ENG

Досудебный аудит в помощь налогоплательщику

Дата публикации: 30.08.2012 08:08 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

В налоговых органах уже не первый год существует такое структурное подразделение как досудебный аудит. Это внутриведомственная система, позволяющая урегулировать споры с налогоплательщиками и устранить недостатки в работе налоговых органов в момент их возникновения, избегая долгих разбирательств  в судебных инстанциях. Система работы досудебного аудита достаточно проста и отлажена. Возражения и жалобы налогоплательщиков на акты налоговых проверок, поступающие в налоговые органы, оцениваются с точки зрения правомерности действий (бездействия) налоговых органов. Затем принимаются меры по восстановлению нарушенных прав налогоплательщиков, если таковые имели место быть.
Для налогоплательщика досудебное рассмотрение спора имеет ряд преимуществ. В частности, процесс порядка оформления и подачи жалобы, по сравнению с судопроизводством, более прост и занимает меньше времени, поскольку особых требований  к оформлению жалобы не предъявляется, также не требуются адвокаты и консультанты. Государственная пошлина за подачу жалобы не взимается. При поступлении в налоговый орган апелляционной жалобы приостанавливаются действия по исполнению обжалуемых решений, вынесенных по результатам налоговых проверок.

Значительным преимуществом досудебного порядка рассмотрения споров является оперативность урегулирования налогового спора. Срок рассмотрения жалобы по общему правилу составляет всего один месяц. Решения, вынесенные вышестоящим налоговым органом по итогам рассмотрения жалобы, исполняются нижестоящими налоговыми органами незамедлительно.

Кроме того, система досудебного аудита, несмотря на ее внутриведомственный характер, является достаточно независимой и объективной, что обеспечивается ее особенностями: во-первых, досудебный аудит курируют непосредственно руководители налогового органа; во-вторых, на подразделения досудебного аудита запрещено возложение иных обязанностей, кроме прямо предусмотренных регламентами; в-третьих, при рассмотрении возражений учитывается сложившаяся судебная практика; в-четвертых, действующие показатели оценки эффективности досудебного аудита не допускают формальное и поверхностное рассмотрение возражений и жалоб.

 В налоговых органах Краснодарского края отделы досудебного аудита работают с 2006 года и демонстрируют достойные результаты. Так, только за первое полугодие 2012 года рассмотрено 545 жалоб налогоплательщиков, что на 22,7% больше рассмотренных за аналогичный период 2011 года. В том числе по юридическим лицам рассмотрено 408 жалоб (75%), по индивидуальным предпринимателям – 56 жалоб (10%), по физическим лицам – 81 жалоба (15%).

Из числа рассмотренных  жалоб 151 удовлетворена. Процент удовлетворенных жалоб по отношению ко всем рассмотренным за 1 полугодие 2012 года составил 27,7%, что свидетельствует об уменьшении процента удовлетворения жалоб на 5,2 процентных пункта. Для сравнения: за 1 полугодие 2011 года обоснованными признано 32,9%.
Сумма, оспариваемая по жалобам за 1 полугодие 2012 года, увеличилась  на 65,3% по сравнению с оспариваемой суммой за 1 полугодие 2011 года и составила  более 3,3 миллиардов.
Сумма удовлетворенных требований по результатам рассмотрения налоговых споров составила около 211 миллионов рублей, что на 48,3% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.