В УФНС России по Республике Хакасия состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики налоговых органов, руководств по соблюдению обязательных требований по теме: «Общие принципы, применяемые налоговыми органами при заключении мирового соглашения до введения процедуры банкротства и в процедурах банкротства по требованиям об уплате обязательных платежей» и «Отсрочка (рассрочка) как механизм изменения срока уплаты налога и как эффективная мера для поддержания платежеспособности и финансовой устойчивости налогоплательщиков» в режиме вебинара.
Данное мероприятие состоялось в рамках реализации приоритетной программы Правительства Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности».
С 2018 года Федеральной налоговой службой комплексно изменен подход к сопровождению процедур банкротства, а именно усилена роль согласительных процедур, направленных на погашение накопленной налоговой задолженности в рассрочку, сохранение бизнеса, рабочих мест, а также деловой репутации налогоплательщика. С 2017 по 2021 годы в целом по Российской Федерации заключено 3036 мировых соглашений.
В 2019 году заключено 708 мировых соглашений, а поступления в бюджет составили 8.5 млрд.руб. В связи с осложнившейся ситуацией с новой коронавирусной инфекцией в 2020 году количество заключенных мировых соглашений по Российской Федерации снизилось на 19.6% и составило 569 согласительных процедур. Сумма поступлений также снизилась по сравнению с 2019 годом и составила 5.4 млрд.руб.
Вместе с тем, работа по данному направлению продолжена в 2021 году. По состоянию на 01.06.2021 года в целом по России заключено 190 мировых соглашения, а в бюджет поступило 5.3 млрд. руб., что составляет 98,1 % от поступлений прошлого года.
Освещая тему правовой возможности согласительных процедур, старший госналогинспектор отдела обеспечения процедур банкротства УФНС России по Республике Хакасия Наталья Тодышева обратила внимание участников вебинара на ряд условий, при которых возможно заключение мирового соглашения одной из сторон которого является уполномоченный орган:
В первую очередь - это соблюдение приказа Минэкономразвития России от 03.08.2004 № 219 «О Порядке голосования органа, уполномоченного представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам при участии в собраниях кредиторов»
Вторым условием является соблюдение норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Третьим условием заключения мирового соглашения является соблюдение Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
В соответствии со статьями 150, 157 Закона о банкротстве допускается участие в мировом соглашении третьих лиц, которые принимают на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением. Участвующие
в мировом соглашении третьи лица вправе предоставить поручительства или гарантии исполнения должником обязательств по мировому соглашению либо иным образом обеспечить их надлежащее исполнение.
Слушатели вебинара получили информацию об особенностях заключения мирового соглашения, как до введения процедуры банкротства, так и в процедурах банкротства.
Далее участники вебинара были ознакомлены с механизмом предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, сборов, страховых взносов (глава 9 части первой НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 64 Кодекса, отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.
Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, а также страховых взносов может быть предоставлена на срок более одного года, но не превышающий трех лет, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Старший госналогинспектор отдела проектного управления долгом и урегулирования задолженности физических лиц УФНС России по Республике Хакасия Евгений Рутианиди в своем выступлении отметил обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов. Докладчик также подробно остановился на основаниях предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок согласно п. 2. ст. . 64 Кодекса.
В соответствии с п. 5.2 ст. 64 Кодекса, в заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В выступлении были отмечены особенности, касающиеся начисления указанных процентов.
Для рассмотрения вопроса о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов заинтересованному лицу необходимо обратиться с соответствующим заявлением с приложением к нему всех необходимых документов, оформленных с учетом требований, установленных главой 9 части первой НК РФ, приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@:
- по федеральным налогам, а также страховым взносам, исчисленным за периоды с 01.01.2017 – в ФНС России, направив соответствующий пакет документов в УФНС России по Республике Хакасия (адрес: 655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Крылова, 76);
- по НДФЛ, подлежащему уплате физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, региональным и местным налогам, а также страховым взносам, исчисленным за периоды до 01.01.2017 в УФНС России по Республике Хакасия (адрес: 655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Крылова, 76).
В конце встречи организаторы вебинара ответили на вопросы участников.