ENG

О результатах работы по рассмотрению жалоб налогоплательщиков по итогам 2014 года

Дата публикации: 29.01.2015 12:24 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

По итогам 2014 года Управлением Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике рассмотрено 474 жалобы на решения налоговых инспекций Удмуртской Республики, действия (бездействие) их должностных лиц, из которых удовлетворено полностью или в части 147 жалоб. Таким образом, доля удовлетворенных жалоб в общем количестве рассмотренных жалоб составила 31%. По итогам 2013 года аналогичный показатель составляет 26,2%.

Из 350 рассмотренных жалоб 281 жалоба или 59,3% подана юридическими лицами, 108 жалоб или 22,8% – индивидуальными предпринимателями, 85 жалоб или 17,9% – физическими лицами.

Оспариваемая сумма по жалобам, рассмотренным по итогам 2014 года, составила 1 860 093 тыс.руб., сумма удовлетворенных требований налогоплательщиков – 132 856 тыс.руб. Соотношение суммы удовлетворенных требований к оспариваемой сумме – 7,1%. Аналогичный показатель по итогам 2013 года – 3,4%.

Структура рассмотренных жалоб в разрезе видов налоговых споров следующая:

  • 161 рассмотренная жалоба (33,9% от общего количества рассмотренных жалоб) подана на решения по результатам камеральных налоговых проверок;
  • 171 жалоба или 36% – на решения по результатам выездных налоговых проверок;
  • 56 жалоб или 11,8% – на решения, вынесенные в порядке статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, о привлечении к ответственности по результатам иных мероприятий налогового контроля;
  • 33 жалобы или 7% – на действия налоговых органов по взысканию и урегулированию задолженности, требования налогового органа об уплате задолженности, возврат и зачет излишне уплаченных сумм, начисление пеней, справки о состоянии задолженности;
  • 18 жалоб или 3,8% – на действия налоговых органов при проведении налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля: направление в банки запросов о наличии средств на счетах налогоплательщика, решения о проведении выездной налоговой проверки, письма о представлении пояснений по деятельности, затягивание проведения налоговой проверки, проведение мероприятий налогового контроля за рамками налоговой проверки, нарушения при проведении допросов и экспертиз;
  • 11 жалоб или 2,3% – на действия налоговых органов по приостановлению операций по счетам налогоплательщика в банке в порядке статей 76, 101 Налогового кодекса Российской Федерации;
  • 14 жалоб или 3% – на действия (бездействие) налоговых органов по начислению имущественных налогов физическим лицам и направление налоговых уведомлений на уплату налогов;
  • 10 жалоб на иные акты, действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов: ненадлежащее рассмотрение обращений налогоплательщиков, отказ в применении патентной системы налогообложения, ненадлежащее исполнение налоговым органом решения суда, несвоевременное предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и другие.
Анализ результатов работы по рассмотрению жалоб налогоплательщиков по итогам 2014 года показывает целый ряд благоприятных тенденций.

1. Снижение количества поступающих и рассмотренных жалоб

По итогам 2014 года в Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике поступило 572 жалобы (за 2013 год – 594 жалобы) и рассмотрено 474 жалобы (за 2013 год – 542 жалобы).

По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года количество поступивших жалоб уменьшилось на 22 единицы или на 4%, количество рассмотренных жалоб уменьшилось на 68 единиц или на 12,5%.

На нижеприведенной диаграмме видно, что количество жалоб, рассмотренных по итогам 2014 года, меньше уровня предыдущих четырех лет.

Снижение количества жалоб объясняется целенаправленной работой налоговых органов Удмуртской Республике по уменьшению количества налоговых споров, повышению качества работы налоговых органов, созданию доверительных отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, принятию мер в связи с нарушениями, выявленными в ходе рассмотрения жалоб.

2. Более оперативное урегулирование споров с налогоплательщиками

Налоговые органы Удмуртской Республики стремятся урегулировать споры с налогоплательщиками как можно более оперативно. Зачастую налогоплательщики отзывают ранее поданные жалобы в связи с устранением возникших споров и разногласий в ходе рассмотрения жалобы.

Так, по итогам 2014 года налогоплательщиками отозвано 49 жалоб, что на 13 единиц или в 1,4 раза больше, чем 2013 год.

3. Рост показателя эффективности «соотношение жалоб к искам» Одним из критериев оценки эффективности работы налоговых органов по досудебному урегулированию споров служит показатель «Соотношение количества жалоб по налоговым спорам, рассмотренных в досудебном порядке и количества предъявленных к налоговым органам и рассмотренных заявлений судами».

Данный показатель характеризует смещение нагрузки по рассмотрению налоговых споров с судов на вышестоящие налоговые органы.
В текущем году налоговые органы Удмуртской Республики добились роста значения показателя с 245,4% за 2013 год до 364,6% по итогам 2014 года.

На вышеприведенной диаграмме видно, что показатель эффективности работы по досудебному урегулированию споров растет из года в год, при этом за последние три года рост показателя эффективности обеспечивается снижением количества  налоговых споров, рассматриваемых в судах.

Таким образом, нагрузка по разрешению налоговых споров смещается с судебных органов на подразделения налоговых органов, ответственные за работу по досудебному урегулированию налоговых споров.