ENG

Справка о работе с обращениями граждан и запросами пользователей информации в УФНС России по Челябинской области в 1 квартале 2023 года

Дата публикации: 22.05.2023 10:35

В УФНС России по Челябинской области (далее – Управление) в I квартале 2023 года на рассмотрении находилось 1224 обращения граждан и организаций, в том числе 884 обращения физических лиц (72.2% от общего числа обращений, поступивших в Управление в отчетном периоде) и 340 обращений юридических лиц (27.8 % от общего числа). Обращения поступили по различным каналам связи, а именно: через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» и с личного кабинета налогоплательщика – 481 обращение (39.3% от общего числа), по каналу системы электронного документооборота – 290 обращений (23.7% от общего числа), с сайта GOSUSLUGI.RU – 7 обращений (0.6% от общего числа), на бумажном носителе – 446 обращений (36.4% от общего числа). По сравнению с аналогичным периодом 2023 года общее количество поступивших обращений граждан увеличилось на 53.6% (в I квартале 2022 года поступило 503 обращения).

Существенный удельный вес писем, поступивших в Управление в I квартале 2023 года, затрагивали тему контроля соблюдения налогового законодательства физическими и юридическими лицами – 217 обращений или 17.7% от общего числа. Большая часть из них касалась вопросов контроля исполнения налогового законодательства физическими и юридическими лицами, контроля и надзора в налоговой сфере – 113 обращений (9.2%). Граждане в своих обращениях информировали налоговые органы о различных нарушениях, допущенных организациями и индивидуальными предпринимателями в финансово-хозяйственной деятельности, а также о получении доходов физическими лицами без соответствующей регистрации в установленном законом порядке.

Оставались актуальными вопросы уклонения от уплаты налогов, сокрытие организациями доходов и завышение расходов, не удержание и неуплата НДФЛ и страховых взносов по трудовым договорам, выплата неофициальной заработной платы – 45 обращений (3.7%).

По вопросам нарушения порядка применения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями поступило 42 обращения (3.4%).

Также поступило 17 обращений (1.4%) по вопросу осуществления надзора в области организации и проведения азартных игр и лотерей.

Одновременно с этим, значительное количество писем Заявителей, отражали вопросы основания возникновения задолженности по налогам и сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов – 183 обращения или 15% от общего числа. Заявители обращали внимание на вопросы, связанные c: предъявлением необоснованных сумм задолженности по ЕНС об уплате налогов и страховых взносов, со списанием в бесспорном порядке денежных средств со счетов налогоплательщиков по уплате сумм налогов по объектам, не принадлежащим на праве собственности; отсутствием информации по ранее уплаченным налогам в бюджетную систему.

Немалую часть в истекшем периоде составляли обращения по вопросам обжалования решений налоговых органов и должностных лиц – 156 обращений или 12.7% от общего числа. Большую часть обращений составляли жалобы на действия (бездействия) должностных лиц налоговых органов, а также обжалование вынесенных решений и иных актов налоговых органов ненормативного характера. Поступали жалобы на решения об отказе в государственной регистрации юридических лиц.

Остаются значимыми в обращениях заявителей вопросы администрирования имущественных налогов – 140 обращений или 11.4% от общего числа. По вопросу исчисления и уплаты налога на имущество – 92 обращения (7.5%), земельного налога – 14 обращений (1.1%), начисления и уплаты транспортного налога – 12 обращений (1%), а также направляли сведения для предоставления им льгот по уплате налога – 8 обращений (0,7 %). Кроме того, заявители просили актуализировать сведения об объектах налогообложения в едином налоговом уведомлении на уплату имущественных
налогов – 14 обращений (1.1 %) и сообщали о неполучении налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов – 2 обращения (0.2 %).

По вопросам налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов – 102 обращения или 8.3% от общего числа. Налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с порядком предоставления имущественного налогового вычета НДФЛ по расходам на приобретение жилого дома и земельного участка, а так же поступали вопросы по сокращению сроков проведения камеральных проверок налоговых деклараций.  Кроме того, граждане просили разъяснить порядок начисления и уплаты НДФЛ при продаже имущества, а также декларирования полученного дохода от различного рода деятельности на территории Российской Федерации.

Отдельные обращения, поступившие в Управление, касались темы администрирования страховых взносов. Заявители просили дать разъяснения по вопросам, связанным с начислением и уплатой страховых взносов.

