ENG

О результатах урегулирования налоговыми органами Приморского края споров с налогоплательщиками в досудебном порядке за 2012 год

Дата публикации: 29.03.2013 03:00 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Одним из наиболее значимых аспектов деятельности налоговых органов является контрольная работа, направленная на администрирование процесса исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств. По результатам контрольной работы производится доначисление налогов, неуплаченных налогоплательщиками самостоятельно, а также соответствующих пеней и штрафных санкций.

Налогоплательщики, не согласившиеся с выводами налоговых органов о необходимости уплаты доначисленных сумм, подают возражения. Если претензии налогоплательщиков обоснованы, то налоговые органы снимают часть своих требований при досудебном урегулировании споров: на стадии рассмотрения возражений или при последующей подаче жалоб.

Так, за 2012 год налогоплательщиками края путем подачи возражений, а также посредством устного заявления доводов на рассмотрении в инспекции материалов проверок, оспорено 2 894 акта налоговых органов, оспариваемая сумма составила 4,191 млрд. руб. (более 57% всей оспоренной суммы, или 2,427 млрд. руб. приходится на споры с 38 налогоплательщиками, доначисления по проверкам которых составили более 25 млн. руб.).

По результатам рассмотрения возражений налоговыми органами в отчетном периоде доводы налогоплательщиков удовлетворены на сумму 1,202 млрд. руб., что составило 28,7% от оспоренных налогоплательщиками сумм.

В основном требования налогоплательщиков по результатам рассмотрения возражений признаются обоснованными в связи с представлением налогоплательщиками документов, ранее не представленных к проверке (48% от общей удовлетворенной суммы) либо в связи с наличием смягчающих обстоятельств снижаются штрафы (17%).

Налогоплательщики, не согласившиеся с выводами территориальных налоговых органов, подают соответствующие жалобы в вышестоящий налоговый орган (Управление).

В отчетном периоде в налоговых органах края находилось на рассмотрении 840 жалоб, из них оставлено без рассмотрения 40 жалоб (4,8% от поступивших на рассмотрение). Это жалобы, при подаче которых налогоплательщиками не соблюдены соответствующие требования: жалоба не подписана или подана неуполномоченным лицом (отсутствует доверенность на представителя), подана с пропуском предусмотренного ст.139 НК РФ срока представление жалобы по предмету и основанию аналогичной ранее рассмотренной и т.п.

В ряде случаев предпринятые инспекциями меры по урегулированию спорной ситуации явились основанием для отзыва жалобы налогоплательщиками. За 2012 год до вынесения решения по жалобе налоговым органом заявителями отозвано 62 жалобы (7,4% от поступивших на рассмотрение).

В целом за рассмотрено налоговыми органами Приморского края в 2012 году 712 жалоб, оспариваемая налогоплательщиками сумма составила 3,774 млрд. руб. Из рассмотренных удовлетворено полностью или частично жалоб 311 налогоплательщиков на сумму 281,618 млн. руб. Общий процент удовлетворения жалоб по количеству составил 43,7%, по сумме - 7,5%.

При этом по искам налогоплательщиков, предъявленным к налоговым органам, судами первой инстанции в 2012 году вынесено 354 решения (для сравнения в досудебном порядке рассмотрено 712 жалоб), из них 158 решений по спорам, не прошедшим досудебное урегулирование (налогоплательщиками оспорены действия (бездействие) налоговых органов, связанные с принудительным взысканием, с отказами в возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) сумм, государственной регистрацией, истребованием документов, приостановлением операций по счетам и др.).

Приведенные данные свидетельствуют об эффективной работе налоговых органов края по досудебному урегулированию налоговых споров.

В целом, следует отметить, что процедура досудебного урегулирования по-прежнему является эффективным инструментом разрешения возникающих налоговых споров, поскольку не требует от заявителя дополнительных финансовых затрат (на уплату пошлины или привлечение юриста), а также позволяет разрешить ситуацию в более короткие сроки по сравнению со сроками судебного производства. Это позволяет надеяться, что в будущем налогоплательщики будут отдавать предпочтение именно досудебному, нежели судебному урегулированию возникающих споров с налоговыми органами.