ENG

Управление разъясняет порядок принятия налоговыми органами обеспечительных мер

Дата публикации: 29.11.2016 13:52 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Одной из мер способствующих реальному исполнению решений налоговых органов по результатам налоговых проверок являются обеспечительные меры, предусмотренные статьей 101 Налогового кодекса РФ.

Решение о принятии обеспечительных мер может быть принято руководителем (заместителем руководителя) налогового органа только после вынесения решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения в случае, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

Основаниями для принятия обеспечительных мер могут быть признаны, в частности, непогашение налогоплательщиком задолженности по ранее возникшим налоговым обязательствам, участие в схемах уклонения от уплаты налогов, нехарактерное резкое увеличение краткосрочных обязательств в период проведения налоговой проверки, массовый вывод имущества из активов, фактическое отсутствие налогоплательщика по месту регистрации, миграция в другой регион, а также другие обстоятельства.

Обеспечительными мерами могут быть:

1) запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа, который производится последовательно в отношении:

  • недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг);
  • транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений;
  • иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов;
  • готовой продукции, сырья и материалов.

Запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества каждой последующей группы применяется в случае, если совокупная стоимость имущества из предыдущих групп, определяемая по данным бухгалтерского учета, меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения по результатам налоговой проверки.

2) приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном статьей 76 Налогового кодекса РФ.

Данная мера применяется только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения по результатам налоговой проверки.

При этом приостановление операций по счетам в банке допускается только в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в решении по результатам налоговой проверки, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог).

Решение о принятии обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения и действует до дня исполнения решения по результатам налоговой проверки (то есть поступления начисленных сумм в бюджет) либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.

По просьбе налогоплательщика обеспечительные меры могут быть заменены на:

1) банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении по результатам налоговой проверки сумму недоимки, пеней и штрафов в случае неуплаты этих сумм принципалом в установленный налоговым органом срок;

2) залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества, оформленный в порядке, предусмотренном статьей 73 Налогового кодекса РФ;

3) поручительство третьего лица, оформленное в порядке, предусмотренном статьей 74 Налогового кодекса РФ.

Обеспечительные меры, предусмотренные пунктом 10 статьи 101 Налогового кодекса РФ, накладывая определенные ограничения на право распоряжения имуществом, не ограничивают право налогоплательщика на пользование этим имуществом и являются временной мерой, направленной на обеспечение всеобщности и равенства налогообложения для всех лиц.