ENG

Справка о работе с обращениями граждан в УФНС России по Краснодарскому краю за 4 квартал 2023 года

Дата публикации: 12.01.2024 09:00

В 4 квартале 2023 года в Управление поступило на рассмотрение 3877 обращений граждан, что на 1978 единиц (или 104,2%) больше, чем за аналогичный период 2022 года (в 4 кв. 2022 года поступило 1899 обращений).

Из числа поступивших обращений: 1652 обращения (42,6%) направлено заявителями через электронные сервисы (ЛК – 415 и интернет-обращения ФНС России - 1237), 3 заявления граждан поступило из Администрации Президента Российской Федерации, 17 обращений поступило с сайта GOSUSLUGI.RU, 689 обращений направлено письмами и поручениями ЦА ФНС России, из которых 98 обращений - поступившие из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций.

На контроле в общем отделе Управления в отчетном периоде находилось 4458 обращений, из которых: 3830 поставлено на контроль в 4 квартале 2023 года и 628 - находилось на исполнении на начало отчетного периода, срок исполнения по которым не наступил, 3579 обращений исполнены отделами Управления в срок.

По 879 обращениям срок исполнения в отчетном периоде не наступил.

В 4 квартале 2023 года на личный прием обратился 1 гражданин. Уполномоченным должностным лицом даны устные разъяснения.

По статистическим данным в отчетном периоде граждане чаще всего обращались по вопросам девяти тематик:

- Обжалование решений государственных органов и должностных лиц‚ споров с физическими и юридическими лицами по обжалованию актов ненормативного характера и действий (бездействия) должностных лиц (0003.0008.0086.1198) – 914 обращений или 23,5% от общего числа поступивших обращений;

- Задолженность по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов (0003.0008.0086.0558) – 806 обращений 20,7% от общего числа поступивших обращений;

- Контроль исполнения налогового законодательства физическими и юридическими лицами (0003.0008.0086.0564) – 343 обращения или 8,8% от общего числа поступивших обращений;

- Организация работы с налогоплательщиками (0003.0008.0086.0552) – 329 обращений или 8,4% от общего числа поступивших обращений;

- Уклонение от налогообложения – 195 обращений или 4,9% от общего числа поступивших обращений;

- Налог на доходы физических лиц (0003.0008.0086.0545) – 129 обращений или 3,2% от общего числа поступивших обращений;

- Налог на имущество (0003.0008.0086.0544) – 123 обращения или 3,1% от общего числа поступивших обращений;

- Юридические вопросы по налогам и сборам – 116 обращений или 2,9% от общего числа поступивших обращений;

- Действие (бездействие) при рассмотрении обращения (0001.0002.0027.0124) – 109 обращений или 2,7% от общего числа поступивших обращений;

- Оказание услуг в электронной форме. Пользование информационными ресурсами (0003.0008.0086.0562) – 104 обращения или 2,7% от общего числа поступивших обращений.

Сравнительный анализ отчетных периодов показал, что в 4 квартале 2023 года произошло увеличение активности граждан, о чем свидетельствует увеличение как их количества, так и доли в общем числе поступивших обращений.         

Немалое количество обращений граждан приходится на вопрос по необоснованной задолженности из-за отсутствия в ЕНС налогоплательщиков информации по уже уплаченным налогам и страховым взносам, по излишне начисленной пене.

Также рост обращений граждан связан с введением с 01.01.2023 года института Единого налогового счета (далее - ЕНС).

Вместе с тем, в целях повышения качества обслуживания налогоплательщиков, для снижения количества обращений налогоплательщиков по вопросу полноты отражения информации в ЕНС в программном комплексе АИС «Налог-3», по решению вопросов отраженных в обращениях налогоплательщиков, на постоянной основе оказывается методологическая помощь территориальным налоговым органам Краснодарского края (в том числе по снижению объема невыясненных платежей), в ФНС России и СТП ГНИВЦ направлено 135 запросов об оказании содействия и на техническую корректировку данных в ЕНС налогоплательщиков.

Управлением проводится работа с территориальными налоговыми органами Краснодарского края с целью принятия всех надлежащих мер по урегулированию налоговых споров на стадии рассмотрения обращений налогоплательщиков и исключения повторности причин обращений граждан в вышестоящий налоговый орган.

В целях установления причин возникновения налоговых споров и сокращения количества фактов нарушения прав налогоплательщиков, на постоянной основе производится анализ сведений, содержащихся в информационном ресурсе «Налоговые споры».

