ENG

Справка о работе с обращениями граждан и запросами пользователей информации в УФНС России по Челябинской области в 4 квартале 2023 года

Дата публикации: 22.03.2024 14:30

В УФНС России по Челябинской области (далее – Управление) в IV квартале 2023 года на рассмотрении находилось 2116 обращений граждан и организаций, в том числе 1765 обращений физических лиц и 351 обращение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Обращения поступали по различным каналам связи, а именно: через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» и с личного кабинета налогоплательщика – 1328 обращений (62.8% от общего числа), по каналу системы электронного документооборота – 564 обращения (26.7% от общего числа), на бумажном носителе – 222 обращения (10.5% от общего числа) с сайта GOSUSLUGI.RU – 2 обращения (0.01% от общего числа).

По сравнению с аналогичным периодом 2022 года общее количество поступивших обращений увеличилось на 61.9% (в IV квартале 2022 года поступило 673 обращения).

Существенный удельный вес обращений в IV квартале 2023 года составляли вопросы основания возникновения задолженности по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, доступа к персонифицированной информации о состоянии расчета с бюджетом – 403 обращения или 19% от общего числа. Наибольшее количество обращений по данной тематике касалось вопросов повышения качества налогового администрирования в условиях перехода на уплату налогов и формирование единого сальдо расчетов налогоплательщика по уплате обязательных платежей на его Едином налоговом счете (далее – ЕНС): о списании (не списании) задолженности; об отсутствии информации по ранее уплаченным налогам в бюджетную систему; об учете и распределении налогов и порядке начисления пеней в условиях ЕНС; об отражении информации и операций на ЕНС в Личном кабинете налогоплательщика; о списании в бесспорном порядке денежных средств со счетов налогоплательщиков по уплате сумм налогов по объектам, не принадлежащим на праве собственности.

Значительно количество писем затрагивали тему контроля и нарушения налогового законодательства физическими и юридическими лицами – 356 обращений (16.8% от общего числа). Большая часть из них касалась вопросов контроля исполнения налогового законодательства физическими и юридическими лицами, контроля и надзора в налоговой
сфере – 188 обращений (8.9%). В своих обращениях граждане информировали о различных нарушениях, допущенных организациями и индивидуальными предпринимателями при ведении финансово-хозяйственной деятельности, сообщали о сокрытии организациями доходов и завышении расходов для уменьшения уплаты налогов в бюджет Российской Федерации.

По вопросу осуществления надзора в области организации и проведения азартных игр и лотерей поступило 74 обращения (3.5%).

По вопросу нарушения по отчислениям НДФЛ по трудовым договорам организаций и договорам гражданско-правового характера физическими лицами; неуплатой НДФЛ от сдачи в аренду помещений (иного имущества), поступило 49 обращений (2.3%).

По вопросам нарушения порядка применения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями поступило 45 обращений (2.1%).

Актуальны вопросы администрирования имущественных
налогов
– 346 обращений или 16.4% от общего числа. По вопросу исчисления и уплаты имущественных налогов – 174 обращения (8.2%). Заявители в своих обращениях сообщали об отсутствии начислений по налогам в личном кабинете либо о повторных начислениях за прошедшие периоды, высказывали несогласие с выставленной к уплате суммой налога. Обращались по вопросам получения налоговых уведомлений об уплате налога – 82 обращения (3.9%), направляли сведения для предоставления им льгот по уплате
налога – 48 обращений (2.3%). Кроме того, заявители просили актуализировать сведения об объектах налогообложения в едином налоговом уведомлении на уплату имущественных налогов – 42 обращения (2%).

Немалую часть в отчетном периоде составляли обращения по вопросам обжалования решений налоговых органов и должностных
лиц
– 195 обращений или 9.2% от общего числа. Большую часть обращений составляли жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, а также обжалование вынесенных решений и иных актов налоговых органов ненормативного характера. Поступали жалобы налогоплательщиков на неправомерное приостановление налоговым органом операций по счетам в банке, выставление требований об уплате задолженности по налогам и на неправомерное начисление имущественных налогов.

