ENG

Информация о порядке обжалования в вышестоящем налоговом органе актов налоговых органов ненормативного характера, действий (бездействия) их должностных лиц

Дата публикации: 13.01.2014 04:04 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Перечень нормативных документов, регламентирующих порядок обжалования:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ);

-глава 19 НК РФ «Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц» НК РФ, глава 20 НК РФ «Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней» по правоотношениям, возникающим в рамках налогового законодательства.

Законодательством о налогах и сборах регулируются властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. (ст. 2 НК РФ)

Понятие жалобы (апелляционной жалобы), акта ненормативного характера:

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права. (ст. 138 НК РФ)

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со ст.101 НК РФ, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.(ст.138 НК РФ)

Под актом ненормативного характера, который может быть оспорен путем предъявления требования о признании его недействительным, понимается документ любого наименования (решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

ВНИМАНИЕ!!! С 01.01.2014 обязательный досудебный порядок обжалования будет распространяться не только на решения, вынесенные в порядке ст.101 НК РФ, но и на иные акты налоговых органов ненормативного характера, а также на действия или бездействие их должностных лиц.

В соответствии с абз.1 п.2 ст.138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ.

Все жалобы подаются в вышестоящий налоговый орган через территориальный налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. (п.1 ст.139 НК РФ)

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП);

-глава 30 КоАП «Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении» по правоотношениям, возникающим в области законодательства об административных правонарушениях.

Законодательством об административных правонарушениях обеспечивается: защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений. (ст.1.2 КоАП)

3. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ),

- глава 2.1 Закона № 210-ФЗ «Досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего» по правоотношениям, возникающим в связи с предоставлением государственных услуг налоговыми органами.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия. (п.1 ст.1 Закона 210-ФЗ).

Понятие государственной услуги:

Государственная услуга - деятельность по реализации функций соответствующего федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий переданных федеральными законами и законами субъектов РФ, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных федеральными и региональными нормативными правовыми актами полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Налоговые органы осуществляют государственные услуги в соответствии с полномочиями, предусмотренными налоговым законодательством и Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 (далее – Постановление №506), в том числе:

- осуществляют государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (п.5.3 Постановления № 506);

- бесплатно информируют (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения (п.5.6 Постановления № 506, пп.4 п.1 ст.32 НК РФ);

- осуществляют прием деклараций (расчетов) (ст.80 НК РФ);

- сообщают налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации (пп.6 ст.32 НК РФ);

- предоставляют налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа (пп.10 ст.32 НК РФ);

- регистрируют в установленном порядке контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5.4.2 Постановления № 506).

Соответственно, в силу статьи 13 Закона № 210-ФЗ разработаны Административные регламенты по порядку предоставления вышеуказанных государственных услуг, осуществляемых налоговыми органами, и их обжалования налогоплательщиками:

3.1. Административный регламент, утвержденный Приказом Минфина России от 22.06.2012 № 87н,

- раздел V Административного регламента № 87н «Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) инспекции, предоставляющей государственную услугу, а также ее должностных лиц».

Настоящий Административный регламент регулирует сроки и последовательность административных процедур (действий) налоговых органов по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. (п.1 раздела 1 Административного регламента № 87н)

3.2. Административный регламент, утвержденный Приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н,

- раздел V Административного регламента № 99н «Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) налогового органа, а также ее должностных лиц».

Настоящий Административный регламент регулирует сроки и последовательность административных процедур (действий) налоговых органов по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов). (п.1 раздела 1 Административного регламента № 99н)

3.3. Административный регламент, утвержденный Приказом Минфина России от 02.07.2012 № 94н,

-раздел V Административного регламента № 94н «Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, государственных служащих».

Административный регламент регулирует сроки и последовательность административных процедур и административных действий налоговых органов по предоставлению государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации. (п.1 раздела 1 Административного регламента № 94н)

4. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ).

Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. (п.1 ст.1 Закона № 59-ФЗ)

Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется и на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений юридических лиц. (п.4 ст.1 Закона № 59-ФЗ)

Понятие обращения:

Обращение – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба. (п.1 ст.4 Закона № 59-ФЗ)

Предложение (обращение) – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. (п.2 ст.4 Закона № 59-ФЗ)

Заявление (обращение) – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. (п.3 ст.4 Закона № 59-ФЗ)

Жалоба (обращение) – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. (п.4 ст.4 Закона № 59-ФЗ)

ВНИМАНИЕ!!! В рамках Закона № 59-ФЗ не рассматриваются жалобы, в которых обжалуются акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействия должностных лиц налогового органа, принятые (осуществляемые) в рамках налогового законодательства, административного кодекса и в рамках Закона № 210-ФЗ.

Особенности порядка досудебного (внесудебного) обжалования в рамках вышеуказанных законодательных актов отражены в таблице.


Законодательный акт, регулирующий порядок обжалования споров, возникающих при его применении

Предмет

обжалования

Орган рассматривающий жалобу

Орган, в который подается жалоба

Срок подачи жалобы

и срок рассмотрения жалобы

1

2

3

4

5

1) В рамках Налогового кодекса РФ (НК РФ).

