – сервис «Личный кабинет налогоплательщика» увеличилось на 76.7% (в марте 2022 года поступило 1442 обращения).

В отчетном периоде текущего года ИФНС России по Курчатовскому, Тракторозаводскому районам г. Челябинска, а так же Межрайонными ИФНС №21 и 22 по Челябинской области допущены четыре случая нарушения срока по перенаправлению обращения на исполнение в другой ИФНС России по субъекту РФ. Нарушения допущены по обращениям, поступившим в налоговый орган через систему обработки обращений налогоплательщиков (СООН).

Также в отчетном периоде текущего года Межрайонной ИФНС Росси № 22 по Челябинской области с нарушением установленного законодательством срока было рассмотрено два обращения (0,3% от общего числа обращений поступивших в Инспекцию).

Нарушения допущены по обращениям, поступившим в налоговый орган через систему обработки обращений налогоплательщиков (СООН).

Все остальные обращения, подлежащие исполнению территориальными налоговыми органами Челябинской области в период с 01.03.2023 по 31.03.2023, включая поставленные на контроль в более ранние периоды, исполнены без нарушения установленного законодательством срок.

УФНС России по Челябинской области на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на улучшение качества работы с обращениями граждан.

Информация об исполнительской дисциплине по рассмотрению обращений граждан в УФНС России по Челябинской области, а также в территориальных налоговых органах, ежемесячно докладывается руководителю УФНС России по Челябинской области.

Структурными подразделениями проводится анализ оценок пользователями «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц» ответов на обращения.