ENG

Справка о работе с обращениями граждан и запросами пользователей информации в УФНС России по Челябинской области в январе 2024 года

Дата публикации: 16.02.2024 13:56

  В УФНС России по Челябинской области (далее – Управление) в январе 2024 года, на рассмотрении находилось 638 обращений граждан и организаций, в том числе 503 обращения физических лиц (78.8% от общего числа обращений, поступивших в Управление в отчетном периоде) и 135 обращений юридических лиц (21.2% от общего числа). Обращения поступили по различным каналам связи, а именно: через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» и с личного кабинета налогоплательщика – 363 обращения (56.9% от общего числа), по каналу системы электронного документооборота – 130 обращений (20.4% от общего числа), в том числе из ЦА ФНС России – 92 обращения; на бумажном носителе – 143 обращения (22.4% от общего числа), с сайта GOSUSLUGI.RU – 2 обращения (0.3% от общего числа).

По сравнению с аналогичным периодом 2023 года общее количество поступивших обращений от физических лиц увеличилось на 45.7% (в январе 2023 года поступило 273 обращения).  

Существенный удельный вес писем, поступивших в Управление в январе 2024 года, составляли вопросы, возникновения задолженности по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, доступа к персонифицированной информации о состоянии расчета с бюджетом – 148 обращений или 23.2% от общего числа. Наибольшее количество обращений по данной тематике касалось вопросов повышения качества налогового администрирования в условиях перехода на уплату налогов и формирование единого сальдо расчетов налогоплательщика по уплате обязательных платежей на его Едином налоговом счете (далее – ЕНС): о списании (не списании) задолженности; об отсутствии информации по ранее уплаченным налогам в бюджетную систему; об учете и распределении налогов и порядке начисления пеней в условиях ЕНС; об отражении информации и операций на ЕНС в Личном кабинете налогоплательщика; о списании в бесспорном порядке денежных средств со счетов налогоплательщиков по уплате сумм налогов по объектам, не принадлежащим на праве собственности.

Значительное количество писем содержало вопросы контроля исполнения и нарушения налогового законодательства юридическими и физическими лицами – 98 обращений (15.4% от общего числа обращений). Заявители в своих обращениях информировали налоговые органы о различных нарушениях, допущенных организациями и индивидуальными предпринимателями в финансово-хозяйственной деятельности, а также о получении доходов физическими лицами без соответствующего декларирования в установленном законом порядке.

По вопросу уклонения от налогообложения поступило – 22 обращения (3.41%). Обращения граждан были связаны с вопросами нарушения по отчислениям НДФЛ по трудовым договорам организаций и договорам гражданско-правового характера физическими лицами; неуплатой НДФЛ от сдачи внаем помещений (иного имущества).

Часть обращений отражали вопросы применения контрольно-кассовой техники – 20 обращений (3.1%). Заявители в большинстве своих обращений указывали на нарушения порядка применения Федерального закона от 22.05.2003
N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Так же оставались актуальными обращения по вопросам надзора в области организации и проведения азартных игр и лотерей – 19 обращений (3% от общего числа).

Немалую часть в текущем периоде составляли обращения по вопросам администрирования имущественных налогов – 83 обращения или 13% от общего числа. По вопросу исчисления и уплаты транспортного, земельного и налога на имущество поступило 39 обращений (6% от общего числа). Одновременно с этим заявители просили актуализировать сведения об объектах налогообложения в информационных ресурсах, а также по получению налоговых уведомлений об уплате налога с учетом налоговых льгот, поступило 44 обращения (7% от общего числа).