А) Не вступившие в силу решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности, вынесенные в порядке 101 НК РФ (п.1 ст.138 НК РФ);


ВНО

(п.1 ст139.1

НК РФ)


ТНО

(п.1 ст139.1 НК РФ)

Срок подачи апелляционной жалобы – до дня вступления в силу обжалуемого решения (п.2 ст.139.1 НК РФ);

Срок рассмотрения апелляционной жалобы ВНО – в течение одного месяца со дня получения жалобы. Указанный срок может быть продлен не более чем на один месяц (п.6 ст.140 НК РФ).


Б) Вступившие в силу решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности, вынесенные в порядке 101 НК РФ (п.1 ст.138 НК РФ);


ВНО

(п.1 ст139.1 НК РФ)

ТНО

(п.1 ст139.1 НК РФ)


Срок подачи жалобы – в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения (п.2 ст.139 НК РФ);

Срок рассмотрения жалобы ВНО – в течение одного месяца со дня получения жалобы. Указанный срок может быть продлен не более чем на один месяц. (п.6 ст.140 НК РФ).


В) Иные акты налогового органа ненормативного характера, в том числе решения, вынесенные в порядке ст. 101.4 НК РФ, действия или бездействия должностных лиц (п.1 ст.138 НК РФ).

ВНО

(п.1 ст139.1 НК РФ)

ТНО

(п.1 ст139.1 НК РФ)


Срок подачи жалобы – в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (п.2 ст.139 НК РФ);

Срок рассмотрения жалобы ВНО – в течение 15 рабочих дней со дня получения жалобы. Указанный срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней (п.6 ст.140 НК РФ).(*1)

2) В рамках Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП).


Постановления по делу об административном правонарушении (п.1 ст.30.1 КоАП).


ВНО (п.1 ст.30.2 КоАП)


ТНО

(п.1 ст.30.2 КоАП)


Срок подачи жалобы – в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (п.1 ст.30.3 КоАП);

Срок рассмотрения жалобы ВНО – в десятидневный срок со дня поступления жалобы со всеми материалами дела (п.1 ст.30.5 КоАП).





3) В рамках Закона № 210-ФЗ, в том числе:



А) в рамках Административного регламента, утвержденного Приказом Минфина России от 22.06.2012 №87н;






Б) в рамках Административного регламента, утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2012 №99н;(*2)





В) в рамках Административного регламента, утвержденного Приказом Минфина России от 29.06.2012 №94н;


Решения о государственной регистрации либо решения об отказе в государственной регистрации, действия (бездействие) должностных лиц налогового органа по порядку предоставления государственной услуги (п.108 Административного регламента № 87н).

ВНО

(п.113 Административного регламента №87н)

ВНО

(п.113 Административного регламента №87н)






Срок рассмотрения жалобы ВНО – в течение 15 рабочих дней со дня регистрации жалобы.

В случае обжалования отказа инспекции в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений – в течение пяти рабочих дней со дня регистрации жалобы (п.114 Административного регламента № 87н).


Решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц, принятые (осуществляемые) в ходе предоставления государственной услуги (п.232 Административного регламента № 99н).




ВНО

(п.229 Админист

ративного регламента, п.1 ст.139 НК РФ)

ТНО

(п.229 Административного регламент п.1 ст.139 НК РФ)

Срок подачи жалобы – в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (п.229 Административного регламента №99н);

Срок рассмотрения жалобы ВНО – в течение 15 рабочих дней со дня получения жалобы. Указанный срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней. (п.229 Административного регламента №99н)


Действия (бездействие) и решения, принятые (осуществляемые) ТНО при предоставлении государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.102 Административного регламента № 94н).


ВНО

(п.104 Административного регламента №94н)

ВНО

(п.104 Административного регламента №94н)


Срок рассмотрения жалобы ВНО – в течение 15 рабочих дней со дня регистрации жалобы.

В случае обжалования отказа инспекции в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений – в течение пяти рабочих дней со дня регистрации жалобы (п.109 Административного регламента № 94н).

4) В рамках Закона

№ 59-ФЗ.

Действия (бездействие) должностных лиц налогового органа, за исключением действий (бездействий) по правоотношениям, возникающим в рамках НК РФ, КоАДП, Закона

№ 210-ФЗ.

ВНО

(ст.8 Закона №59-ФЗ)

ВНО

(ст.8 Закона №59-ФЗ)


Срок рассмотрения обращения (жалобы) – в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней (ст. 12 Закона №59-ФЗ).

ВНИМАНИЕ!!! Обращения в виде заявлений и предложений, для которых не предусмотрен досудебный (внесудебный) порядок обжалования, рассматриваются территориальными налоговыми органами в рамках Закона № 59-ФЗ.

Заявления и предложения подаются налогоплательщиками в тот территориальный налоговый орган или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (ст.8 Закона № 59-ФЗ) Срок рассмотрения заявления и предложения - в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Указанный срок может быть продлен не более чем на 30 дней. (ст. 12 Закона №59-ФЗ).

*1 - Ускоренная процедура рассмотрения жалобы

*2 - Поскольку перечень предоставления государственных услуг в рамках Административного регламента №99н предусмотрен Налоговым кодексом РФ, являющимся приоритетным нормативным документом по отношению к регламенту, порядок обжалования следует применять в рамках Налогового кодекса РФ.