Федеральная налоговая служба с учетом разъяснений положений статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации, изложенных в письме Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138, направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 27.09.2007
№ 03-02-07/2-162/2, не являющееся нормативным правовым актом и содержащее позицию Минфина России по вопросу налогообложения доходов, полученных бюджетными учреждениями от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного им в оперативное управление, а также по вопросу обращения взыскания налога с бюджетных счетов в банках.
М.П.Мокрецов
Приложение:
Письмо Минфина России от 27.09.2007 № 03-02-07/2-162/2
Министерство финансов Российской Федерации направляет для руководства и использования в работе копию письма от 25 сентября 2007 г. N 03-02-07/2-162/1 (не приводится), подготовленного в связи с неоднократными обращениями Всероссийского института научной и технической информации Российской академии наук (ВИНИТИ РАН) с просьбой отложить обеспечительные меры, применяемые ИФНС России N 43 по г. Москве в отношении ВИНИТИ РАН, а также взыскание налога на прибыль организаций, начисленного за 2004 - 2005 годы по доходу, полученному от сдачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, до рассмотрения дела по существу и решения данного вопроса в установленном порядке, а также до разработки во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 8 июня 2007 г. N АЖ-П13-2770 механизма, обеспечивающего реализацию положений бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства о налогах и сборах в части налогообложения доходов, получаемых бюджетными учреждениями от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного им в оперативное управление.
Вместе с тем полагаем необходимым обратить внимание на следующее.
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ внесены принципиальные изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении обеспечения исполнения организациями, которым открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов), обязанности по уплате налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов и взыскания с этих организаций указанных платежей. Такие меры в отношении организаций, которым открыты лицевые счета, могут применяться только в судебном порядке.
Указанным Федеральным законом были исключены из статьи 46 Кодекса положения о недопустимости обращения взыскания налога с бюджетных счетов в банках (пункт 5 статьи 46 Кодекса в редакции до вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ).
Одновременно в статью 45 (пункты 2 и 8) Кодекса внесены изменения, направленные на определение перечня оснований, при наличии которых взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов производится в судебном порядке. Такой порядок взыскания указанных платежей является исключением из общих правил взыскания этих платежей, установленных статьями 46 - 48 Кодекса.
Поскольку в отношении организаций, которым открыты лицевые счета в силу пункта 2 статьи 45 Кодекса, взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов может производиться только в судебном порядке, руководители (заместители руководителей) налоговых органов не вправе принимать решения о взыскании этих платежей с таких организаций в порядке, установленном статьями 46 и 47 Кодекса.
В случае неуплаты или неполной уплаты налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов указанными организациями налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения (подпункт 14 пункта 1 статьи 31 Кодекса).
В соответствии с пунктом 3 статьи 105 Кодекса взыскание налоговых санкций с организаций, которым открыты лицевые счета, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании вступивших в законную силу решений судов.
Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, осуществляется в соответствии со статьями 242.1 и 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данному арбитражным судам в связи с возникшими в судебной практике вопросами, касающимися рассмотрения арбитражными судами дел о взыскании сумм обязательных платежей и санкций с бюджетных учреждений, а также дел о привлечении данных организаций к административной ответственности (пункт 1 Постановления от 17 мая 2007 г. N 31), в судебном порядке осуществляется взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Кодекса внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 Кодекса.
Кроме того, сообщается, что в Министерстве в настоящее время разрабатывается механизм, обеспечивающий реализацию положений бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства о налогах и сборах в части налогообложения доходов, получаемых бюджетными учреждениями от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного им в оперативное управление. Впредь до разработки такого механизма затруднено исполнение бюджетными учреждениями самостоятельно своей обязанности по уплате налога на прибыль организаций по указанным доходам.
Налоговые органы, действуя в пределах своей компетенции, должны исполнять обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами (пункт 3 статьи 30, пункты 1 и 2 статьи 32 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с Кодексом и иными федеральными законами, а также реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов (пункты 1 и 2 статьи 33 Кодекса).
Просьба обеспечить доведение позиции Министерства по вышеуказанным вопросам до сведения территориальных налоговых органов, а также принять меры, направленные на обеспечение соблюдения должностными лицами налоговых органов норм Налогового кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов.
С.Д.ШАТАЛОВ