ENG

Доклад руководителя Управления Ю.Н. Горюнова на совещании у Президента Удмуртской Республики 03.02.1014 по итогам работы налоговых органов за 2013 год

Дата публикации: 03.02.2014 16:11 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Уважаемый Александр Александрович!
Уважаемые участники совещания!

Завершился 2013 финансовый год. Год, который внёс свои коррективы в законодательство о налогах и сборах, в сферу предоставления налогоплательщикам услуг Службы, некоторые изменения произошли и в структуре налоговых органов.

ПОСТУПЛЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ.
Итоговый анализ поступления налоговых платежей показал, что, уровень мобилизованных с территории Удмуртской Республики налоговых и иных доходов, превысил 115-ти миллиардную отметку!: всего в консолидированный бюджет РФ поступило 119 млрд. рублей, что на 6 % или на 6,8 млрд. рублей больше, чем в 2012 году (112 млрд. рублей).

Отмечено, что динамика общего объема поступлений соответствует общероссийской динамике поступлений (в целом по России темп роста поступлений зафиксирован на уровне 103%, а по субъектам ПФО – 103,8%) и адекватна изменениям соответствующих статистических показателей, сложившихся на территории Республики.

В доходную часть республиканского бюджета Удмуртской Республики поступило 32 млрд. 773 млн. руб. налоговых и других обязательных платежей, темп роста поступлений составил 108,5%.

В казну республики поступал каждый третий рубль, мобилизованный налоговыми органами, а ежедневный вклад налоговиков составлял более 89 млн. рублей.

Кроме того, в 2013 году выросла и доля налоговых доходов в общей структуре бюджета Удмуртской республики: за 2013 год она составила 72%, в 2012 году её уровень находился на отметке - 69%.
 Общие поступления местных бюджетов муниципальных образований Удмуртской республики сложились на уровне 9 млрд. 100 млн. рублей и выросли по сравнению с прошлым годом на 20,6%.

Значительный рост поступлений (на 83%, или на 555 млн. рублей) был отмечен по группе имущественных налогов, которые являются базовыми налогами в бюджете любого муниципального образования: в 2013 году их суммарная доля составила 13% от общего объема налоговых доходов местных бюджетов муниципальных образований (против 8,8 % - по итогам 2012 года).

Указанный рост поступлений имущественных платежей в значительной степени был обусловлен изменениям законодательного характера, в частности, практически по всем муниципальным образованиям в сторону увеличения была пересмотрена кадастровая стоимость земельных участков.
В то же время в течение года была продолжена совместная работа Управления с республиканскими органами Росреестра, кадастровой палаты - по увеличению налоговой базы данных налогов. В результате чего, за 2013 год в наши информационные ресурсы были добавлены и уточнены сведения в отношении почти 30 тысяч объектов налогообложения (как по имуществу, так и земельным участкам).

Как следствие всего вышеизложенного, отмечен рост суммы начисленных налогов (налога на имущество на 7%, земельного налога – на 29%).

Кроме того, более 3-х лет во всех муниципальных районах республики функционируют Межведомственные рабочие группы, в состав которых кроме представителей налоговых органов, территориальных органов Россреестра, Минфина УР, Министерства имущественных отношений УР, входят и органы местного самоуправления, а также Главы сельских поселений. Именно взаимодействие с Муниципалитетами как информационными первоисточниками для уточнения сведений об имущественных объектах, является для нас весьма важным в этом направлении деятельности.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

Как и прежде основная направленность в деятельности налоговых органов устремлена в зону контрольной работы.

Среди задач, поставленных и решаемых Службой в течение 2013 года в части проведения контрольной работы можно выделить две наиболее значимые:
  • повышение качества проводимых контрольных мероприятий за счет проведения анализа и выявления различных схем минимизации налоговых обязательств и определения зон риска совершения налоговых правонарушений, при максимально полном объеме сбора доказательной базы установленных нарушений;
  • повышение взыскиваемости по результатам контрольной работы.
В рамках осуществления контрольной работы, налоговыми органами Удмуртской Республики проведено более 360 тысяч налоговых проверок.

