ENG

Доклад руководителя УФНС России по УР Ю.Н. Горюнова «Об итогах работы налоговых органов Удмуртской Республики за 1 полугодие 2014 года и основных задачах до конца 2014 года»

Дата публикации: 22.08.2014 14:00 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Налоговыми органами Удмуртской Республики за январь - июнь 2014 года в консолидированный бюджет РФ мобилизовано 64,5 млрд. рублей налоговых и иных доходов, администрируемых налоговыми органами, что на 15% или на 8,4 млрд. рублей больше, чем за тот же период 2013 года.
 
Слайд №1 «Динамика поступления доходов в консолидированный бюджет РФ за 1 полугодие 2014 - 2013 г.г.».
В целом по России поступления за 6 месяцев текущего года возросли на 14%, по субъектам ПФО – на 12%.
 
Федеральная казна пополнилась на 42,6 млрд. рублей, консолидированный бюджет Удмуртской Республики – практически на 22 млрд. рублей налоговых платежей. Темпы прироста составили 16,2% и 12,8% соответственно.
 
За 7 месяцев темповые показатели еще более возросли: общий объем налоговых поступлений увеличился на 15,8%, в том числе в бюджет РФ – на 16%, в консолидированный бюджет субъекта – на 15,7%.
 
Положительная динамика налоговых поступлений адекватна изменению основных экономических и социальных показателей Республики.
 
Слайд №2 «Макроэкономические показатели за 1 полугодие 2014/2013 г.г.».
Как видно на слайде в 1 полугодии текущего года большая часть статистических показателей также находится в положительной зоне, за исключением, индекса производства по основным видам деятельности, сложившегося на уровне 99,9% и оборотов торговых организаций (96,2%).
 
Следует отметить, что текущий рост налоговых поступлений обеспечен, в основном, за счет таких бюджетообразующих налогов как налог на добычу нефти, НДС и налог на прибыль организаций.
 
Слайд №3 «Прирост (снижение) поступлений в разрезе основных налогов».
Рост налога на добычу нефти (на 16%) произошел за счет увеличения, как самой ставки налога (с 470 до 493 рублей), так и среднего значения курса доллара к рублю (на 12%), при незначительном снижении добычи нефти (на 0,4%).
 
На увеличение поступлений НДС повлияло авансирование предприятий оборонного комплекса по госконтрактам в большем объеме, чем в предыдущем году, а также уменьшение суммы возмещения налога. Напомню, что в 1 полугодии прошлого года из-за изменений схемы бизнеса крупнейший в регионе оптовик нефтепродуктов заявил к возмещению из бюджета более 1 млрд. рублей.
 
Поступления налога на прибыль, главным образом, возросли за счет уплаты значительных сумм налога крупнейшими нефтяными компаниями республики, администрируемыми Межрегиональной инспекцией №1.
 
Таким образом, анализ налоговых поступлений по республике, в большей степени говорит о влиянии на них макроэкономических показателей и складывающейся общероссийской ситуации.
 
В то же время нельзя оставить без внимания нарастающую геополитическую напряженность в стране, которая уже затрагивает и ряд крупнейших региональных предприятий.
 
В Основных направлениях бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, опубликованных в июле текущего года, Минэкономразвития России снижает оценку прироста ВВП в 2014 году с 3%, предусмотренного при формировании федерального бюджета до 0,5%.
 
Поэтому, несмотря на сложившуюся положительную динамику налоговых поступлений по итогам 1 полугодия, в дальнейшем не исключено замедление экономических процессов, которое, отрицательным образом, может сказаться и на объёмах бюджетных доходов.
 
