Дата решения: 14.01.2020
Номер решения: СА-4-9/282@
Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России
Статья нормативно - правового акта: Статья 54.1 НК РФ, Статья 181 НК РФ
Вид налога: Нет
Нормативно – правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)
Тема спора: Исключение налогоплательщиком произведенной углеводородной смеси из подакцизных товаров
Тема налогового спора: исключение налогоплательщиком произведенной углеводородной смеси из подакцизных товаров
Позиция налогового органа, решение которого обжалуются:
Произведенная налогоплательщиком углеводородная смесь соответствует критериям пп.11 п.1 ст. 181 НК РФ, что подтверждено, в том числе экспертным заключением, в связи с чем она квалифицируется как средний дистиллят, который признается подакцизным товаром.
Позиция налогоплательщика:
Производимая в проверяемом периоде углеводородная смесь (компонент судового маловязкого топлива (далее – КСМТ)) не соответствовала критериям среднего дистиллята, указанным в пп. 11 п. 1 ст. 181 НК РФ, по значению показателя температуры перегонки
Правовая позиция вышестоящего налогового органа, принявшего решение по жалобе:
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 182 НК РФ объектом налогообложения признается реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров.
Подпунктом 11 пункта 1 статьи 181 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) установлено, что подакцизными товарами признаются средние дистилляты. В целях главы 22 НК РФ средними дистиллятами признаются смеси углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате первичной и (или) вторичной переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев, за исключением прямогонного бензина, автомобильного бензина, дизельного топлива, бензола, параксилола, ортоксилола, авиационного керосина, конденсата газового стабильного, одновременно соответствующие следующим физико-химическим характеристикам:
- плотность не менее 750 кг/м3 и не более 930 кг/м3 при температуре 20 градусов Цельсия;
- значение показателя температуры, при которой перегоняется по объему не менее 90 процентов смеси (при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), находится в диапазоне не ниже 215 градусов Цельсия и не выше 360 градусов Цельсия.
Из подпункта 1 пункта 2 статьи 187 НК РФ следует, что налоговая база при реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с главой 22 НК РФ) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения).
В силу пункта 1 статьи 54.1 НК РФ не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54.1 НК РФ при отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 НК РФ, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий:
- основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
- обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
Согласно пункту 3 статьи 54.1 НК РФ в целях пунктов 1 и 2 указанной статьи подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным.
Из материалов, представленных УФНС России по субъекту РФ, следует, что в проверяемом периоде Общество, в том числе осуществляло деятельность по производству и реализации следующих нефтепродуктов:
- КСМТ;
- растворитель для промышленных целей (далее – РПЦ);
- стабилизированная углеводородная фракция (далее – СУФ).
В проверяемом периоде налогоплательщиком введены в эксплуатацию установки по очистке, переработке, восстановлению качества и улучшению экологических параметров углеводородного сырья в количестве 2 единиц, предназначенные для переработки газового конденсата, являющегося сырьем для производства КСМТ, РПЦ и СУФ.
Как установлено Инспекцией в ходе выездной налоговой проверки, руководителем Общества утвержден технологический регламент установки по переработке (стабилизации) газового конденсата.
В соответствии с указанным регламентом рабочие температуры испарителей установок по переработке (стабилизации) газового конденсата находятся в диапазоне от 250-350 градусов Цельсия, а предельно-допустимой температурой является 360 градусов Цельсия.
В сертификате соответствия, зарегистрированном в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, указано, что продукция «КСМТ» соответствует требованиям технических условий (далее – ТУ).
ТУ в 2014 году утверждены руководителем Общества в проверяемом периоде без ограничения срока действия и засвидетельствованы штампом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Данные технические условия распространяются на КСМТ, получаемый в результате переработки газового конденсата и нефти.
ТУ определено, что КСМТ изготавливается в соответствии с рецептурой и техническим регламентом. Показатели по температурному режиму: выход фракции до 350 градусов Цельсия, остаток после отделения светлых фракций – до 350 градусов Цельсия.
Федеральным законом от 23.11.2015 № 323-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» внесены, в том числе изменения в статью 181 Кодекса, согласно которым с 01.01.2016 средние дистилляты признаются подакцизными товарами.
18.04.2016 руководителем Заявителя утверждены изменения № 1 к ТУ, согласно которым ранее утвержденный фракционный состав (10 процентов перегоняется при температуре не ниже 110 градусов Цельсия, 90 процентов перегоняется при температуре – не нормируется, определение обязательно) изменен на 10 процентов перегоняется при температуре не ниже 110 градусов Цельсия, 89 процентов перегоняется при температуре не ниже 361 градуса Цельсия, 90 процентов перегоняется при температуре – не нормируется, определение обязательно.
В ходе выездной налоговой проверки Инспекцией установлено, что проверяемым налогоплательщиком был заключен договор с экспертным центром на проведение лабораторных испытаний нефти и нефтепродуктов.
В порядке, предусмотренном статьей 93.1 НК РФ, Инспекцией истребованы у экспертного центра паспорта качества на выпускаемый Обществом КСМТ.
В результате анализа представленных документов Инспекцией установлено, что в 2014-2015 годах КСМТ соответствовал техническим характеристикам, согласно которым он относился к средним дистиллятам. В 2016 году в паспортах качества указана плотность, соответствующая средним дистиллятам, в то время как температура на несколько градусов превышает норму.
В целях подтверждения (опровержения) факта соответствия производимого Обществом КСМТ характеристикам средних дистиллятов, установленных подпунктом 11 пункта 1 статьи 181 НК РФ, Инспекцией в рамках статьи 95 НК РФ осуществлено привлечение экспертов.
По результатам исследования подготовлено заключение, согласно которому эксперты пришли, в том числе к следующим выводам:
- производство средних дистиллятов на принадлежащей Обществу установке возможно, что подтверждается Техническими Условиями и Техническим Регламентом Общества;
- изменения температурного режима на 2-3 градуса Цельсия могут повлечь за собой изменения физико-химических показателей выпускаемой продукции таких как:
- плотность;
- фракционный состав;
- кинематическая вязкость;
- температура застывания;
- зольность;
- коксуемость;
- температура вспышки;
3. из паспортов на теплоноситель следует, что температура самовоспламенения масла-теплоносителя равняется 329 и 335 градусов Цельсия соответственно, при этом утвержденная норма - не менее 325 градусов Цельсия. Следовательно, при повышении температуры более 325-335 градусов Цельсия произойдет термическое разложение теплоносителя и возможно воспламенение. Таким образом, превышение допустимых пределов показателей режима и условий процесса свыше 360 градусов Цельсия невозможно, так как максимально возможный температурный режим и условия процесса не могут превышать температуру 325 градусов Цельсия из-за термического разложения теплоносителя;
4. значения показателей, указанные в паспортах и протоколах испытаний КСМТ, не соответствуют требованиям ТУ по допустимым пределам показателей режима и условий процесса.
Федеральная налоговая служба считает, что обстоятельства, установленные Инспекцией, свидетельствуют об искажении Обществом сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), посредством внесения в 2016 году заведомо недостоверных сведений в отраженные в паспортах качества характеристики КСМТ, поскольку спорная продукция в проверяемый период производилась Обществом из одинакового сырья, на одном и том же оборудовании, имеющем предел температурного режима не выше 360 градусов Цельсия, без официального изменения технических условий и каталожных листов продукции, частично без экспертизы проб и оформления паспортов качества на КСМТ.
Таким образом, ФНС России считает, что в рассматриваемой ситуации Инспекцией доказаны обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 статьи 54.1 Кодекса.
Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба, руководствуясь статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации, оставляет жалобу Общества без удовлетворения.