Из них только 480 - было осуществлено с выездом на место деятельности хозяйствующего субъекта.

Таким образом, по итогу 2013 года, охват выездными проверками налогоплательщиков в Республике составил 0,5%.

Справочно: На сегодня налоговое администрирование осуществляется в отношении 36 тысяч юридических лиц и примерно такого же количества индивидуальных предпринимателей (33 173).

Из числа выездных проверок, 475 (или 99%) оказались результативными.
 
Такое «прицельное попадание в результат» - стало возможным благодаря внедрению системы анализа по выявлению организаций с наиболее высокими налоговыми рисками. Напомню, что одним из основных критериев, для отбора налогоплательщика на выездную налоговую проверку, является налоговая нагрузка, сложившаяся ниже среднеотраслевого значения.

Кроме того, в течение отчетного года с использованием региональных и федеральных ресурсов осуществлялась работа по выявлению предприятий, чья финансово-хозяйственная деятельность строится с участием «фирм-однодневок», т.е. с так называемой проблемной категорией налогоплательщиков. Указанная информация использовалась при проведении наших контрольных мероприятий: в ходе проведения 78 выездных проверок установлены взаимоотношения с «фирмами-однодневками», общая сумма доначислений по их результатам составила 455 млн. рублей.

Оценивая результаты контрольной работы налоговых органов, следует отметить, что избранные направления позволили при снижении (на 18%) количества выездных налоговых проверок, (на 10%) повысить эффективность их проведения.

И в этом достижении, немаловажную роль определили выездные проверки, проведенные совместно с сотрудниками органов внутренних дел (Министерством внутренних дел УР), поскольку их эффективность, как и в предыдущие годы, достаточно высока. За 2013 год была проведена 141 совместная выездная проверка, с общей суммой доначисленных налогов - почти на 1,5 млрд. рублей, что составило 65% от общей суммы доначислений по выездному контролю.

Важным звеном в системе налогового контроля являются проводимые налоговыми органами Комиссии по легализации объектов налоговой базы.

Особое место в этой работе уделяется проводимым Комиссиям по легализации налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, который традиционно лидирует в рейтинге налогов, формирующих консолидированный бюджет республики (его доля по итогу 2013 году – 42,2%, в 2012 году – 40,6%).

С начала года в «поле зрения» Комиссии попали около тысячи налоговых агентов, имеющих задолженность перед бюджетом по НДФЛ и около пяти тысяч налогоплательщиков, где был зафиксирован весьма низкий уровень заработной платы сотрудников (ниже прожиточного минимума по региону - 6 661 рублей, или минимального размера оплаты труда - 5 207 рублей).

По результатам работы комиссий количество организаций, имеющих задолженность по НДФЛ, сократилось на 45%, а сумма их долга перед бюджетом уменьшилась на 228 млн. рублей. Кроме того, в течение 2013 года 692 организации предоставили копии приказов о повышении заработной платы своим сотрудникам, в результате чего в бюджет дополнительно поступило более 358 млн. рублей налога на доходы физических лиц.

Работа по легализации налоговой базы и в 2014 году будет одной из важных задач. Её решение влияет на обеспечение своевременного наполнения доходной части не только консолидированного бюджета УР, но и бюджетов государственных социальных внебюджетных фондов, предназначенных для реализации прав граждан на государственное пенсионное социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Всего по результатам контрольной работы в бюджетную систему поступило 1 млрд. 730 млн. рублей, это более половины (52,4%) от общей суммы доначислений по решениям, вступившим в силу в 2013 году.
Справочно: в целом по РФ – 48,2% - по итогам 9 месяцев 2013 г.
Указанная сумма поступивших налогов в 2 раза перекрыла расходы федерального бюджета, направленных на содержание налоговых органов Удмуртской Республики в 2013 году (937,6 млн. рублей).