Поэтому в рамках исполнения задачи текущего года по обеспечению положительной динамики налоговых поступлений, еще раз обращаю Ваше внимание на безусловное выполнение основных показателей деятельности налоговых органов, непосредственно влияющих на фактические поступления:
  • исполнение бюджетных показателей,
  • снижение задолженности,
  • обеспечение положительной динамики по контрольной работе и т.д.
Слайд №4 «Выполнение ИПП за 1 полугодие 2014 г.».
Доведенные на 1 полугодие 2014 года индикативные показатели по поступлению налоговых доходов в федеральный бюджет выполнены на 102,8%, в том числе за 2 квартал – 105,2%.
 
Прогноз выполнения контрольных показателей за 3 квартал в целом по Управлению на сегодняшний день складывается на уровне 102,4%.
 
Не менее серьёзная задача в этом году, – это максимальное наполнение доходной части бюджета Удмуртской Республики. По итогам 7 месяцев выполнение республиканского бюджета по налоговым доходам составило 96,7% с суммой недопоступления около 760 млн. рублей. Невыполнение сложилось по НДФЛ, акцизам на алкогольную продукцию и налогу на имущество организаций.
 
На текущий момент по нашим прогнозам годовое исполнение бюджета оценивается в объеме 36,9 млрд. рублей (или 93,5% от плана). Управление неоднократно, ещё на этапе формирования проекта бюджета 2014 года, информировало Минфин Удмуртской Республики о складывающейся динамике, представляя свои прогнозные оценки поступления по налоговым доходам.
 
В августе в адрес Минфина Удмуртской Республики направлено очередное письмо с предложением корректировки бюджетных показателей. Надеемся, что с учетом фактического поступления налоговых доходов за 7 месяцев наши предложения будут приняты.

Итоговые результаты работы за 1 полугодие 2014 года по налоговому контролю выглядят следующим образом.
 
Слайд №5 «Общие итоги контрольной работы».
Общий объем дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы в отчетном периоде составил 2 млрд. 347 млн. рублей, что соответствует уровню аналогичного периода прошлого года.
 
В том числе сумма доначислений по выездному контролю возросла на 1,6% при снижении количества проведенных проверок на 15,7%. При этом средняя сумма доначислений на одну выездную проверку увеличилась на 20,5%, составив 6,8 млн. рублей.
 
Сумма, взысканная в бюджет, сложилась в объеме 837 млн. рублей, т.е. эффективность взыскания в текущем отчетном периоде составила 35,7%, что несколько ниже прошлогоднего показателя, равного 46,7%.
По решениям, вступившим в силу в отчетном периоде, эффективность взыскания сложилась на уровне 54,7%.

Основными задачами до конца текущего года в этом направлении остаются:
  • снижение удельного веса низкоэффективных проверок,
  • усиление взаимодействия с правоохранительными органами в рамках проводимых контрольных мероприятий,
  • обеспечение эффективности взыскания по решениям, вступившим в силу не менее 60%.
В части работы по снижению задолженности.
 
По состоянию на 1 июля текущего года совокупная задолженность перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами в целом по Удмуртской Республике составила 11 млрд. 440 млн. рублей, увеличившись с начала года на 123 млн. рублей или на 1,1%.
 
Слайд №6 «Динамика совокупной задолженности в бюджетную систему РФ».
Сумма совокупной задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям по отношению к началу года возросла на 190 млн. рублей или 1,9% и составила 10 308 млн. рублей.
 
Для сравнения: в целом по России объемы совокупной задолженности, а также задолженности по налоговым платежам сохранились на уровне значений, сложившихся на начало года.
 
Рост задолженности на территории республики, главным образом, произошел за счет налога на добавленную стоимость - на 7,1% (или на 312,4 млн. рублей) в связи с принятием задолженности в сумме 215 млн. рублей по двум налогоплательщикам, пришедшим из других регионов, а также неуплатой текущих платежей и доначислений по контрольной работе.
 
В то же время по другим федеральным налогам, таким как, налог на прибыль организаций и НДФЛ задолженность снизилась на 9% и на 2,8% соответственно. Кроме того, произошло снижение задолженности по региональным и местным налогам на 3,5% и 6,2% соответственно.
 
