Об отнесении отдельных видов имущества по коду ОКОФ (ограждения, заборы, ворота) к объектам налогообложения по налогу на имущество организаций
Федеральная налоговая служба по представлению Минфина России от 07.04.2022 № 03-05-05-01/29309 (вх. № 012343/ЗГ от 07.04.2022) рассмотрела обращение ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» от 25.03.2022 № УЦ-35/1962 по вопросу об отнесении отдельных видов имущества по коду ОКОФ (ограждение, забор, ворота) к объектам налогообложения по налогу на имущество организаций (далее - налог) и сообщает.
К полномочиям ФНС России, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», не относится официальное (общеобязательное для всех участников налоговых правоотношений) разъяснение норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), касающихся определения объекта налогообложения налогом.
Кроме того, ФНС России не вправе давать разъяснения об отнесении к объектам недвижимого имущества и объектам налогообложения налогом вещей, исчерпывающее определение характеристик которых не содержится в законодательных актах Российской Федерации, включая «ограждение», «забор», «ворота» (за исключением установленных Налоговым кодексом случаев, в т.ч. связанных с оценкой доказательств при рассмотрении результатов налоговой проверки, жалоб на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц).
Вместе с тем, по рассматриваемому вопросу полагаем возможным рекомендовать следующее.
Пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса определяет объект налогообложения налогом как недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств, либо принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.
Согласно частям 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения права определенного лица на недвижимое имущество. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право может быть оспорено только в судебном порядке.
Учитывая изложенное, по мнению ФНС России, наличие зарегистрированного в ЕГРН права на объект недвижимого имущества с определенностью свидетельствует для участников налоговых правоотношений об отнесении такого объекта к недвижимому имуществу в силу того, что такая государственная регистрация определяется как юридический акт признания и подтверждения указанного права.
Для случаев, когда право на имущество не зарегистрировано в ЕГРН, по рассматриваемому вопросу до налоговых органов доводились следующие письма ФНС России:
Перечисленные разъяснения опубликованы на официальном сайте ФНС России, являются общедоступными и сохраняют своё действие для налоговых органов.
Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса
С.Л.Бондарчук