Дата решения: 23.11.2017
Номер решения: СА-4-9/23720@
Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России
Статья нормативно - правового акта: -
Вид налога: Нет
Нормативно – правовой акт: Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)
Тема спора: Правомерность отказа в удалении из ЕГРЮЛ записей о прекращении деятельности юридических лиц как ошибочно внесенных
Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Регистрирующим органом 08.09.2017 принято решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности областной общественной организации, хуторского казачьего общества и станичного казачьего общества в связи с непредставлением документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в течение двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия Управлением решения о предстоящем исключении данных юридических лиц из ЕГРЮЛ.
Позиция налогоплательщика: Заявители отмечают, что уведомлений, писем и иных извещений о предстоящем исключении областной общественной организации, хуторского казачьего общества и станичного казачьего общества из ЕГРЮЛ Заявителями получено не было. При этом отчеты в отношении данных юридических лиц своевременно направлялись в Межрайонную инспекцию и в Управление Министерства юстиции Российской Федерации. Кроме того, данные юридические лица фактически осуществляют свою деятельность.
Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:
В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее – недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом № 129-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (далее – решение о предстоящем исключении).
Пунктом 3 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (далее – заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
При этом ФНС России отмечает, что иного способа уведомления лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Согласно материалам, представленным Управлением (далее – Регистрирующий орган), Инспекцией 26.04.2017 в отношении областной общественной организации, хуторского казачьего общества и станичного казачьего общества сформированы и представлены в Регистрирующий орган справки:
- об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов, в соответствии с которыми отсутствуют сведения об открытых банковских счетах у данных юридических лиц;
- о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в соответствии с которыми последней датой представления документов отчетности является 24.03.2016.
С учетом вышеизложенных сведений Регистрирующим органом 05.05.2017 приняты решения о предстоящем исключении областной общественной организации, хуторского казачьего общества и станичного казачьего общества как недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ (далее – Решения), на основании которых в ЕГРЮЛ 05.05.2017 внесены соответствующие записи.
Сообщения о принятых Регистрирующим органом Решениях опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации», а также размещены в сети «Интернет».
Заявлений от вышеуказанных организаций и иных заинтересованных лиц в срок, предусмотренный пунктом 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, в Регистрирующий орган не поступило, в связи с чем 08.09.2017 Управлением в ЕГРЮЛ внесены записи об исключении областной общественной организации, хуторского казачьего общества и станичного казачьего общества, фактически прекративших свою деятельность, из реестра по решениям Регистрирующего органа.
Федеральная налоговая служба считает, что в рассматриваемой ситуации отсутствуют основания для восстановления областной общественной организации и хуторского казачьего общества в ЕГРЮЛ как действующего юридического лица в связи с нижеследующим.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.12.2011 № 26-П, упрощенный (внесудебный) порядок исключения юридических лиц из ЕГРЮЛ, установленный Законом № 129-ФЗ, рассчитан на применение в отношении тех участников гражданского оборота, деятельность которых большей частью локализована в области имущественных взаимоотношений и для которых проведение (или не проведение) операций по банковским счетам может служить определяющим признаком для решения вопроса, является ли организация действующей.
При этом следует учитывать, что критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности.
Пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовой форме, в том числе общественных организаций, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 6.2 Федерального закона от 12.01.1996
№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
ФНС России отмечает, что в отношении областной общественной организации и хуторского казачьего общества документов, подтверждающих осуществление данными юридическими лицами деятельности в течение двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия Регистрирующим органом Решений, Заявителями не представлено.
Указанные Заявителями в жалобе обстоятельства и приложенные к ней фотодокументы относятся к деятельности станичного казачьего общества и, как следствие, не могут опровергать правомерность исключения областной общественной организации и хуторского казачьего общества из ЕГРЮЛ.
Вместе с тем, в отношении станичного казачьего общества Федеральная налоговая служба сообщает следующее.
Согласно информации, содержащейся в сети «Интернет», станичное казачье общество является первичным обществом, в отношении которой в сети «Интернет» в свободном доступе имеются сведения о деятельности данного юридического лица, в частности, опубликованы следующие сообщения:
- о том, что казаки приняли участие в торжественном митинге, посвящённом 72-й годовщине победы в Великой Отечественной войне;
- о проведении в муниципальном районе акции «Лес Победы», в которой приняли участие казаки;
- о несении службы по охране общественного правопорядка в муниципальном районе Казачьей дружиной из числа станичного казачьего общества;
- о проведении тренировки по рубке шашкой и фланкировке казаками на конноспортивной базе и т.д.
Федеральная налоговая служба считает, что информация, содержащаяся в сети «Интернет», может свидетельствовать о фактическом осуществлении станичным казачьим обществом деятельности в течение двенадцати месяцев, предшествующих принятию Регистрирующим органом Решения.
Таким образом, учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, а также направленность деятельности станичного казачьего общества на достижение целей в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ФНС России считает, что с учетом установленных обстоятельств отсутствие у станичного казачьего общества открытого банковского счета, а также непредставление налоговой и бухгалтерской отчетности в течение двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия Регистрирующим органом Решения, не может с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о прекращении станичным казачьим обществом своей деятельности и быть признано достаточным для ее прекращения.
При таких обстоятельствах Федеральная налоговая служба оставила жалобу Заявителей на исключение областной общественной организации и хуторского казачьего общества из ЕГРЮЛ как недействующих юридических лиц без удовлетворения, а в части обжалования исключения станичного казачьего общества из ЕГРЮЛ – отменила решение Управления Федеральной налоговой службы от 05.05.2017 о предстоящем исключении станичного казачьего общества как недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ и записи о принятии указанного решения, от 08.09.2017 о внесении в ЕГРЮЛ сведений об исключении станичного казачьего общества, фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению Регистрирующего органа признает недействительными.
Перейти
к полному тексту решения по жалобе