ENG

Выемка документов и предметов при осуществлении камеральной налоговой проверки

Дата публикации: 17.09.2013 10:46 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Инспекция ФНС России №1 по г. Нальчику в ходе контрольных мероприятий использует право выемки документов и предметов на основании мотивированного постановления должностного лица, которое проводит выездную проверку. Это дает основания полагать, что выемка невозможна в ходе камеральной проверки. Однако, в Письме от 07.06.2006 №03-02-07/1-141 Минфин России указывал, что провести выемку при камеральной проверке можно. Вместе с тем, финансовое ведомство в Письме от 24.11.2008 №03-02-07/1-471 указывает на то, что выемка документов производится в ходе выездной налоговой проверки.

Судебная практика также противоречива. Так, часть судов исходит из недопустимости выемки документов в ходе камеральной проверки. Однако, есть судебные решения, из которых можно сделать и обратный вывод.

Анализ налогового законодательства и судебной практики позволяет сделать вывод о том, что при осуществлении камеральной налоговой проверки в отдельных случаях возможна выемка документов и предметов. Выемка производится налоговыми органами для того, чтобы выявить и подтвердить достаточными доказательствами нарушения налогового законодательства.. Осуществить ее можно в следующих случаях:

1. Если налогоплательщик отказывается представить запрошенные ревизором в порядке ст. 93 НК РФ документы или не представляет их в установленный срок. Право налоговиков осуществить выемку при таких обстоятельствах предусмотрено п. 4 ст. 93 НК РФ. Осуществлять выемку находящихся в жилом помещении документов и предметов при налоговой проверке физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, налоговые органы не могут - данный вывод вытекает из Письма ФНС России от 23.05.2013 №АС-4-2/9355. При этом произвести выемку документов на основании не представления документов налоговый орган может только после истечения срока на их представление по требованию налогового органа. В рамках такой выемки проверяющий вправе изъять только те документы, которые указаны в требовании о представлении документов. Нарушение любого из этих условий дает основание признать выемку незаконной.

2. Если есть достаточные основания полагать, что документы, которые свидетельствуют о нарушениях налогоплательщиком налогового законодательства, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, а они необходимы для проведения проверки. Право налоговых органов на выемку в этих случаях установлено пп. 3 п. 1 ст. 31, п. 8 ст. 94 НК РФ. Чтобы осуществить выемку по данному основанию, ревизор не обязан направлять налогоплательщику требование о представлении документов. Если до вынесения постановления о производстве выемки требование все же было направлено, то налоговики не должны дожидаться истечения установленного в нем срока представления документов.

В. А. Хочуев, начальник правового отдела Инспекции ФНС России №1 по г. Нальчику