ПРАВОВАЯ РАБОТА.
 
Высокий уровень профессионализма наших сотрудников, позволяет добиваться успешных результатов по многим направлениям деятельности, в том числе и по правовому её сопровождению.

За 2013 год из общего количества рассмотренных споров 99% (18 156 дел) разрешено пользу налоговых органов. При этом сумма требований, рассмотренных судами в пользу налоговых органов, составила 74% от оспариваемой суммы.

Таким образом, за 2013 год, по показателю выигранных налоговыми органами сумм, Удмуртия находится на третьем месте среди субъектов ПФО.

А всего за 2013 год, специалистам нашего правового блока, удалось сохранить в бюджете 2 млрд. 642 млн. рублей, что на 422 млн. рублей больше, чем предшествующем 2012 году.

РАБОТА С ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ.

Работа по сокращению задолженности по-прежнему остается одной из основных задач налоговых органов и серьезным резервом для наполнения бюджета.
 Меры, предпринимаемые налоговыми органами для снижения уровня накопленной задолженности, позволили выйти к весьма позитивному итогу: за три последних года, уровень совокупной задолженности перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами в целом по Удмуртской Республике, снизился на сумму порядка 600 млн. рублей, и составил на 1 января 2014 года - 11 млрд. 315 млн. рублей.

В отчетном периоде 2013 года снижение задолженности было достигнуто за счет её взыскания в принудительном порядке в сумме 4,7 млрд. рублей, а также списания задолженности в объеме 1,2 млрд. рублей.
 В слайде приведены показатели проведенных в течение 2013 года мероприятий по принудительному взысканию задолженности в отношении всех видов налогов.

В целом за год эффективность применения всех мер принудительного взыскания в Республике составила 67,5%.

РАБОТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА.

Одной из функций деятельности налоговых органов является обеспечение интересов государства в делах о банкротстве.

На сегодня в Удмуртской Республике в различных стадиях банкротства находится 326 предприятий, задолженность по обязательным платежам перед государством составляет 6 млрд. 156 млн. рублей, или 54% от общей суммы накопленной задолженности в целом по региону.

Из общей суммы задолженности «налогоплательщиков – банкротов» около 60% (3 млрд. 591 млн. рублей) приходится на 35 предприятий обрабатывающей отрасли. И уже третий год в этой группе должников находятся предприятия группы «Ижмаш» с суммой долга - 3 млрд. 531 млн. рублей.

Это действительно значимые долги и не менее значимые для республики организации.
 В целом результаты работы налоговых органов за 2013 год по обеспечению интересов государства в делах о банкротстве, выглядят следующим образом.
За отчетный год сумма погашенной задолженности в ходе дел о банкротстве составила 162 млн. рублей, что в 3 раза больше чем в 2012 году (47,7 млн. рублей).

Кроме того, оплата текущих платежей налогоплательщиков - банкротов, составила 77,4 млн. рублей.

Всего в отношении 238 налогоплательщиков в течение 2013 года была прекращена, либо завершена процедура банкротства с общей суммой задолженности 1 млрд. 91 млн. рублей.

В определенной степени на качественное исполнение функций по сопровождению процедурных вопросов банкротства оказали изменения, коснувшиеся структуры налоговых органов, поскольку в начале 2013 года, эти функции были возложены на уровень Управления. Это позволило оптимизировать материальные и трудовые затраты, и самое главное, – обеспечить надлежащий контроль и должный уровень результатов работы данного блока работы.

В течение 2013 года Управлением в различные контролирующие и судебные органы было направлено 115 жалоб на противоправные действия арбитражных управляющих, 66 из которых было удовлетворено. В судебные органы было подано 3 иска о взыскании убытков, причиненных действиями арбитражных управляющих в ходе процедур банкротства. Один иск (на сумму 4,8 млн. рублей) был удовлетворен, денежные средства полностью поступили в бюджетную систему.

