В правовой отдел Инспекции ФНС России № 1 по г. Нальчику поступили вопросы от налогоплательщиков касательно того, кто должен исчислить и уплатить налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с суммы выигрыша: организатор мероприятий, как налоговый агент, или же сам налогоплательщик – получатель выигрыша или приза? И кто обязан предоставить в налоговый орган декларации по форме 2-НДФЛ и 3-НДФЛ?
Что бы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к нормативно-правовым актам, регулирующим отношения, возникающие в области организации и проведения лотерей, азартных игр.
Организаторы азартных игр должны иметь лицензию на осуществление своей деятельности. Об этом говорится в п.п. 31 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ и в постановлении Правительства РФ от 26.12.2011 г. «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах» № 1130.
Сумма выигрышей и призов, полученных при проведении игр, конкурсов, викторин и розыгрышей, которые не связаны с рекламой товаров, работ, услуг, облагается налогом на доходы физических лиц на основании п. 1 ст. 224 Налогового кодека РФ (НК РФ) по ставке 13 процентов. Покупка лотерейного билета и ставка на тотализаторе, казино, игровом клубе основано на риске и ставка налога для таких доходов в случае выигрыша составляет – 13%. В отношении таких выигрышей минимального размера выигрыша, не облагаемого НДФЛ, Налоговым кодексом РФ (НК РФ) не предусмотрено, то есть выигрыш подлежит обложению налогом на доходы физических лиц независимо от его размера.
В отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, применяется ставка НДФЛ в размере 35%. Пункт 28 ст. 217 НК РФ предусматривает освобождения стоимости призов от обложения НДФЛ, если сумма не превышает 4000 рублей в случае выигрыша и приза, получаемые в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг).
А вот стимулирующая лотерея не относится к играм, основанным на риске. Следовательно, правила ст. 228 НК РФ о самостоятельной уплате НДФЛ физическим лицом на такие ситуации не распространяются. То есть организация, проводящая стимулирующую лотерею, является налоговым агентом и должна удержать НДФЛ со стоимости выигрыша по ниже приведенным основаниям.
Стимулирующая лотерея – это такая лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы, и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи. Исходя из приведенного определения, можно выделить следующие признаки, при наличии которых проводимое мероприятие должно признаваться стимулирующей лотереей:
а) игра с розыгрышем призового фонда (процедурой, основанной на принципе случайного определения выигрышей, с помощью которой определяются выигравшие участники и полагающиеся им выигрыши;
б) участие в данной игре не связано с внесением платы, однако может быть обусловлено совершением ее участником определенных действий, предусмотренных условиями лотереи, например, покупкой каких-либо товаров, заказом работ или услуг;
в) разыгрываемый призовой фонд формируется полностью за счет средств организатора лотереи, а не ее участников.
На практике в форме стимулирующей лотереи проводится большое количество рекламных акций с розыгрышем и выдачей призов. Если акция соответствует указанным критериям, она признается стимулирующей лотереей. В отношении стимулирующих лотерей получать специальное разрешение на их проведение не требуется. Вместе с тем, организатор лотереи должен направить уведомление о проведении стимулирующей лотереи, а также прилагаемые к нему документы в соответствующий уполномоченный орган не менее чем за 20 дней до даты проведения лотереи (ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О лотереях»).
За нарушения при проведении стимулирующей лотереи ее организатора могут привлечь к административной ответственности. Положения п. 1 ст. 24 ФЗ «О лотереях» устанавливают уголовную и административную ответственность для организатора за нарушение правил проведения стимулирующей игры. На практике чаще всего применяется ст. 14.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) в случаях:
а) проведения лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления уведомления;
б) отказа в выплате, передаче или предоставлении выигрыша, а также нарушения порядка или сроков выплаты, передачи или предоставления выигрыша, предусмотренных условиями лотереи.
Таким образом, в целях правильного определения ставки налога на доходы физических лиц по выигрышам и призам важно определить:
1) разрешительный или уведомительный характер имеет мероприятие;
2) цели проведения лотереи организаторами связаны ли с рекламой, основано ли на риске или нет.
Из подпункта 5 пункта 1 статьи 228 НК РФ следует, что физические лица, получающие выигрыши (выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) и которая в установленном порядке зарегистрирована в качестве организатора азартных игр) самостоятельно исчисляют и уплачивают налог на доходы физических лиц исходя из сумм таких выигрышей. При других обстоятельствах организатор мероприятий исполняет обязанности налогового агента в отношении физического лица, получившего доход в виде выигрыша.
Согласно п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты обязаны представлять в инспекцию по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период, а также о суммах начисленного, удержанного и перечисленного в бюджет НДФЛ. Сведения представляют ежегодно по форме 2-НДФЛ. Срок сдачи сведений о выплаченных физическим лицам доходах – не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Декларацию по форме 3-НДФЛ обязаны представить в налоговую инспекцию по месту своего учета, то есть по месту жительства налогоплательщики получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других мероприятий основанных на риске игр, – исходя из сумм таких выигрышей.
Таким образом, на физических лиц, получивших доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, нормами ст. ст. 228 и 229 НК РФ возложена обязанность самостоятельно исчислить и уплатить налог в бюджет, а также представить декларацию формы 3-НДФЛ в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Валериан ХОЧУЕВ, начальник юридического отдела Инспекции ФНС России № 1 по г. Нальчику, доктор экономических наук.