Дата решения: 27.06.2018
Номер решения: СА-3-9/4249@
Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России
Статья нормативно - правового акта: Статья 11 НК РФ, Статья 31 НК РФ, Статья 101 НК РФ
Вид налога: Нет
Нормативно – правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)
Тема спора: Правомерность направления уведомления о месте и времени рассмотрения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговом правонарушении, заказной почтовой корреспонденцией
Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Уведомление о месте и времени рассмотрения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговом правонарушении, не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было направлено заказной почтовой корреспонденцией.
Позиция налогоплательщика: Заявитель считает, что Инспекцией при вынесении решения нарушены существенные условия процедуры рассмотрения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговом правонарушении, поскольку физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, документы на бумажном носителе по почте не направляются, а если налогоплательщик желает получить документы на бумажном носителе, ему необходимо уведомить налоговый орган о такой необходимости. При этом налогоплательщик такое уведомление в Инспекцию не направлял.
Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе: Согласно пункту 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлено, что документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен Кодексом. Лицам, на которых Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.
На основании пункта 5 статьи 31 Кодекса в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом налогоплательщику - физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в статье 31 Кодекса, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101.4 Кодекса при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
Согласно пункту 4 статьи 101.4 Кодекса акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки.
На основании пункта 5 статьи 101.4 Кодекса лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение одного месяца со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
Пунктом 6 статьи 101.4 Кодекса определено, что по истечении срока, указанного в пункте 5 статьи 101.4 Кодекса, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.
В соответствии с пунктом 7 статьи 101.4 Кодекса акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
На основании пункта 8 статьи 101.4 Кодекса по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение в срок, предусмотренный пунктом 6 статьи 101.4 Кодекса: о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение; об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
В соответствии с пунктом 12 статьи 101.4 Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя, установила следующее.
Заявитель, не приводя доводов о несогласии с решением Инспекции от 01.09.2017 о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения по существу, указывает на нарушение Инспекцией процедуры рассмотрения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, и вынесения указанного решения.
07.07.2017 Инспекцией в адрес налогоплательщика, указанному в ЕГРИП, направлены заказной почтовой корреспонденцией акт от 30.06.2017 об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (далее – Акт от 30.06.2017), и уведомление от 30.06.2017 о вызове в Инспекцию на рассмотрение данного акта, назначенном на 01.09.2017. Указанное почтовое отправление согласно информации, размещенной на сайте ФГУП «Почта России», возвращено отправителю, в связи с истечением срока хранения и не получением ее адресатом.
Согласно информации, представленной Управлением, налогоплательщик на рассмотрение акта от 30.06.2017 не явился, возражения на акт от 30.06.2017 не представил.
01.09.2017 состоялось рассмотрение акта от 30.06.2017 в отсутствие налогоплательщика, о чем составлен протокол.
По результатам рассмотрения акта от 30.06.2017 Инспекцией на основании статьи 101.4 Кодекса вынесено решение от 01.09.2017 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, которое 14.09.2017 направлено в адрес налогоплательщика заказной почтовой корреспонденцией. Согласно информации, размещенной на сайте ФГУП «Почта России», указанная почтовая корреспонденция возвращена отправителю в связи с истечением срока хранения и неполучением ее адресатом.
Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что при проверке соблюдения налоговым органом обязанности по извещению лица, в отношении которого была проведена налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля, о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля судам следует учитывать, что статьи 101 и 101.4 Кодекса не содержат оговорок о необходимости извещения названного лица исключительно какими - либо определенными способами, в частности, путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Следовательно, уведомление о месте и времени рассмотрения указанных материалов не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было направлено заказной почтовой корреспонденцией.
При этом в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что налогоплательщик самостоятельно несет риск неблагоприятных последствий, связанных с необеспечением с ним почтовой связи.
Уполномоченный представитель налогоплательщика по доверенности в жалобе не указал объективных причин неполучения налогоплательщиком корреспонденции (акта от 30.06.2017 и уведомления от 30.06.2017), направленной Инспекцией в его адрес, не сообщил об обстоятельствах, которые помешали ему получить указанные документы. При этом Инспекцией предприняты меры согласно нормам Кодекса для надлежащего уведомления налогоплательщика о его праве на участие в рассмотрении акта от 30.06.2017.
Кроме того, в отношении довода Заявителя о направлении Инспекцией в адрес налогоплательщика акта от 30.06.2017 и уведомления от 30.06.2017 о рассмотрении материалов проверки по почте, а не посредством интернет - сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», Федеральная налоговая служба сообщила следующее.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Кодекса личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.2 Кодекса личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 11.2 Кодекса.
Вместе с тем, Приказом Федеральной налоговой службой от 17.03.2017 № СА-7-6/220@ «О вводе в промышленную эксплуатацию модернизированного программного обеспечения интерактивного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» в части унификации способов транспортной составляющей электронного документооборота» определен перечень электронных документов, направляемых налогоплательщиком и налоговым органом посредством интерактивного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Направление акта и уведомления о месте и времени рассмотрения акта посредством личного кабинета налогоплательщика данным перечнем не предусмотрено.
На основании вышеизложенного, Федеральная налоговая служба оставила жалобу Заявителя без удовлетворения.
Перейти к полному тексту решения по жалобе