ENG

Письмо от 31.03.2023 № БС-4-21/3826@

Дата публикации: 31.03.2023

О налогообложении принадлежащих коммерческим организациям земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства (с учетом Определения Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2023 № 305-ЭС22-27530)

Дата документа: 31.03.2023
Вид документа: Письмо
Принявший орган: ФНС России
Номер: БС-4-21/3826@
КНД:
Тип ситуации:

Направляем для учета в работе Определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2023 № 305-ЭС22-27530 (копия прилагается) по спору, касающемуся налогообложения принадлежащих коммерческим организациям земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства.

Обращаем внимание на следующую позицию Верховного Суда Российской Федерации.

Как установлено материалами по делу А41-94065/2021, общество с ограниченной ответственностью (далее – общество) зарегистрировано в качестве юридического лица, основным видом деятельности которого является «43.12 Подготовка строительной площадки», среди дополнительных видов деятельности налогоплательщик может выполнять «Строительство жилых и нежилых зданий», «Работы строительные отделочные», «Работы строительные специализированные прочие».

В 2020 году налогоплательщик владел на праве собственности земельными участками, из которых ряд земельных участков имели вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Один из земельных участков был размежеван на 291 земельный участок, часть вновь образованных участков реализована в пользу физических лиц по договорам купли-продажи.

Производя расчет земельного налога за 2020 год, налоговая инспекция исходила из того, что общество является юридическим лицом, осуществляющим коммерческую деятельность. С точки зрения налоговой инспекции общество не вправе применять пониженную ставку земельного налога (далее также – налог) 0,3 процента, предусмотренную абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) для земельных участков, занятых жилищным фондом или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства и обязано уплачивать земельный налог по ставке 1,5 процента, поскольку осуществляет деятельность, направленную на извлечение прибыли (получение дохода от продажи участков).

Суды первой и апелляционной инстанций, соглашаясь с выводами налоговой инспекции о наличии оснований для перерасчета земельного налога, руководствовались положениями статей 387 - 391, 394 Налогового кодекса и основывались на том, что спорные земельные участки не использовались по назначению (для жилищного строительства), не предназначались для удовлетворения личных (бытовых) нужд граждан, но были предназначены для получения прибыли от их продажи.

Арбитражный суд кассационной инстанции, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты и удовлетворяя требования общества, констатировал, что в Налоговом кодексе не содержится нормы, в силу которой сама по себе принадлежность земельного участка коммерческой организации, приобретенного для индивидуального жилищного строительства, означает его использование в предпринимательской деятельности.

Как отмечено судом округа, определяющим для применения ставки земельного налога 0,3 процента является вид разрешенного использования земельного участка и назначение возводимых на нем объектов. Для ситуаций, когда на земельном участке, предоставленном для жилищного строительства, не возведен объект недвижимости, пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса установлены правовые последствия в виде применения повышающих коэффициентов к названной ставке налога.

Между тем арбитражным судом кассационной инстанции не учтено следующее.

Правила взимания земельного налога установлены Налоговым кодексом, в том числе его главой 31 «Земельный налог», и по общему правилу не связывают величину налога с результатами экономической деятельности лица, использующего землю.

В абзаце третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса указано, что налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, в частности, занятых жилищным фондом или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

Устанавливая пониженную налоговую ставку в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, законодатель исходил из необходимости поощрения возведения жилья путем создания более выгодных финансовых условий ведения строительства.

Как указывалось в связи с этим в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 54, неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении рассматриваемой пониженной ставки земельного налога.

Соответственно, по общему правилу определяющим для применения налоговой ставки земельного налога 0,3 процента является вид разрешенного использования земельного участка для жилищного строительства и соответствующее назначение возводимых на нем объектов. Указанное регулирование связано с земельным участком и с установленным для него видом разрешенного использования, и не связано с тем, кто является собственником (владельцем) земельного участка, продолжительностью владения участком (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2020 № 308-ЭС19-18258, от 15.10.2020 № 309-ЭС20-11143, от 11.04.2022 № 306-ЭС21-25432, от 24.06.2022 № 310-ЭС22-2242).

Однако подпунктом «а» пункта 75 статьи 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ (далее – Закон № 325-ФЗ) из сферы действия абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса исключены земельные участки, приобретенные (предоставленные) для индивидуального жилищного строительства, используемые в предпринимательской деятельности. Данное регулирование применяется с 01.01.2020 (пункт 1 статьи 5 Налогового кодекса, пункт 2 статьи 3 Закона № 325-ФЗ).

Таким образом, начиная с 2020 года в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для возведения объектов индивидуального

жилищного строительства (пункт 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), воля законодателя направлена на предоставление государственной поддержки непосредственно гражданам, которым приобретенные (предоставленные) для индивидуального жилищного строительства земельные участки принадлежат на соответствующем праве, осуществляющим строительство для удовлетворения собственных нужд, связанных с проживанием.

Коммерческие организации исключены из числа субъектов, которые вправе применять пониженную ставку налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, даже в случаях, когда они осуществляют возведение объектов индивидуального жилищного строительства на принадлежащих им участках для реализации в последствии построенных объектов гражданам.

Из приведенной логики законодательного регулирования вытекает, что налогоплательщики – коммерческие организации, тем более не вправе применять пониженную ставку налога в случаях, когда они и вовсе не имеют намерения приступать к индивидуальному жилому строительству, но используют соответствующие земельные участки в своей предпринимательской деятельности как активы, рассчитывая на получение прибыли от их реализации, либо на использование земельных участков в качестве объектов залога (ипотеки) и т.п.

Принимая во внимание изложенное, начиная с 2020 года сам факт принадлежности коммерческой организации земельного участка, приобретенного (предоставленного) для индивидуального жилищного строительства, исключает возможность применения ставки, предусмотренной абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса.

При таких обстоятельствах общество, являющееся коммерческой организацией, не было вправе применять налоговую ставку 0,3 процента при исчислении земельного налога за 2020 год, а произведенный налоговым органом расчет налога по ставке 1,5 процента является правомерным.

Доведите информацию до сотрудников налоговых органов, обеспечивающих администрирование земельного налога, досудебное урегулирование налоговых споров и представительство налоговых органов в судебных инстанциях.

 

 

Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса
С.Л.Бондарчук

Комментарии: