Описание бизнес-среды
^К началу страницы
Проведенный ФНС России анализ свидетельствует, что деятельность рынков на момент старта проекта сопровождалась следующими особенностями:
не все лица, осуществляющие деятельность на рынках (ярмарках и иных торговых пространствах), имеют статус индивидуальных предпринимателей (или зарегистрированы в качестве юридического лица);
отсутствует зарегистрированная в налоговых органах контрольно-кассовая техника;
расчеты, осуществляемые за реализацию товаров (работ/услуг), не фиксируются с применением контрольно-кассовой техники.
Данной ситуации способствует отсутствие ответственности для УК (учитывая устойчивую связь между УК и арендаторами) за нарушение арендаторами торговых мест законодательства о применения контрольно-кассовой техники, несмотря на наличие обязанности УК обеспечивать его соблюдение (ст. 14 Закона о рынках).
Учитывая особенности организации рынка, при которых УК и арендаторы выступают единым целым со взаимными финансовыми интересами (зачастую не связанными с полнотой учета выручки и уплатой налогов), у таких УК отсутствует заинтересованность для создания и поддержания чистой среды на рынках.
Отсутствие рычагов воздействия на УК за нарушение ими своих обязанностей не позволяет создать эффективный инструмент контроля за кассовой дисциплиной на рынках.
Способы достижения целей проекта
Отраслевой проект «Рынки» предусматривает 2 основных направления, которые позволят обеспечить достижение поставленных целей.
Первое направление — Совершенствование нормативного регулирования
Поскольку практика государственного контроля за деятельностью на рынках показывает не только незаинтересованность, а зачастую, сопротивление УК процессу легализации рыночной торговли, что прямо влияет на исполнение поставленной Главой государства задачи, Минфином совместно с ФНС разработаны поправки в Закон о ККТ, Закон о розничных рынках и КоАП. Данными поправками предусмотрено:
- Сокращение перечня случаев, при которых ККТ на розничном рынке может не применяться, а именно предлагается сохранить льготу по неприменению ККТ на рынках налогоплательщиками ЕСХН;
- Уточнение существующей обязанности (ч. 5 ст. 15 Закона о рынках) потенциальных арендаторов при заключении договора об аренде торгового места представлять документальное подтверждение наличия ККТ;
- Представление средств автоматизированного контроля с использованием сервисов ФНС для реализации УК существующей обязанности (п. 10 ч. 1 ст. 14 Закона о рынках) на постоянной основе осуществлять контроль за наличием у арендатора зарегистрированной ККТ;
- Конкретизацию существующей законодательной нормы (п. 10 ч. 1 ст. 14 Закона о рынках) о принятии УК мер, направленных на устранение выявленных ею при контроле арендаторов нарушений;
- Введение ответственности УК за допуск на рынок лиц, не имеющих ККТ.
Вышеуказанные проекты законов находятся на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: проект федерального закона № 33099-8 «О внесении изменений в статьи 2 и 42 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» и Федеральный закон «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в I чтении 20.01.2022, проект федерального закона № 20280-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в I чтении 22.02.2022.
В настоящее время ведется активная работа по подготовке указанных законопроектов ко II чтению.
Второе направление — Инвентаризация и контроль деятельности рынков
Помимо нормативных инициатив, на базе региональных управлений ФНС России сформированы рабочие группы из представителей региональных администраций, деловых ассоциаций (Деловая Россия и ОПОРА России) и контролирующих органов (ФСБ России, МВД России, Минсельхоз России, Минэкономразвития России, Роспотребнадзор).
В рамках указанных рабочих групп проводится инвентаризация всех рынков: для каждого рынка создается целевая модель поведения и определяются оптимальные и эффективные меры для ее достижения.
Контрольные мероприятия планируется проводить в отношении «недобросовестных» организаторов рыночного пространства и продавцов не только со стороны налоговых органов, но и во взаимодействии с иными контролирующими и правоохранительными органами в целях проверки соблюдения иных требований, предъявляемых к таким лицам.
Ход работы по направлению
Этап 1 — Определение субъектов контроля
^К началу страницы
Сроки реализации: январь — февраль 2021 года
Статус: Выполнено
На данном этапе производится формирование перечня налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на рынках, ярмарках и иных торговых пространствах.
Результат
Совместно с представителями органов местного самоуправления и управляющими рынков компаниями проведены мероприятия по инвентаризации каждого рынка для установления:
-
количества торговых мест на рынке;
-
размера арендной платы по каждому типу торгового места;
-
способы оплаты арендной платы (наличными денежными средствами или безналичным способом);
-
типов торговых мест (открытые прилавки, палатки, киоски и др.);
-
количества лиц, осуществляющих деятельность на территории рынков;
-
наличие обязанности применять контрольно-кассовую технику, но не имеющих зарегистрированную контрольно-кассовую технику;
-
фактического место установки контрольно-кассовой техники, и соответствие такого места установки регистрационным сведениям;
На территории Российской Федерации осуществляют деятельность 2259 рынков, ярморок и иных торговых пространств, из них рынков — 1484.