Также, в целях недопущения повторного нарушения норм действующего законодательства, а также исключения повторного обращения налогоплательщиков, территориальным налоговым органам Краснодарского края в отношении жалоб, по результатам рассмотрения которых требования заявителей удовлетворены, поручено сообщать о мерах, принятых для исключения аналогичных нарушений в дальнейшей работе Инспекции.

На постоянной основе территориальным налоговым органам Краснодарского края оказывается методологическая помощь, проводится разъяснительная работа в части применения положений нормативных актов налогового законодательства РФ.

По вопросам задолженности по налогам и сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов (0003.0008.0086.0558) поступило 806 обращений, что на 418 обращений (в два раза) больше как по отношению к 3 кварталу 2023 года, так и  по отношению к 4 кварталу 2022 года на 584 обращения, связанных с истечением срока для своевременной оплаты физическими лицами имущественных налогов за 2022 год, ежедневным ростом задолженности за счет начисления пеней, а также с внедрением 01.01.2023 института ЕНС и изменениями реквизитов для оплаты (т.к. все платежи поступают на единый счет УФК по Тульской области).

Ухудшение общей экономической ситуации в стране в связи с санкциями со стороны недружественных стран отрицательно сказалось на финансовом состоянии налогоплательщиков, что повлекло несвоевременную оплату налогов и возникновение задолженности. В следствие чего у налогоплательщиков возникают вопросы о мерах принудительного взыскания применяемых налоговыми органами.

Управлением на поступающие обращения направляются полные и исчерпывающие ответы с доступными разъяснениями о причинах образовавшихся задолженностей. Также активно ведется разъяснительная работа в телефонном режиме: горячая линия «Оперативная помощь» по вопросам разблокировки счета, несогласия с сальдо ЕНС, несогласия с уведомлением о задолженности, несогласия с требованием. 

В территориальных налоговых органах Краснодарского края с февраля 2023 года проводятся сверки с налогоплательщиками по вопросам несогласия с сальдо ЕНС посредством личного приема, в телефонном режиме, по ТКС, ответов на обращения.

В случаях неправомерных действий проводится работа с сотрудниками территориальных налоговых органов Краснодарского края по исключению допущения нарушений, направляются письма с разъяснениями положений Налогового кодекса РФ для проведения учебы с должностными лицами в чьи функции входит урегулирование и взыскание задолженности.

С вопросами налогообложения доходов физических лиц (0003.0008.0086.0545) обратилось 129 граждан, что ниже уровня аналогичного периода 2022 года на 5 единиц (3,7%) и выше показателя 3 квартала 2023 года на 25 единиц (24,0%) (4 кв. 2022 года – 134 обращения, 3 кв. 2023 года – 104 обращения).

По вопросам администрирования страховых взносов налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с отсутствием передачи информации о начисленных и уплаченных страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, а также суммы начислений по периодам в фиксированном размере в отношении ИП.

По имущественным налогам плательщики задавали вопросы о некорректном начислении имущественных налогов, а также о разъяснении действующих законодательных норм.

По вопросам налогообложения доходов физических лиц от налогоплательщиков поступали вопросы, связанные с правильностью исчисления НДФЛ, порядком предоставления имущественных и социальных налоговых вычетов, порядком декларирования полученного дохода от различного рода деятельности. Также возникали вопросы по нарушению трудового и налогового законодательства налоговыми агентами – работодателями.

В 4 квартале 2023 года Управлением обработаны обращения, поступившие на ПП Омниканальную платформу, где немалое количество вопросов, связанных с:

- несогласием с начислением имущественных налогов;

- неполучением налогоплательщиком налогового уведомления на уплату налогов.

В целях повышения качества взаимодействия с налогоплательщиками и увеличения количества положительных отзывов, Управлением принимаются следующие меры:

- проводятся перерасчеты по имущественным налогам в сторону уменьшения на основании заявлений граждан о предоставлении льготы;

- в целях актуализации сведений в отношении имущественных объектов проводится сверка совместно с регистрирующими органами, на основании которых производится корректировка данных объектов налогообложения;

- на постоянной основе проводится информационно-разъяснительная работа с налогоплательщиками с применением норм действующего законодательства.

По вопросам Учета налогоплательщиков. Получения и отказа от ИНН (0003.0008.0086.0551) обратилось 97 граждан. Количество обращений по данной тематике выше как показателя аналогичного периода 2022 года на 43 единицы (79,6%), так показателя 3 квартала 2023 года на 13 единиц (15,5%) (4 кв. 2022 года – 54 обращения, 3 кв. 2023 года – 84 обращения).

Причиной возникновения обращений граждан по вопросам актуализации   персональных данных является представление неполных или некорректных сведений о налогоплательщиках государственными органами, поименованными в ст. 85 НК РФ.