В течение 1 полугодия принудительно взыскано с налогоплательщиков порядка 2 млрд. 541 млн. рублей, списание произведено на сумму 836,8 млн. рублей.
 
Слайд №7 «Принятые меры по принудительному взысканию задолженности в 1 полугодии 2014 г.».
На слайде приведены показатели проведенных в течение отчетного периода мероприятий по принудительному взысканию задолженности в отношении всех видов налогов.
 
Эффективность мер принудительного взыскания составила 60,9% при установленном ФНС России плановом значении 50%.
 
Сохранение достигнутых показателей эффективности и недопущение прироста задолженности – приоритетные задачи данного направления до конца года.

Досудебное урегулирование налоговых споров.
 
Анализ сложившихся данных по досудебному урегулированию споров, показал, следующее:
1) В течение 1 полугодия поступило 286 жалоб и по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, количество жалоб уменьшилось на 16 единиц (или на 5,3%), что связано с целенаправленной работой налоговых органов республики по снижению их количества.
 
Для сравнения отмечу: в среднем по ПФО количество поступивших жалоб увеличилось на 4,4%, в целом по России – на 5,3%.
 
2) Количество рассмотренных жалоб (225) уменьшилось - на 57 единиц, (или на 20%).
 
Для сравнения: в ПФО количество рассмотренных жалоб увеличилось на 2,8%, в целом по России – на 0,9%.
 
Снижение рассмотренных жалоб на территории республики объясняется как общим снижением поступивших жалоб, так и большим количеством отозванных жалоб (рост в 2,5 раза в сравнении с 1 полугодием 2013 года).
 
С одной стороны увеличение количества отозванных налогоплательщиками жалоб связано с целенаправленной работой по оперативному урегулированию возникающих с ними споров. С другой стороны – нашей задачей является сведение к минимуму фактов возникновения таких жалоб, как и жалоб, поступающих на действия (бездействия) должностных лиц, не связанные с обжалованием результатов налогового контроля. В этой связи налоговым органам необходимо чутко реагировать на поступающие устные и письменные обращения налогоплательщиков с целью предупреждения поступления жалоб.

Слайд №8 «Динамика показателя эффективности».
Показатель эффективности работы по досудебному урегулированию споров, определяемый как соотношение количества жалоб по налоговым спорам, рассмотренных в досудебном порядке и количества предъявленных к налоговым органам и рассмотренных заявлений судами, составил 368,9% при плановом значении 316% и аналогичным показателем прошлого года – 259,8%.

Правовая работа.
 
В отчетном периоде уровень правовой работы характеризовался следующей динамикой.
 
Слайд №9 «Динамика показателей правовой работы».
 
Количество рассмотренных Арбитражными судами и судами общей юрисдикции УР дел по сравнению с прошлым годом увеличилось на 75,8%: 7 008 дел в текущем году против 3 986 в прошлом году.
 
Увеличение общего количества споров было обусловлено ростом числа заявлений инспекций о взыскании задолженности по имущественным налогам с физических лиц (на 122,7%).
 
Из общего количества рассмотренных дел 98,7% разрешено в пользу налоговых органов, с суммой требований в размере 1 млрд. 625 млн. рублей, что составило 89,8% от общей суммы исковых требований по рассмотренным заявлениям.
 
Для сравнения: аналогичный показатель по субъектам ПФО - 79%, средний по России – 77,1%. В результате Удмуртская Республика заняла второе место среди субъектов ПФО по показателю выигранных налоговыми органами сумм.

Работа с налогоплательщиками.
 
Проводимая работа с налогоплательщиками ежедневно доказывает ее важность и значимость.
 
Всё большее количество наших граждан активно пользуются услугой сервиса «Личный кабинет налогоплательщика физических лиц». Ежеквартальный прирост вновь зарегистрированных пользователей сервиса составляет около 3 тысяч человек и по состоянию на 1 августа их список увеличился до 86 тысяч жителей Республики.
 
