Дата публикации: 02.09.2025 17:11
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.
В Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл (далее - Управление) в августе 2025 года поступило на рассмотрение 1088 обращений граждан.
Основную часть заявлений граждан в отчетном периоде составляют обращения по налогообложению доходов физических лиц и администрирования страховых взносов – 222 обращения (20,4% от общего количества обращений). Налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с порядком налогообложения доходов от продажи имущества. Кроме того, заявители просили разъяснить порядок предоставления социальных налоговых вычетов по НДФЛ по расходам, связанным с лечением, обучением, страхованием, негосударственным пенсионным обеспечением и получением физкультурно-оздоровительных услуг с 01.01.2024 и порядок заполнения расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом. Отдельные обращения касались темы администрирования страховых взносов. Заявители просили дать разъяснения по вопросам, связанным с начислением и уплатой страховых взносов в виде фиксированного платежа.
Значительное количество обращений содержат вопросы возникновения задолженности по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов – 134 обращения (12,3% от общего числа). Наибольшее количество обращений по данной тематике касалось вопросов повышения качества налогового администрирования в условиях перехода на уплату налогов и формирование единого сальдо расчетов налогоплательщика по уплате обязательных платежей на его Едином налоговом счете (далее – ЕНС):
- о списании (несписании) задолженности в соответствии со ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ);
- об актуализации сальдо ЕНС в соответствии с положениями ст. 11.3 НК РФ в части исключения из совокупной обязанности налогоплательщика задолженности с истекшим сроком взыскания;
- об учете и распределении налогов и порядке начисления пеней в условиях ЕНС;
- об отражении информации и операций на ЕНС в Личном кабинете налогоплательщика;
- о списании в бесспорном порядке денежных средств со счетов налогоплательщиков по уплате сумм налогов по объектам, не принадлежащим на праве собственности.
Немалую часть составляют обращения по вопросам учета налогоплательщиков – 123 обращения (11,3% от общего числа). Налогоплательщики просили внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр налогоплательщиков, а также просили аннулировать присвоенный идентификационный номер налогоплательщика.
Часть обращений, поступивших в Управление, касались темы налогообложения малого бизнеса, специальных налоговых режимов – 87 обращений (8% от общего количества обращений). В своих обращениях заявители интересовались следующими вопросами:
- исчисления налога на прибыль, порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций;
- порядка применения налога на профессиональный доход;
- порядка определения дохода для исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения;
- возможности применения «налоговых каникул» зарегистрированным индивидуальным предпринимателям;
- смены индивидуальным предпринимателем системы налогообложения.
В отчетном периоде продолжали поступать обращения, содержащие вопросы контроля и нарушения налогового законодательства юридическими и физическими лицами – 69 обращений (6,3% от общего числа обращений). Заявители информировали налоговые органы о различных нарушениях, допущенных организациями и индивидуальными предпринимателями в финансово-хозяйственной деятельности, а также о получении доходов физическими лицами без соответствующего декларирования в установленном законом порядке.
Актуальными остаются обращения по вопросам администрирования имущественных налогов физических лиц в отношении начисления по объектам, снятым с учета и не принадлежащим на праве собственности, несоответствия характеристик и реквизитов объектов собственности, отсутствия начислений по имеющимся объектам, отсутствия сведений о льготах - 51 обращение (4,7% от общего числа). Заявители просили разобраться с выставленной к уплате суммой налога, обращались с уточнением сведений об объектах налогообложения в едином налоговом уведомлении на уплату имущественных налогов, просили пересчитать сумму налога к уплате в связи с прекращением права собственности на объект налогообложения, направляли сведения для предоставления льгот по уплате налога.
Также заявителей интересовали вопросы осуществления возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, пени, штрафа – 24 обращения (2,2 % от общего числа). Налогоплательщики интересовались сроками проведения возвратов излишне уплаченной суммы налога, просили подтвердить обоснованность отказов в зачете (возврате) сумм налога, направляли информацию об уточнении реквизитов для перечисления суммы.
Также поступали обращения по вопросам оказания услуг в электронной форме и пользования информационными ресурсами - 22 обращения (2% от общего числа). Налогоплательщиков интересовали вопросы о возможностях и работе электронных сервисов ФНС России, о необходимости обновления информации в личном кабинете, о получении электронной подписи.
Кроме того, в отчетном периоде продолжали поступать заявления граждан, содержащие вопросы регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей - 15 обращений (1,4 % от общего числа), регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями – 11 обращений (1 % от общего числа), организации работы с налогоплательщиками – 9 обращений (0,8% от общего числа) уклонения от налогообложения – 5 обращений (0,5 % от общего числа), обжалования решений государственных органов и должностных лиц‚ споров с физическими и юридическими лицами по обжалованию актов ненормативного характера и действий (бездействия) должностных лиц - 2 обращения (0,2% от общего числа), надзора в области организации и проведении азартных игр и лотерей – 1 обращения (0,1 % от общего числа) и иным вопросам.
В августе 2025 года на контроль поставлено 1088 обращений граждан.
Обращений, рассмотренных с нарушением срока исполнения, в отчетном периоде не имеется.
В приемной Управления в установленном порядке осуществляется личный прием граждан. В августе 2025 года на личный прием обратился 1 гражданин, которому уполномоченными должностными лицами были даны подробные разъяснения.