Обращения граждан по вопросам государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств связаны с гражданско-правовыми спорами по обжалованию внесения сведений об органах управления юридических лиц.

Также причинами возникновения вышеуказанных обращений являются религиозные верования (предубеждения) граждан.

Управлением ведется работа по актуализации персональных данных, устранению множественной постановки на учет по месту жительства, дублей и фактов слияния лиц, что способствует снижению активности обращений граждан.

На постоянной основе даются разъяснения налогоплательщикам по вышеуказанным вопросам.

Кроме того, граждане обращались по вопросам, касающимся применения контрольно-кассовой техники (0003.0008.0086.0568).

В 4 квартале 2023 года поступило 13 обращений. По данным обращениям виновные привлечены к административной ответственности по ч. 14.5 КОАП РФ, даны разъяснения. Полученная от граждан информация анализировалась, проводились мероприятия налогового контроля. Заявителю направлялся ответ с соблюдением требований ст.102 НК РФ.

Поступившие обращения связаны с разъяснением законодательства о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием электронных средств платежа, а также заявления граждан о неприменении ККТ по конкретным адресам и возможном нарушении Федерального закона №54-ФЗ. По всем обращениям проведены проверки. При выявлении нарушений виновные привлечены к административной ответственности по ст. 14.1 и ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Наличие обращений по данной тематике обусловлено тем, что в рамках реализации проектов «Рынки» и «Общепит» проводилась активная разъяснительная компания, влияющая на гражданскую ответственность налогоплательщиков.

Обращения по вопросам уклонения от налогообложения (0003.0008.0086.0560) - поступило в отчетном периоде 95 обращений, связаны с увеличением числа лиц, осуществляющих сдачу внайм жилых помещений и оказание услуг по временному размещению, а также с окончанием курортного сезона, в котором происходит массовая сдача внайм жилых помещений и оказание услуг по временному размещению отдыхающих.

Обращения по вопросам осуществления организации и контроля за проведением лотерей и азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (0003.0008.0086.0779) - поступило в отчетном периоде 603 обращения, связаны с увеличением количества игровых сайтов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено согласно постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 «О правилах создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также с увеличением количества людей использующих игровые ресурсы.

С целью снижения активности обращений граждан по указанным направлениям, при подготовке ответов заявителям формировался полный исчерпывающий информационный комплекс по вопросам, изложенным в обращениях, включающим в себя разъяснения компетенции территориальных налоговых органов Краснодарского края, а также разъяснения налогового законодательства.

В 4 квартале 2023 года в территориальные налоговые органы Краснодарского края (далее –ТНО) поступило на рассмотрение 51422 обращения граждан, в том числе: 488 обращений направлено в ТНО на исполнение письмами Управления, 945 поступило из других ведомств и 4525 поступило по почте от заявителей. 

Посредством электронных сервисов в отчетном периоде поступило 44976 обращений (87,5% от общего числа поступивших), в том числе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» - 39295 обращений (76,4% от общего числа поступивших), интернет - сервис «Обратиться в ФНС России» - 5681 обращение (11,0% от общего числа поступивших), из которых 477 (0,9%) – обращений, полученные посредством ТСК.      

Сравнительный анализ поступивших обращений через электронные сервисы выявил увеличение количества обращений на 19282 единицы или 74,4% в сравнении с 4 кварталом 2022 года, и увеличение в сравнении с 3 кварталом 2023 года на 13531 единицу или 43,0% (в 4 кв. 2022 года через электронные сервисы поступило 25794 обращения или 82,4% от общего числа, в 3 кв. 2023 года поступило 31445 обращений или 87,3% от общего числа поступивших обращений).

На контроле в ТНО в отчетном периоде находилось 60004 обращения, из которых: 51408 – поставлено на контроль в 4 квартале 2023 года и 8596 - находилось на исполнении на начало отчетного периода (срок исполнения не наступил).

В 4 квартале 2023 года исполнено 51318 обращений граждан, включая поставленные на контроль в более ранний период. По 8686 обращениям срок исполнения в отчетном периоде не наступил.

В ТНО с нарушением срока исполнения выявлено 8 обращений.

По фактам нарушений сроков исполнения в Управление предоставлены объяснительные записки на имя начальника Инспекции, а также заявки, направленные на сайт технической поддержки ФКУ «Налог-Сервис».

В целях контроля за сроками исполнения обращений граждан, общим отделом Управления осуществляется ежедневный и еженедельный упреждающий контроль. Информация об исполнительской дисциплине ежемесячно и ежеквартально докладывается руководителю Управления.