По состоянию на конец июня на данных торговых территориях осуществляют деятельность более 166 тыс. налогоплательщиков (из которых: ЮЛ — 9,7 тыс., ИП — 141,5 тыс., ФЛ — 14,8 тыс), на 229 тыс торговых мест.
Этап 2 — Взаимодействие с управляющими рынками компаниями
^К началу страницы
Сроки реализации: февраль 2021 года
Статус: Выполнено
На данном этапе проводятся встречи с представителями управляющими рынками компаниями в целях доведения информации о проекте и его целях.
Для реализации проекта привлечены управляющие рынками компании, совемстно с которыми проводятся мероприятия по инвентаризации рынков, информированию торговцев на рынках о проекте, о необходимости применения ККТ и ответственности за несоблюдение законодательства Российской Федерации о применении ККТ.
Этап 3 — Информационная кампания
^К началу страницы
Сроки реализации: февраль — март 2021 года
Статус: Выполнено
На данном этапе осуществляется информирование налогоплательщиков о необходимости соблюдения требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и о проводимом отраслевом проекте.
Результат
Проведены информационные кампании во всех регионах Российской Федерации, нацеленные на изменение поведения на рынках.
Освещение отраслевого проекта ФНС России проводилось на совещаниях с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, с управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, в ходе проведения единой сессии с уполномоченным по правам предпринимателей, объединениями предпринимателей («ОПОРА России», Российский союз промышленников и предпринимателей и «Деловая Россия»), публикации в региональном разделе «Новости» сайта ФНС России и региональных и местных печатных СМИ и Интернет-СМИ, на семинарах и вебинарах с налогоплательщиками.
Этап 4 — Целевая налоговая модель рынка
^К началу страницы
Сроки реализации: март — апрель 2021 года
Статус: Выполнено
На данном этапе в отношении каждого рынка определяется ожидаемая целевая модель деятельности.
Результат
На основании данных проведенной инвентаризации создана целевая налоговая модель рынков (модель, при которой налогоплательщики, осуществляющие деятельность на рынке, зарегистрированы в установленном порядке, рынки работают с соблюдением требований законодательства Российской Федерации, применяется ККТ в установленных законодательством случаях, исчисление и уплата налогов осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации).
В состав целевой модели рынка входят следующие показатели:
- Количество зарегистрированных лиц, осуществляющих деятельность на территории рынка, которые обязаны иметь статус индивидуальных предпринимателей (или быть зарегистрированными в качестве юридического лица).
- Количество контрольно-кассовой техники, которая должна применяться на рынках при исполнении обязанности по регистрации.
- Выручка налогоплательщиков, которая должна быть отражена при условии полного отражения на контрольно-кассовой технике.
При этом целевая модель постоянно корректируется в зависимости от экономической ситуации и иных внешних факторах.
Этап 5 — Профилактика нарушений
^К началу страницы
Сроки реализации: апрель — июнь 2021 года
Статус: Выполнено
Осуществляется мониторинг налогоплательщиков на предмет приближения показателей к целевой модели.
Направляются уведомления для попавших впервые в группу риска.
Этап 6 — Контроль
^К началу страницы
Сроки реализации: июнь — июль 2021 года
Статус: Выполнено
Результат
Проведены контрольные мероприятия в отношении налогоплательщиков, не имеющих зарегистрированную ККТ, которые ранее привлекались к административной ответственности в виде предупреждения, в адрес которых ранее выносились предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, а также направлялись уведомления о необходимости применения ККТ.
Так, с начала проекта за 2021 год в рамах проекта «Рынки» проведено более 14,2 тыс. контрольных мероприятий, из которых:
- по части 2 статьи 14.5 КоАП установлено 12,8 тыс. нарушений (вынесено 2,3 тыс. постановлений о назначении административного наказания на сумму более 20 млн. руб., 9,6 тыс. постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждения, по 771 проверке ведется производство по делам об административных правонарушениях);
- по части 4 статьи 14.5 КоАП установлено 1,3 тыс. нарушений (вынесено 328 постановлений о назначении административного наказания на сумму 675 тыс. руб., 852 постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения, по 187 проверкам ведется производство по делам об административных правонарушениях).
Этап 7 — Анализ среды
^К началу страницы
Сроки реализации: август 2021 года
Статус: Выполнено
Проведение повторного анализа. Направляются уведомления для попавших в группу риска.