В первом квартале 2023 года, поступило значительное количество писем по вопросам государственной регистрации и учета
налогоплательщиков – 98 обращений или 8% от общего числа. У заявителей возникали вопросы государственной регистрацией юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также необходимых действий для прекращения ведения деятельности; отсутствия сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства – 58 обращений (4.7%). Заявители продолжали обращаться с требованием прекратить неправомерные, по мнению авторов, действия при обработке их персональных данных и аннулировании присвоенного идентификационного номера
налогоплательщика – 40 обращений (3.3% от общего числа).

Интересовали заявителей вопросы осуществления возврата или зачета
излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов, и вопросы предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, пени, штрафа – 71 обращение или 5.8% от общего числа. Налогоплательщики сообщали о нарушении сроков возврата излишне уплаченной суммы налога и просили подтвердить обоснованность отказов в зачете (возврате) сумм налога, а также просили о предоставлении отсрочки по уплате налогов.

Вместе с тем поступали обращения по вопросам налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых режимов – 45 обращений или 3.7% от общего числа. В своих обращениях граждане интересовались следующими вопросами: порядком применения налога на профессиональный доход; порядком определения дохода для исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения.

Кроме того, часть обращений, поступивших в Управление в отчетном периоде, касалось: несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц. Деятельность арбитражных управляющих – 50 обращений или 4.1% от общего числа, по вопросам розыска платежей и предоставления информации о состоянии расчетов с бюджетом – 20 обращений или 1.6% от общего числа.

Проведена работа по изучению тематики обращений граждан в разрезе субъектов Российской Федерации.

Основная доля обращений в I квартале 2023 года поступила от граждан, проживающих на территории Челябинской области – 1152 обращения или 94.1% от общего числа. Значимой темой обращений являются вопросы: возникновения задолженности по налогам и сборам – 178 обращений или 15.5% от общего числа, обжалования решений государственных органов и должностных лиц, споров с физическими и юридическими лицами по обжалованию актов ненормативного характера и действий (бездействия) должностных лиц при рассмотрении обращения – 156 обращений или 13.5% от общего числа.

Кроме того, поступали обращения от граждан, проживающих на территории
города Москвы, Калининградской, Новосибирской и Свердловской областях, Краснодарского края и других регионов Российской Федерации.

В отчетном периоде в структурных подразделениях Управления на контроле находилось 1382 обращения (с учетом обращений, поступивших в более ранний период). Все обращения граждан, поставленные на контроль, исполнены в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Общим отделом Управления в Инспекции Федеральной налоговой службы по Челябинской области в первом квартале было направлено для рассмотрения шесть обращений. Обращения, подлежащие исполнению, были поставлены на контроль и исполнены в установленный законодательством Российской Федерации срок. В отчетном периоде нарушений исполнительской дисциплины не установлено.

В территориальные налоговые органы Челябинской области в I квартале 2023 года поступило 22195 обращений граждан. Через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» и с личного кабинета налогоплательщика – 19463 обращения (87.7% от общего числа). По сравнению с аналогичным периодом 2022 года общее количество обращений увеличилось на 24.9% (в I квартале 2022 года поступило 16662 обращения). Количество обращений, поступивших через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» и с личного кабинета налогоплательщика, по сравнению с аналогичным периодом 2022 года увеличилось на 30.7% (в I квартале 2022 года поступило 13482 обращения).

Анализ тематики обращений граждан в разрезе территориальных налоговых органов Челябинской области в I квартале 2023 года показал, что значимой темой обращений являются вопросы: налогообложения доходов физических лиц – 5239 обращений или 23.6% от общего числа; задолженности по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов – 2542 обращения или 11.5% от общего числа, возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов – 1559 обращений или 7% от общего числа, администрирования имущественных налогов – 1310 обращений или 5.9% от общего числа, оказания услуг в электронной форме, пользование информационными ресурсами – 1263 обращения или 5.7% от общего числа, налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых
режимов – 993 обращения или 4.8% от общего числа.

В отчетном периоде текущего года Межрайонной ИФНС Росси № 22 по Челябинской области с нарушением установленного законодательством срока было рассмотрено два обращения. Нарушения допущены по обращениям, поступившим в налоговый орган через систему обработки обращений налогоплательщиков (СООН).

Все остальные обращения, подлежащие исполнению территориальными налоговыми органами Челябинской области, в указанный период 2023 года поставленные на контроль, рассмотрены и исполнены в установленный законодательством Российской Федерации срок.

УФНС России по Челябинской области на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на улучшение качества работы с обращениями граждан.

Информация об исполнительской дисциплине по рассмотрению обращений граждан в УФНС России по Челябинской области, а также в территориальных налоговых органах, ежемесячно докладывается руководителю УФНС России по Челябинской области.

Структурными подразделениями проводится анализ оценок пользователями «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц» ответов на обращения.