В отчетном периоде от налогоплательщиков поступило 73 «уведомления о порядке предоставлении налоговой декларации по налогу имущество организаций на 2024 год»

По вопросам обжалования решений налоговых органов и должностных лиц поступило 63 обращения или 9.9% от общего числа. Большую часть обращений составляли жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, а также обжалование вынесенных решений и иных актов налоговых органов ненормативного характера. Поступали жалобы налогоплательщиков на нарушение сроков возврата налогового вычета, неправомерное приостановление налоговым органом операций по счетам в банке, выставление требований об уплате задолженности по налогам и на неправомерное начисление имущественных налогов

В январе 2024 года по вопросам налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов поступило 41 обращение или 6.4% от общего числа. Налогоплательщиков интересуют вопросы, связанные с предоставлением имущественного или социального налогового вычета, порядком начисления и уплаты НДФЛ при продаже имущества, а также порядком декларирования полученного дохода от различного рода деятельности на территории Российской Федерации.

Часть поступивших обращений в Управление в январе составили обращения от граждан и организаций содержащие вопросы государственной регистрации и учета налогоплательщиков – 31 обращение или 4.9% от общего числа.
Возникали у заявителей вопросы, связанные с оформлением документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств – 17 обращений (2.7%). Обращались с требованием аннулировать присвоенный идентификационный номер налогоплательщика, а также по вопросам поиска ИНН на официальном сайте ФНС России – 14 обращений (2.2%).

Отдельные обращения, поступившие в январе 2024 года, затрагивали вопросы возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, пени, штрафа – 29 обращений (4,5% от общего числа). Налогоплательщики сообщали о нарушении сроков возврата излишне уплаченной суммы налога и просили подтвердить обоснованность отказов в зачете (возврате) сумм налога, а также просили о предоставления отсрочки по уплате налогов.

Кроме того, отдельные обращения, поступившие в Управление в отчетном периоде, поступали по вопросам: несостоятельности (банкротства) – 26 обращений (4.1% от общего числа), налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых режимов – 13 (2% от общего числа).

В разрезе субъектов Российской Федерации, поступали обращения от граждан, проживающих на территории Республики Удмуртия, Ямало-Ненецкого АО, Калининградской, Курганской, Нижегородской Новосибирской, Свердловской и Ульяновской областях, а также г. Москвы и Санкт-Петербурга.

В приемных Управления в установленном порядке осуществлялся личный прием граждан, на который в январе 2024 года обратился один гражданин. Заявителю уполномоченными должностными лицами Управления были даны подробные разъяснения с последующим направлением письменных ответов.

Обращения, подлежащие исполнению структурными подразделениями Управления в период с 01.01.2024 по 31.01.2024, включая поставленные на контроль в более ранние периоды, исполнены без нарушения установленного законодательством срок.

В территориальные налоговые органы в январе 2024 года поступило 7909 обращений граждан и организаций, в том числе 6075 обращений, направленных через интернет – сервис «Личный кабинет налогоплательщика». По сравнению с аналогичным периодом 2024 года общее количество поступивших обращений увеличилось на 19.7% (в январе 2023 года поступило 6350 обращений), количество обращений направленных через интернет – сервис «Личный кабинет налогоплательщика» увеличилось на 30.1% (в январе 2023 года поступило 4248 обращений).

В отчетном периоде текущего года Межрайонными ИФНС № 17, 22, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32 по Челябинской области допущены 58 случаев нарушения срока по перенаправлению обращения на исполнение в другой ИФНС России по субъекту РФ. 55 из них, нарушения допущены по обращениям, поступившим в налоговый орган через систему обработки обращений налогоплательщиков (СООН).

Все остальные обращения, подлежащие исполнению территориальными налоговыми органами Челябинской области в период с 01.01.2024 по 31.01.2024, включая поставленные на контроль в более ранние периоды, исполнены без нарушения установленного законодательством срок.

УФНС России по Челябинской области на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на улучшение качества работы с обращениями граждан.

Информация об исполнительской дисциплине по рассмотрению обращений граждан в УФНС России по Челябинской области, а также в территориальных налоговых органах, ежемесячно докладывается руководителю УФНС России по Челябинской области.

Структурными подразделениями проводится анализ оценок пользователями «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц» ответов на обращения.