Результат
Анализ результатов реализации проекта показал, что по первым двум показателям (налогоплательщики и кассы) практически достигнута целевая модель, в связи с чем ФНС России переориентировала работу налоговых органов на достижение максимального результата по показателю выручки.
Этап 8 — Повторный контроль
^К началу страницы
Сроки реализации: август 2021 года
Статус: Выполнено
Проведение повторных мероприятий в отношении налогоплательщиков, у которых выявлены риски.
Результат
С начала проекта в 2021 году проведено более 17,9 тыс. контрольных мероприятий, из которых:
- по части 2 статьи 14.5 КоАП установлено 15,7 тыс. нарушений (вынесено 2,5 тыс. постановлений о назначении административного наказания на сумму более 29,4 млн. руб., 11,8 тыс. постановлений о назначении административных наказаний в виде предупреждения, по 1,2 тыс. проверкам ведется производство по делам об административных правонарушениях);
- по части 4 статьи 14.5 КоАП установлено 2 тыс. нарушений (вынесено 486 постановлений о назначении административного наказания на сумму 978 тыс. руб., 1,3 тыс. постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения, по 278 проверкам ведется производство по делам об административных правонарушениях).
Этап 9 — Анализ среды
^К началу страницы
Сроки реализации: октябрь 2021 года
Статус: Выполнено
Проведение повторного анализа. Направляются уведомления для попавших в группу риска.
Результат
Анализ результатов реализации проекта показал, что по первому и третьему показателям (налогоплательщики и выручка) достигнута целевая модель, в связи с чем ФНС России переориентировала работу налоговых органов на достижение максимального результата по показателю кассы.
Этап 10 — Повторный контроль
^К началу страницы
Сроки реализации: ноябрь 2021 года
Статус: Выполнено
Результат
С начала проекта в 2021 году проведено более 20,8 тыс. контрольных мероприятий, из которых:
- по части 2 статьи 14.5 КоАП установлено свыше 17,8 тыс. нарушений (вынесено 3,3 тыс. постановлений о назначении административного наказания на сумму более 39,7 млн. руб., 13,1 тыс. постановлений о назначении административных наказаний в виде предупреждения, по 1,3 тыс. проверкам ведется производство по делам об административных правонарушениях);
- по части 4 статьи 14.5 КоАП установлено свыше 2,8 тыс. нарушений (вынесено 0,9 тыс. постановлений о назначении административного наказания на сумму 1,1 тыс. руб., 1,7 тыс. постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения, по 211 проверкам ведется производство по делам об административных правонарушениях).
- проведено 119 проверок по части 6 статьи 14.5 КоАП, а также 124 проверок в ходе которых небыли установлены нарушения.
Этап 11 — Промежуточные итоги проекта
^К началу страницы
Сроки реализации: декабрь 2021 — январь 2022 года
Статус: Выполнено
Результат
В целях реализации проекта «Рынки» ФНС России в течении 2021 года на постоянной основе проводилась инвентаризация всех торговых пространств в стране: рынки, ярмарки, выставочные комплексы (всего 2852 объекта).
По результатам такой работы установлено, что по состоянию на начало 2022 года на данных территориях осуществляют деятельность более 135,2 тыс. налогоплательщиков на 199,6 тыс. торговых местах.
За 2021 год реализации проекта достигнуты следующие результаты:
- количество налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории рынка и имеющих статус индивидуального предпринимателя или юридического лица, увеличилось на 16,4% (с 121,6 тыс. до 141,6 тыс.);
- прирост количества зарегистрированной ККТ, применяемой на рынках, увеличился почти в 2 по сравнению с началом прошлого года (с 80,9 тыс. до 158,3 тыс.);
- ежемесячная выручка, фиксируемая на ККТ торговцев на рынках, выросла практически в 2,5 раза по сравнению с началом прошлого года (15 млрд. руб.) и составила 37,1 млрд. руб.
При этом данный результат был достигнут при незначительном количестве контрольных мероприятий за счет широкой разъяснительной работы во всех регионах Российской Федерации (контрольные мероприятия проведены в отношении менее 18% торговцев, по результатам более 72% данных мероприятий вынесены предупреждения без назначения административных штрафов).
Позитивный эффект от реализации проекта подтверждается администрациями и профильными министерствами субъектов Российской Федерации. На начало 2022 года указанный эффект подтвердили 40 регионов страны.
В настоящее время активно продолжается работа по усилению контроля за применением контрольно-кассовой техники на розничных рынках в части внесения комплексных изменений в законодательство Российской Федерации в сфере регулирования и контроля рынков, направленных на повышение их прозрачности и усиление ответственности управляющих рынками компаний за нарушения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники на рынках. Указанные работы планируется завершить до конца июля 2022 года.