ENG

Электронное взаимодействие Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации

Дата публикации: 02.09.2014 06:41 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Развитие российского предпринимательства сопровождается расширением рынка труда. С ростом числа работодателей становится актуальным вопрос о порядке начисления и выплаты заработной платы, а также прочими отчислениями в государственные внебюджетные фонды, что обеспечивает рост поступления налогов и сборов в бюджет всех уровней.

Контроль за исполнением обязанностей работодателей осуществляют не только налоговые органы, но и Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Государственная инспекция труда. Таким образом, механизм сквозного контроля за деятельностью налогоплательщиков и плательщиков налогов (сборов), является одним из важных аспектов государственного регулирования.

В настоящее время активно идет процесс по организации электронного взаимодействия между государственными органами.

В частности, разработан порядок взаимодействия между органами Пенсионного фонда Российской Федерации и Налоговыми органами, обмен информацией осуществляется в соответствии с Соглашением от 22.02.2011 № ММВ-27-2/5/АД-30-33/04.

Налоговые органы направляют в Пенсионный фонд стандартные поступления налогов и сборов, сведения о налоговых агентах, от которых физические лица получили доход,сведения о лицах, имеющих право с 1 января 2010 года применять пониженный тариф. Органы Пенсионного фонда, в свою очередь, направляют сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам, сведения о регистрации страхователей, информацию о расходовании материнского капитала и др..

Страховые выплаты не относятся к налоговым платежам. Функции контроля за правильностью исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, возложены на Пенсионный фонд и фонды социального страхования, в соответствии с Федеральным Законом N 212-ФЗ от 24.07.2009 года. Этот же закон регулирует и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Плательщиками страховых взносов (или страхователи) являются Лица, которые обязаны платить страховые взносы, производящие выплаты и вознаграждения физическим лицам по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским договорам.

К данной категории страхователей относятся:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.

Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме исчислить и уплатить страховые взносы, а также представить расчеты по уплаченным и начисленным страховым взносам в отделения Пенсионного фонда, в установленные законодательством сроки. Это является их обязанностью.

При этом, данные выплаты позволяют страхователям - налогоплательщикам и плательщикам сборов, на которых в соответствии с налоговым законодательством,возложена обязанность по уплате налогов и (или) сборов, уменьшить налоговые платежи в бюджет. Данное положение по уменьшению сумм налогав допустимом налоговым законом размере,является правом страхователя. Налоговые органы, в целях осуществления мероприятий налогового контроля по порядку исчисления и уплаты налога, обязаны определить наличие/отсутствие данного права, размер и своевременность оплаты начисленных и уплаченных страховых взносов.

Источником информации по начисленным и уплаченным страховым взносам по каждому страхователю – плательщику налогов (сборов) служат копии расчетов, которые предоставляются в налоговые органы отделениями Пенсионного фонда на постоянной основе.

Такая система обмена информацией позволяет должностным лицам налоговых органов на рабочих местах своевременно и качественно осуществлять контроль за заявленными страховыми взносами на уменьшение сумм налоговых платежей.

Уменьшение суммы налога на начисленные и уплаченные страховые платежи в размере, выше допустимого, приведет к занижению суммы исчисленного налога (сбора), что в свою очередь влечет за собой налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации“Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия)”,в виде взыскания штрафа в размере от 20% до 40% (в зависимости от наличия умысла) от не уплаченной суммы налога.

Ответственность за содеянное возлагается на налогоплательщика, поскольку именно он несет риски, связанные с осуществлением финансово-хозяйственной деятельности, в связи с чем, работодатели обязаны соблюдать нормы действующего законодательства, оформлять трудовые договоры, содержащие достоверные сведения об условиях оплаты труда, своевременно и в полном объемы выплачивать заработную плату и перечислять налоги и обязательные платежи.