Поступали письма, содержащие вопросы государственной регистрации учета налогоплательщиков – 153 обращения или 7.2% от общего числа. Обращались с требованием аннулировать присвоенный идентификационный номер налогоплательщика, а также просили внести соответствующие изменения в ЕГРН – 92 обращения (4.3%). У заявителей возникали вопросы, с оформлением документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств – 61 обращения (2.9%).

Обращались по вопросам возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, пени, штрафа – 138 обращений или 6.5 % от общего числа. Налогоплательщики сообщали о нарушении сроков возврата излишне уплаченной суммы налога и просили подтвердить обоснованность отказов в зачете (возврате) сумм налога, а также просили о предоставления отсрочки по уплате налогов.

По вопросам налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов – 137 обращений или 6.5% от общего числа. Налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с порядком начисления и уплаты НДФЛ при продаже имущества, предоставлением имущественного и социального налогового вычета, а также порядком декларирования полученного дохода от различного рода деятельности на территории Российской Федерации.

Отдельные обращения, поступившие в отчетном периоде, затрагивали вопросы: несостоятельности (банкротства) – 77 обращений (3.6%), налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых режимов – 50 обращений (2.4%).

Проведена работа по изучению тематики обращений граждан в разрезе субъектов Российской Федерации.

Поступали обращения от граждан, проживающих на территории городов Москвы и Санкт-Петербурга, Белгородской, Вологодской, Калининградской, Кемеровской, Московской, Омской, Пензенской и Свердловской областях, а так же Республики Башкортостан и Краснодарского края.

В отчетном периоде в структурных подразделениях Управления на контроле находилось 2328 обращений (с учетом обращений поступивших в более ранний период). Все обращения граждан, поставленные на контроль, исполнены в установленные законодательством Российской Федерации срок.

Общим отделом Управления в Инспекции Федеральной налоговой службы по Челябинской области в четвертом квартале было направлено для рассмотрения 6 обращений. Обращения, требующие ответа, поставлены на контроль, исполнены в установленные законодательством Российской Федерации срок. В отчетном периоде нарушений исполнительской дисциплины не установлено.

Все обращения граждан, поставленные на контроль, исполнены в установленные законодательством Российской Федерации срок. В отчетном периоде нарушений исполнительской дисциплины не установлено.

В территориальные налоговые органы Челябинской области в IV квартале 2023 года поступило 24812 обращений. Через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» и с личного кабинета налогоплательщика поступило 22359 обращений (90.1% от общего числа). По сравнению с аналогичным периодом 2022 года общее количество обращений увеличилось на 33.5% (в IV квартале 2022 года поступило 16492 обращения). Обращений поступивших через электронный сервис «Обратиться в ФНС России» и с личного кабинета налогоплательщика увеличилось на 39.9% (в IV квартале 2022 года поступило 13447 обращений).

Анализ тематики обращений граждан в разрезе территориальных налоговых органов Челябинской области в IV квартале 2023 года показал, что значимой темой обращений являются вопросы: возникновения задолженности по налогам и сборам – 5552 обращения или 22.4% от общего числа; администрирования имущественных налогов – 4643 обращения или 18.7% от общего числа; налогообложения доходов физических лиц – 2737 обращений или 11% от общего числа; организации работы с налогоплательщиками – 1987 обращений или 8% от общего числа.

В отчетном периоде текущего года Межрайонной ИФНС Росси № 22 по Челябинской области допущен один случай по нарушению срока исполнения по обращению (0,004% от общего числа).

Все остальные обращения, подлежащие исполнению территориальными налоговыми органами Челябинской области, в указанный период 2023 года, поставленные на контроль, рассмотрены и исполнены в установленный законодательством Российской Федерации срок.

УФНС России по Челябинской области на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на улучшение качества работы с обращениями граждан.

Информация об исполнительской дисциплине по рассмотрению обращений граждан в УФНС России по Челябинской области, а также в территориальных налоговых органах, ежемесячно докладывается руководителю УФНС России по Челябинской области.

Структурными подразделениями проводится анализ оценок пользователями «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц» ответов на обращения.