ENG

О работе с обращениями граждан в Управлении Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл за 1 квартал 2025 года

Дата публикации: 04.04.2025 15:20

В Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл (далее - Управление) в 1 квартале 2025 года поступило на рассмотрение 3831 обращение граждан.

Основную часть заявлений граждан в отчетном периоде составляют обращения по налогообложению доходов физических лиц и администрирования страховых взносов – 1062 обращения (27,7% от общего количества обращений). Налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с порядком налогообложения доходов от продажи имущества. Кроме того, заявители просили разъяснить порядок предоставления социальных налоговых вычетов по НДФЛ по расходам, связанным с лечением, обучением, страхованием, негосударственным пенсионным обеспечением и получением физкультурно-оздоровительных услуг с 01.01.2024 и порядок заполнения расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом. Отдельные обращения касались темы администрирования страховых взносов. Заявители просили дать разъяснения по вопросам, связанным с начислением и уплатой страховых взносов в виде фиксированного платежа.

Актуальными остаются обращения по вопросам возникновения задолженности по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов – 502 обращения (13% от общего числа). Наибольшее количество обращений по данной тематике касалось вопросов повышения качества налогового администрирования в условиях перехода на уплату налогов и формирование единого сальдо расчетов налогоплательщика по уплате обязательных платежей на его Едином налоговом счете (далее – ЕНС):

  • о списании (несписании) задолженности в соответствии со ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ);
  • об актуализации сальдо ЕНС в соответствии с положениями ст. 11.3 НК РФ в части исключения из совокупной обязанности налогоплательщика задолженности с истекшим сроком взыскания;
  • об учете и распределении налогов и порядке начисления пеней в условиях ЕНС;
  • об отражении информации и операций на ЕНС в Личном кабинете налогоплательщика;
  • о списании в бесспорном порядке денежных средств со счетов налогоплательщиков по уплате сумм налогов по объектам, не принадлежащим на праве собственности.

Значительное количество обращений содержат вопросы оказания услуг в электронной форме и пользования информационными ресурсами - 355 обращений (9,2% от общего числа). Налогоплательщиков интересовали вопросы о возможностях и работе электронных сервисов ФНС России, о необходимости обновления информации в личном кабинете, о получении электронной подписи.

В отчетном периоде продолжали поступать обращения, содержащие вопросы налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых режимов – 323 обращения (8% от общего количества обращений). В своих обращениях заявители интересовались следующими вопросами:

  • исчисления налога на прибыль, порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций;
  • порядка применения налога на профессиональный доход;
  • порядка определения дохода для исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения;
  • возможности применения «налоговых каникул» зарегистрированным индивидуальным предпринимателям;
  • смены индивидуальным предпринимателем системы налогообложения.

Немалую часть составляют обращения по вопросам администрирования имущественных налогов физических лиц в отношении начисления по объектам, снятым с учета и не принадлежащим на праве собственности, несоответствия характеристик и реквизитов объектов собственности, отсутствия начислений по имеющимся объектам, отсутствия сведений о льготах  - 253 обращения (6,6% от общего числа). Заявители просили разобраться с выставленной к уплате суммой налога, обращались с уточнением сведений об объектах налогообложения в едином налоговом уведомлении на уплату имущественных налогов, просили пересчитать сумму налога к уплате в связи с прекращением права собственности на объект налогообложения, направляли сведения для предоставления льгот по уплате налога.

Также поступали обращения по вопросам регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей - 131 обращение (3,4 % от общего числа). В указанных обращениях наиболее часто встречались вопросы:

  • предоставления сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, предоставления сведений и документов из ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
  • ведения Государственного адресного реестра и Федеральной информационной адресной системы;
  • государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • отсутствия сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Часть обращений, поступивших в Управление, касались темы контроля и нарушения налогового законодательства юридическими и физическими лицами – 128 обращений (3,3% от общего числа обращений). Заявители информировали налоговые органы о различных нарушениях, допущенных организациями и индивидуальными предпринимателями в финансово-хозяйственной деятельности, а также о получении доходов физическими лицами без соответствующего декларирования в установленном законом порядке. Поступали обращения по вопросам осуществления возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов – 106 обращений (2,8 % от общего числа).

Кроме того, в отчетном периоде продолжали поступать заявления граждан, содержащие вопросы учета налогоплательщиков – 59 обращений (1,5% от общего числа), регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями – 44 обращения (1,2 % от общего числа), организации работы с налогоплательщиками – 36 обращений (1% от общего числа), обжалования решений государственных органов и должностных лиц‚ споров с физическими и юридическими лицами по обжалованию актов ненормативного характера и действий (бездействия) должностных лиц - 8 обращений (0,2% от общего числа), надзора в области организации и проведении азартных игр и лотерей – 7 обращений (0,2 % от общего числа), уклонения от налогообложения - 2 обращения (0,1 % от общего числа) и иным вопросам.

В 1 квартале 2025 года на контроль поставлено 3831 обращение граждан.

Обращений, рассмотренных с нарушением срока исполнения, в отчетном периоде не имеется.

В приемной Управления в установленном порядке осуществляется личный прием граждан. В 1 квартале 2025 года на личный прием обратились 9 граждан, которым уполномоченными должностными лицами были даны подробные разъяснения.