Кроме того, определенные шаги нами предпринимались и при выявлении фактов, свидетельствующих о наличии в действиях должностных лиц признаков преступлений, предусмотренных статьями 159 УК РФ (Мошенничество) и 195-199 УК (Неправомерные деяния при банкротстве и уклонение от уплаты налогов).

За 2013 год для решения вопросов о возбуждении уголовных дел в органы прокуратуры и правоохранительные органы республики было направлено 19 материалов. По 6 материалам возбуждены уголовные дела по ст. 159, 199.1 и 199.2 УК РФ, по 3 материалам были вынесены обвинительные приговоры.

РАБОТА С НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ.

Проводимая в течение 2013 года работа позволила расширить спектр услуг, предоставляемых налогоплательщикам в электронном виде.

Всё большее количество наших сограждан активно пользуются услугой сервиса «Личный кабинет налогоплательщика». Сегодня список его пользователей состоит из 63 тысяч жителей Республики, тогда как в прошлом году этим сервисом пользовалось 8 тысяч жителей. А начиналась эта работа с простого определения своего ИНН.

Значительный рост пользователей говорит, о том, что информация и сервисы, представленные на сайте, востребованы. Практически все вопросы с налоговой службой налогоплательщик может решить, не выходя из дома или офиса.

В настоящее время на сайте ФНС России запущено и работает 35 электронных сервисов.

В любую инспекцию Управления можно записаться на прием к инспектору по средствам «On-line записи». Данной возможностью воспользовалось почти полторы тысячи налогоплательщиков республики, более половины этого списка - физические лица (69%).
 
Дни открытых дверей, проводимые в течение отчетного года, позволили 6 тысячам налогоплательщикам получить устные и письменные консультации по различным вопросам налогообложения.

Кроме того, 12 декабря 2013 года в рамках исполнения поручения Президента РФ, двери всех территориальных налоговых органов Удмуртской Республики были открыты для проведения личного приема наших сограждан. В ходе этой всероссийской акции всем обратившимся были даны ответы на вопросы, в основном касающиеся налогообложения физических лиц.
 С начала 2013 года активная консультационная работа с налогоплательщиками ведётся и через Контакт-центр, где за 12 месяцев 2013 года операторами было принято более 88 тысяч телефонных обращений налогоплательщиков. При этом в период декларационной кампании и в период уплаты имущественных налогов нагрузка на операторов центра возрастает многократно: когда в течение дня за разъяснениями поступает до 400 звонков.

Указанные нововведения по расширению предоставляемых нами услуг позитивно воспринимаются жителями Республики. Об этом говорят результаты анкетирования: в 2013 году доля налогоплательщиков, положительно оценивающих деятельность сотрудников налоговых инспекций, достигла 97%.

Эта задача, проводимая в рамках развития инструментов удаленного взаимодействия с налогоплательщиками, и, соответственно, электронного информирования и сервисов, будет планомерно решаться и в году наступившем.

ЗАДАЧИ НА 2014 ГОД.

Помимо этого, основными задачами наступившего года, по прежнему остаются: повышение эффективности контрольной работы, включая контроль за правомерностью возмещения НДС, снижение числа судебных дел и жалоб, снижения уровня накопленной задолженности. И конечно, конечной целью является пополнение бюджета.

Таковы краткие итоги работы налоговых органов Удмуртской Республики в истекшем 2013 году.

Надеюсь, что решение озвученных мною задач на 2014 год и согласованная работа всех подразделений налоговых органов республики, при тесном сотрудничестве контролирующих и правоохранительных ведомств, поддержке Правительства Удмуртской Республики, позволит Службе и впредь качественно выполнять возложенные на нее функции по защите интересов государства.

Благодарю за внимание!


Руководитель Управления ФНС России по Удмуртской Республике,
государственный советник Российской Федерации 3 класса                                                                                           Ю.Н.Горюнов