С увеличением числа пользователей возрастает и ответственность налоговых органов за качество данных, отображаемых в «Личном кабинете».
 
Не секрет, что при расчете налогов по объектам собственности, проводимом инспекциями на основе информации, получаемой от регистрирующих органов, допускаются ошибочные начисления по уже проданным объектам или отсутствуют начисления по вновь приобретенному имуществу. И это не всегда вина налогового органа. В целях исключения подобных фактов, был создан механизм взаимодействия налогоплательщика с инспекцией - направление обращений непосредственно из Сервиса.
 
Именно, обращения граждан должны помочь актуализировать данные по объектам собственности в базах налоговых органов. Поэтому ФНС России, начиная с февраля месяца, акцентировала внимание Управлений на своевременность и качество подготовки ответов на обращения, полученные из «Личного кабинета налогоплательщика».
 
Для этой цели в Федеральном ресурсе «Личный кабинет» был разработан мониторинг по выявлению нарушений своевременности регистрации обращений и своевременности подготовки ответов.
 
Благодаря слаженной работе всех инспекций республики во 2 квартале 2014 года в нашем регионе были обеспечены своевременная регистрация обращений и своевременная выгрузка ответов на все обращения граждан, поступившие из «Личного кабинета». По мониторингу Федеральной налоговой службы Управление по Удмуртской Республике имеет наименьшее количество нарушений. А выявленные недостатки носят эпизодический характер в связи с техническими проблемами и доводятся до нуля.
 
Несмотря на положительные результаты, налоговым органам необходимо и дальше контролировать данное направление деятельности. Обращаю внимание начальников инспекций и заместителей начальников инспекций на корректность и полноту направляемых ответов, а также на неукоснительное исполнение подчиненными должностными лицами регламентов обеспечения работы Интернет-сервиса «Личный кабинет физического лица».

В заключение своего выступления, остановлюсь на проводимой работе налоговых органов по внедрению программного обеспечения нового поколения - автоматизированной информационной системы «Налог-3».
 
Слайд №10 «Технология конвертации данных для ФБ №1»
В течение текущего года все налоговые органы республики ведут активную подготовку баз данных к подъему в федеральное хранилище. Оценка готовности данных осуществляется по утвержденным ФНС России плановым показателям. Управлением еженедельно проводится мониторинг их достижения. Особое внимание уделяется готовности данных по блокам «ЕГРН» и «Собственность». В результате проводимой работы по итогам 1 полугодия 2014 года все плановые показатели были достигнуты всеми инспекциями.

Согласно «Базовому плану внедрения АИС «Налог-3» на 2014-2015 гг.» в сентябре текущего года запланировано внедрение в промышленную эксплуатацию Функционального блока №1 , включающего в себя Подсистемы, связанные с государственной регистрацией.

Поэтому в августе все инспекции должны принять участие в нагрузочном тестировании, тестировании отказоустойчивости, резервного восстановления данных в АИС «Налог-3» и в положенные сроки обеспечить импорт ЕГРЮЛ и ЕГРИП в контур промышленной эксплуатации.

В октябре – ноябре 2014 года водится в промышленную эксплуатацию
Функциональный блок №2, который включает в себя имущественные налоги физических лиц и связанные с ними функции. Основной целью внедрения этого блока является централизованный расчет имущественных налогов физическим лицам и отправка единых налоговых уведомлений за 2015 год.

Обращаю Ваше внимание, что согласно установленных плановых показателей к 15.10.2014 должна быть обеспечена 100% готовность данных по блоку «Собственность.

Прошу начальников инспекций взять на строгий контроль выполнение плановых показателей по подготовке данных к подъему в АИС «Налог-3».

Таковы краткие итоги работы отчетный период.
 
Предлагаю перейти к дальнейшему рассмотрению вопросов, согласно регламенту.

Благодарю за внимание!